Задачи:
- уметь эмоционально-образно воспринимать и охарактеризовывать музыкальные произведения;
- знать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- понимать роль в жизни человека.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид контроля, измерители – устный опрос (индивидуальный и фронтальный)
Ход занятия
В начале занятия учитель зачитывает детям стихотворение Д. Кедрин:
Учитель:
Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор …
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Иль степь от маков красная
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
I. Разъяснительная часть урока
Учитель: Музыка окружает человека на протяжении всей его жизни. Звучит она повсюду: по телевидению и радио, в театре, в концертном зале. В школе, в лагере, на дискотеках, стадионах …
Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки. Песни, марши, танцы – их непременные спутники. Мы с вами говорим, что “музыка – сама жизнь. С каждым последующим уроком мы с вами глубже познакомимся с понятием “музыкальный образ”.
На протяжении всех лет обучения, когда вы исполняли или слушали музыкальные произведения, мы фактически знакомились с разными музыкальными образами. А в 6 классе мы к понятию “музыкальный образ” практически “прикоснулись”. Знакомясь с произведениями мы пришли к выводу, что музыка может сильно воздействовать на человека, она влияет на его настроение и даже меняет его.
– Но любая музыка, которую мы слушаем, способна взволновать нас, оказать на нас сильное воздействие?
Дети: Yесомненно, только та, которая нам понятна, созвучна нашим чувствам и мыслям.
Учитель: Вспомните и назовите произведения, которые вам запомнились?
Дети: Симфония №6 П.Чайковского, Симфония №5 Л.Бетховена, “Я – фронт” М.Теодоракис, 6 симфония П.Чайковского, И.С. Бах органная фуга соль минор … (если учащиеся затрудняются в ответах, можно вспомнить фрагменты).
Учитель: Итак, мы сегодня будем вслушиваться в характер музыкальных образов, определять смысл, лучше понимать творческий замысел композитора. В произведениях человек рассказывает об окружающей его жизни подобно, поэзии или живописи музыка помогает людям увидеть и понять богатый и многообразный мир. Она может поведать и о правдивых и фантастических событиях, нарисовать картину природы… Но музыке особенно свойственно передавать настроение людей, их чувства и переживания.
Содержание песни, романса. Хора легко пересказать. Здесь оно всегда определенно и конкретно, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете, на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в произведениях, написанных для отдельных инструментов или оркестра, содержание раскрывается только в музыкальных звуках. Его нельзя увидеть. Его трудно пересказать словами. Его можно почувствовать и понять. Хорошо об этом сказал, писатель Лев Кассиль: “В музыкальном произведении мысли и чувства человека передаются в условной, только музыке присущей форме. Композитор выражали те или иные думы, свои переживания, радость, негодование, печаль. И происходит чудо: слушатель разделяет именно те же настроения, чувства и мысли, ради которых сочинял музыку композитор”.
На доске рисунок двух мальчиков играющих на природе.
II. Работа по теме
Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к русской народной музыке. Когда великого Бетховена спросили, откуда черпает он свои музыкальные мысли, композитор ответил: “Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словам, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот”.
1. Слушание песни “Милый мой хоровод”
Учитель: Что вы представляли, слушая песню? О чем нам поведала музыка? Что понимаете под содержанием музыкальных произведений? Какие чувства отражены в главной мелодии? Как развивается мелодия? (4 куплета, во ?? изменен нижний голос, в ??? небольшой канон, в ?V высокий подголосок, т.е. форма вариации – тема +3 вариации, где она усложняется, развитие непрерывно, что вся песня воспринимается как единый песенно-хороводный образ.
2. При помощи цветных карандашей на листе формата А4 изобразите движение мелодии и её окраску, музыка пронизана основной интонацией”до-фа” или “фа-до” главными устойчивыми звуками (похвалить всех ребят, сделать акцент на цвет и движении мелодии, по окончанию работы предложить ребятам сделать выставку своих работ).
3. Физкультминутка (все встали).
Под веселые мы трели
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
И как следуй потеснись.
Повернись на право к другу.
Правую дай руку другу.
(присели на стульчики)
4. Слушание песни в исполнении учителя “Уголок России” муз.В.Шаинского.
Учитель: Определите тип мелодии? Как вы будете брать дикания и проговаривать слова? В песни один образ или несколько? О чем рассказывает и какие чувства вызывает эта песня? (текст песни на парте, в папке).
III. Повторение изученного
Учитель: Перечислите известные вам выразительные средства музыки?
Метр
Ритм – организация музыки во время лад;
Гармония-аккорд и их последовательность;
Регистр – характер звучания звукоряда;
Темп окраска;
Динамика развития;
Темп скорость движения.
Сравните звучание тем в произведении “Милый мой хоровод” и “Уголок России”, есть ли различия, если есть, то в чем различия их выразительных средств?
IV. Итог урока
Можно предложить ребятам определить образ
урока (образ России с её песнями и танцами).
Подвести итог работы ребят на уроке, с
выставление оценок за каждый этап урока.
V. Домашнее задание
Изобразите понравившееся произведение, фрагменты урока в своих тетрадях в цвете красок.