Цели занятия:
1. Познакомить учащихся с основными понятиями, связанными с семьёй.
2. Расширить знания учащихся по основам православной культуры, по истории христианства, обогатить речевой запас пословицами и поговорками, читательский запас - народными сказками и православными произведениями.
3. Развивать интерес к индивидуальной и групповой проектной деятельности. Совершенствовать навыки работы учащихся с использованием интерактивного оборудования.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Проверка готовности. Посадка детей.
2. Актуализация знаний учащихся.
Инсценировка рассказа В.А.Сухомлинского "Как река рассердилась на дождик".
Загордилась Река:
- Смотрите, какая я широкая и полноводная, какие у меня зелёные берега. И солнышко во мне отражается, как в зеркале, и деревья зелёные, и небо голубое.
Внезапно небо закрыли тучи и пошёл серый Дождик. Идёт день, два, три. Стали серыми и Река, и её берега. Посерел весь свет. Разгневалась Река:
- Сколько ты будешь хлюпать, несчастный Дождишко? Из-за тебя я стала некрасивой.
А Дождик отвечает:
- Если бы не я, серенький, не была бы ты широкой и полноводной.
Вот так и нам не следует забывать, откуда мы течём.
(По В.А.Сухомлинскому)
Учитель. Объясните смысл последнего предложения.
Вот так и нам не следует забывать, откуда мы течём.
Дети. Человеку нужно знать своих предков, историю своей семьи.
3. Введение в тему урока.
У. Сегодня на занятии мы будем говорить о семье и разберём основные понятия, связанные с семьёй.
Запускается презентация на интерактивной доске.
У. Прочитайте эти понятия на интерактивной доске.
Слайд 2
У. Какие понятия вам уже знакомы? Что они могут означать?
Д называют слова, с которыми они знакомы и дают их определение. Ребята выделяют ещё неизвестные им понятия (идёт прогнозирование нового материала).
4. Знакомство с новым материалом.
А) ознакомительное чтение:
У. Прочитайте текст на с.88 - 89 учебника и ознакомьтесь с объяснением этих понятий.
Как рождается семья?
В Библии описано, как Бог установил порядок жизни человека. "И сотворил Бог человека по образу Своему: мужчину и женщину сотворил их: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею:"
Словом "семья" называют отца, мать и их детей. Это слово происходит от слова "семя". Мы - семя наших родителей. Бог установил, что отец является мужем, а мать - женой. Первыми мужчиной и женщиной были Адам и Ева. Бог так сотворил человека, чтобы у мужа и жены были дети и люди могли продолжать свой род.
Род - это все наши предки, которые жили до нашего рождения. Их ещё называют прародители, то есть старшие (древние) родители. Нашими прародителями были Адам и Ева.
Память о наших предках связывает нас с историческим прошлым, напоминает нам, кому мы обязаны своим рождением. Сам Иисус Христос прекрасно помнил и почитал всех Своих предков, начиная с праведного Авраама. Если перечислить всех предков, получится родословие. Фамилия человека является названием его рода.
В Православной Церкви установлены особые дни поминовения предков. Поминальная церковная служба называется панихидой.
(По С. Коротких)
Б) проверка прочитанного на интерактивной доске:
У. Какие понятия вам легко удалось объяснить? Найдите объяснение в учебнике.
(на доске открываются определения понятий, названных учащимися в любом порядке)
Слайды 3-7
У. Давайте обобщим. Что нового вы узнали из текста?
Что нового вы узнали из жизни Иисуса Христа? Что вы узнали о его родословии?
5. Закрепление изученного материала. Представление проектов по группам.
А) родословная Христа:
У. Первая группа решила изучить родословную Христа, подготовила проект по теме "Родословие Христа". Давайте послушаем, что они узнали.
Ученик рассказывает о родословии Христа.
Родословная Иисуса уходит своими корнями в далекое прошлое. К нам она дошла в Евангелиях от Матфея и от Луки. Есть две версии родословных Иисуса Христа. В обоих упоминают имя Иосифа, официального отца Иисуса, а также имена Авраама и Давида, но в поколениях между Давидом и Иосифом их родословные расходятся.
Существует несколько точек зрения на причины расхождения. В родословной до Давида Иисус был, как думали, сыном Иосифа. В данной родословной следует обратить внимание на то, что Каинан, сын Арфаксада, отсутствует в еврейском тексте Библии, однако присутствует в Септуагинте.
В библейских родословных от Луки и Матфея, Иисус берет свое начало от Давида и Авраама, но в дальнейшем их родословные имеют некоторые расхождения. Так как святой Матфей писал Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Иисус Христос происходит от Давида и Авраама, как это надлежало Мессии. Он начинает свое Евангелие прямо с родословной Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до "Иосифа, мужа Марии, из нея же родился Иисус ".
Святой Лука, поставивший себе задачу показать, что Христос принадлежит Всему человечеству и есть спаситель всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога. Его родословная расходится с родословной Матфея. Древний христианский ученый Юлий Африкан объясняет это законом ужичинства, по которому, если один из братьев умирал бездетным, то другой брат должен был взять за себя его жену и первенец от этого брака считался сыном умершего, отсюда и возникают противоречия.
По одной из теорий критиков, Лука и Матфей писали свои Евангелия независимо друг от друга, но используя Евангелие от Марка. Оба посчитали нужным привести родословие Христа, так как по пророчеству Мессия должен быть потомком Давида. Родословие Давида было известно из иудейских источников, но далее имена, согласно этой точке зрения, пришлось выдумывать.
У. Какие вопросы появились у вашей группы во время работы над проектом?
Д задают вопросы:
1) почему в родословии Христа названы только мужчины?
2) Иосиф не являлся Иисусу кровным отцом. Почему родословие идёт по его линии?
У. Найдены ли вами ответы на эти вопросы?
Д рассказывают:
1) в родословии Христа названы только мужчины, потому что у евреев было принято вести родословную по линии мужчины;
2) у евреев не было принято вести чей-либо род от предков матери, а Иосиф по еврейским законам считался отцом Иисуса.
Б) художники и иконописцы о семье:
У. Где можно увидеть нам, потомкам, изображение семьи Иисуса?
Д. На иконах и картинах.
У. Вторая группа занималась поиском репродукций икон и картин о семье. Рассмотрите их на интерактивной доске.
У на интерактивной доске демонстрирует репродукции икон и картин с изображением семьи Иисуса Христа.
У. Кого мы видим на иконах и на картинах?
Слайды 8-10
Д рассказывают, что на иконах и картинах можно увидеть мать Марию с младенцем, а также всю семью Иисуса и делают вывод о том, что художникам и иконописцам был интересен образ семьи Иисуса.
У. Художникам на протяжении всей истории человечества был интересен образ семьи. Это была одна из самых любимых тем многих художников. Ребята нашли репродукции картин с изображением семьи художников, живших в разные века. Рассмотрите их на интерактивной доске. Чем они похожи?
Слайды 11-15
Д высказывают свои версии о том, что семья изображается разными художниками по-своему, но их объединяют качества, которые должны быть в каждой семье, находят положительные качества семьи.
В) азбука семьи:
У. Какие положительные качества должны открываться и воспитываться в семье?
Д называют: любовь, верность, взаимопонимание, честность и т.д.
У. Таким образом, можно составить Азбуку семьи. Третья группа занималась её составлением и нашла несколько десятков таких качеств.
Г) сказки, пословицы, поговорки о семье:
У. Положительные качества семьи народы России ценили издревле и оставляли следующим поколениям свою мудрость, накопленную веками.
С какими народными источниками вам удалось поработать?
Д называют сказки, пословицы, поговорки.
У. Какие книги стали для вас откровением?
Д. Православные сказки и рассказы о семье.
У. Четвёртая группа подготовила выставку сказок и авторских произведений о семье, а также пословицы и поговорки о семье разных народов.
Послушайте на языке оригинала несколько пословиц разных народов о семье.
Слайды 16-18
У. Объясните смысл пословиц. Что вы заметили?
Д. Тексты пословиц разные, а идея одна.
У. Значит, у разных народов были единые требования к семье.
Задание в группах
Соедините одинаковые по смыслу пословицы. Сформулируйте требования к семье.
Яблочко от яблоньки недалеко падает. Всяк кулик своё болото хвалит. В своей норе и мышь госпожа. Мать хвалит дитя, а свинья поросёнка. Дома каждый пёс чувствует себя львом. (англ.) |
Какова мать, такова и дочь (тад.) Гусю мил его гусёнок, а человеку мил его ребёнок. (даг.) Всякая птица своё гнездо любит.(англ.) Своё гнездо самое лучшее. (нем.) |
Физкультминутка. Упражнения на расслабление и зрительная гимнастика.
Д) родословие учеников:
У. Вы также являетесь членами своих семей. Что вы узнали о своей семье? Сколько поколений вам удалось найти? Как проходил этот поиск? Какие трудности у вас возникли?
Д рассказывают о своей работе.
У. История даёт нам урок. Революции, войны, гражданские потрясения рвут семейные нити, теряются корни семьи. Трудно собрать семейный архив. Нужно укреплять семейные связи.
Что интересного вы узнали о своих предках?
Есть ли знаменитые люди, которые живут в ваших семьях?
Е) жизнь и творчество скульптора В.И.Бартенева:
У. Мы вместе с вами узнали о жизни и творчестве нашего земляка, который всю жизнь посвящает нашему городу Курску и знаменит в Курске и за его пределами. Это скульптор В.И.Бартенев.
(демонстрируется презентация о жизни и творчестве В.И.Бартенева)
Слайды 19-34
У. Что вы узнали об этом человеке? Какое отношение он имеет к родословию ваших семей?
Д. Он является дедушкой одного из наших учеников.
У. Давайте посмотрим внимательно на родословную этого ученика. Его дедушка - скульптор, его мама - художник. В семьях часто ремесло передаётся из поколения в поколение. Потомками перенимается опыт своих предков.
Вам удалось не только увидеть работы скульптора, но и пообщаться с ним. Вспомните, что он вам рассказал о роли семьи в его жизни.
Д рассказывают, что семья всегда была опорой для скульптора. У него есть жена, дочь и трое внуков.
У. Послушайте его напутственное слово для вас.
(звучат напутственные слова скульптора В.И.Бартенева на интерактивной доске)
У. Мы выпустили газету о творчестве В.И.Бартенева и о вашем знакомстве с ним. Рисунок 1, 2
6. Итог урока. Обобщение.
У. Давайте подведём итог нашему уроку и сделаем выводы из знакомства с родословием семьи. Что нужно делать для укрепления своей семьи?
Д с помощью записей на интерактивной доске подводят итог уроку.
Слайд 35
7. Домашнее задание.
У. Приближается праздник - День Победы. Продолжая работу с родословной своей семьи вам нужно найти своих предков - участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и т.д. и подготовить о них сообщение.
При создании урока использованы следующие пособия:
1. Учебное пособие для учащихся: Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Книга вторая. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
2. Резервы Интернета: репродукции картин, икон, доклад о родословии Иисуса Христа.
3. Видеозаписи и фотографии из личного архива скульптора Бартенева В.И.
4. Творческие работы обучающихся 3 класса "В" МОУ "Гимназия №4" города Курска.