Цель:
- развитие учебно-информационных и учебно-логических умений,
- формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.
Задачи:
Обучающая: закреплять представления об
алгоритме синтаксического разбора предложения;
повторить правописание непроверяемых
безударных гласных в корне слова; вырабатывать
орфографическую и пунктуационную зоркость.
Оборудование:
- Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. - 4 класс. - часть 1. - С. 68-69;
- Компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.
- Карточки-задания для работы в парах.
- Индивидуальные задания.
Примечания:
* (В скобках даны примерные ответы детей)
Ход урока
1. Оргмомент.
- Ребята, повернитесь друг к другу, приятно улыбнитесь и пожелайте успехов в работе на уроке.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык". [Слайд № 1]
Тема урока "Синтаксический разбор предложения".
- Скажите пожалуйста, такая тема урока встречается у нас впервые? (Нет.)
- Как вы думаете, что же мы будем делать на этом уроке, если мы прошли эту тему? (Закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения. Может быть узнаем что-то новое о разборе?)
3. Словарная работа. [Слайд № 2]
Подл:жащее, ск:зуемое, опр:деление, д:полнение, гл:гол, обст:ятельство.
- Давайте вспомним написание этих слов. (Дети говорят куда падает ударение и называют безударную гласную, после этого делается клик мышкой, на экране появляется пропущенная буква. И так после каждого слова.)
- Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее? Почему?
- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
- Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)
- Найдите слово, которое я задумала: В нём 5 слогов, на 3-й слог падает ударение, 3 мягких согласных звука, 4 звонких согласных звука, из которых 2 парные.(подлежащее)
- Что такое подлежащее? Почему так называется?
- Составьте и запишите предложение с этими словами.
- Зачитайте свои предложения. Попробуйте составить схему к своему предложению.
- Чем осложнено предложение?
- Что такое однородные члены предложения?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Какой раздел науки о языке изучает предложения?
4. Актуализация необходимых теоретических знаний.
Следующее задание поможет нам вспомнить алгоритм проведения синтаксического разбора. [Слайд № 3] Закончите предложения:
- Предложения по цели высказывания бывают:
- Предложения по интонации бывают:
- Грамматическая основа - это:
- Распространённое предложение - это:
(Дети дополняют предложения)
Работа в парах. (Ребятам раздаются карточки.)
Поработаем с табличкой, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.
Предложения | Повествовательное | Побудительное | Вопросительное |
Ребята, берегите природу | |||
Сколько дней в октябре | |||
Ура, каникулы | |||
Птицы улетают на юг | |||
Мойте руки перед едой |
Проверка выполнения задания.
- Попробуйте определить по знакам препинания каким будет предложение по цели высказывания и по интонации. [Слайд № 4. После того, как дети дадут характеристику каждой строки со знаками препинания, делается клик мышкой, на экране появляется возможная характеристика]
- ?!
- .
- ?
- !
- Можно ли по схемам определить цель высказывания и интонацию предложения? (Дети делают вывод, что по схемам можно определить точно только интонацию, а цель высказывания нельзя, так как она может быть в разных вариантах.)
Спишите, расставив знаки препинания. Устно сделайте синтаксический разбор предложений. [Слайд № 5]
Прошло лето
Улетели на юг птицы ласточки стрижи соловьи
Реже выглядывает из-за туч солнышко
Почему оно прячется
Солнышко выгляни поскорей
(Проверка выполнения заданий.)
8. Физкультминутка для глаз. [Слайд № 6]
- Водите глазками за движущимися предметами.
Проверьте, правильно ли выполнен разбор по членам предложения. [Слайд № 7]
В небе плывут облака. У девочки от усталости слипаются глаза.
(Дети в устной форме исправляют ошибки, делается клик мышкой и ошибки на экране исправляются.)
Дифференцированная работа. Варианты дети выбирают самостоятельно.
- 1 вариант (Повышенной сложности). Выполнить упр.2 с.68. Записать составленные предложения в тетрадь и провести синтаксический разбор. (1 человек идёт выполнять на обратную сторону доски.)
- 2 вариант (Базовый уровень). Дополни предложение, запиши его в тетради проведи синтаксический разбор этого предложения. Над водой, над лесом, над поляной плывёт: (1 человек идёт выполнять на обратной стороне доски.)
- 3 вариант. Спиши первое предложение из упр.3 на с.68 и проведи синтаксический разбор этого предложения. (1 человек диктует во время записи предложение, называя все замеченные орфограммы и делает синтаксический разбор.)
(Проверка заданий 1 и 2 вариантов.)
Составьте предложение на осеннюю тему, к которому можно дать такую характеристику: повеств., невоскл., распр., есть однор.чл.. [Слайд № 8] (Проверка выполнения задания.)
12. Рефлексия.
- Давайте вспомним цель нашего урока.
- Что нам удалось лучше всего сделать?
- Над чем ещё следует поработать?
Домашнее задание.
Составить 3 предложения (повеств., побуд., вопросит.) и сделать синтаксический разбор.