Цели:
- формировать умения учащихся изменять имёна прилагательные по родам и числам;
- развивать умения ставить вопросы к именам прилагательным, составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных, определять род и число прилагательных;
- развивать речь учащихся;
- расширять кругозор учащихся, воспитывать уважительное отношение ко всем народам, живущим на Земле.
Оборудование: мультимедиапроектор, слайды для проведения словарно-орфографической работы, слова на карточках для дидактической игры (развешены по классу); карточки трёх уровней для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса, автор А.В.Полякова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания: упр. 296
– Назовите имена прилагательные ж.р., ср. р., м.р.
– Как вы определили род прилагательного?
III. Введение в тему
1. Чистописание.
ой ий ый ая яя ое ее
– Что скажете? (Это окончания имён
прилагательных)
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имя
прилагательное – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Как изменяются имена прилагательные? (По
родам и числам)
– Какие окончания имеют прилагательные м.р.?
ср.р.? ж.р.? (М.р. – -ой, -ий, -ый;
ж.р. – -ая, -яя; ср.р. –
-ое, -ее).
– Какое соединение букв в окончаниях
прилагательных ж.р.?
– Запишите строчку чистописания в свои
тетради.
2. Объявление темы урока.
– Назовите тему урока. (Определение рода и числа имён прилагательных)
3. Словарно-орфографическая работа (Приложение 1)
– Прочитайте слова на экране (Слайд 2)
Дев.ч.ка, м.л.ко, н.род, б.жать, эск.мо, ф.нарь.
– Какое задание можно предложить? (Поделить
на слоги, поставить ударение, назвать орфограммы,
т.е. определить СУО)
– Какое слово лишнее? Почему? (Исключение из
группы слов)
– Какие орфограммы заметили в словах?
– Какое слово непонятно? Что такое «Эскимо»?
Почему его так назвали?
Учитель. Чуть-чуть истории… В своё время американские индейцы так назвали северные племена за обычай есть сырое мясо. Эскимосы значило «сыромясоеды», то есть «люди, поедающие сырое мясо». Ну а мороженое к мясу не имеет никакого отношения. Просто это мороженое – такое же холодное, как и погода за Полярным кругом, где живут эти народности. Другие сорта мороженого названы по-другому не потому, что они менее холодные, а для разнообразия, для различия.
(Воспитательный момент: много народов живут на нашей Земле, в нашем крае. Дети разных национальностей учатся в нашей школе. И все мы должны дружить между собой, уважать и по-доброму относиться друг к другу).
– Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. (Слайд 3)
Дев.ч.ка, м.л.ко, н.род, эск.мо, ф.нарь
– Проверьте правильность написания словарных слов в словосочетаниях. (Самопроверка: см. на экран. Слайд 4)
Девочка, молоко, народ, эскимо, фонарь
– Какие орфограммы встретились в словах?
– К данным существительным подберите подходящие
по смыслу прилагательные, укажите род (Устно
дети приводят свои примеры)
IV. Работа над темой
1. Постановка проблемы
– Выясним, как могут изменяться имена прилагательные.
Дидактическая «Игра в слова»
– Прочитайте группу слов на доске:
привет
строка
эскимо
– Определите часть речи. (имена
существительные)
– Подберите к записанным существительным
подходящие по смыслу прилагательные (они
развешаны по классу). Задайте к ним вопросы.
привет (какой?) горячий, большой
строка (какая?) красная, узкая, широкая
эскимо (какое?) вкусное, холодное
– Почему выбрали именно эти прилагательные? (они связаны с существительными)
– Сделайте вывод: как определить род имён прилагательных? (Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное.)
2. Наблюдение.
– Поставьте данные существительные в форму
множественного числа. (Привет – приветы,
строка – строки, эскимо – ?)
– Как вы считаете, изменятся ли прилагательные
после изменения числа имён существительных?
– Давайте понаблюдаем. (Приветы (какие?)
горячие, большие, строки (какие?) красные, узкие,
широкие)
– Какой можно сделать вывод? (Имена
прилагательные изменяются по числам)
– От чего это зависит? (От числа
существительного)
Физкультминутка
1) Для улучшения мозгового кровообращения: и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
2) Для снятия утомления с плечевого пояса и рук: и.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3) Для мобилизации внимания: и.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головами; 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – левую руку вдоль туловища, 14 – правую руку вдоль туловища, 15 – 16 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 2-6 раз. Темп ускорять.
3. Работа с учебником
а) упражнение 299, с.30.
– чтение задания про себя, вслух;
– примеры выполнения задания детьми;
– самостоятельная работа учащихся: подобрать по
одному прилагательному к каждому
существительному; указать род имен
прилагательных;
– проверка.
б) Вывод.
– Как изменяются прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам и числам)
4. Работа на карточках (закрепление материала, задания трёх уровней)
1 уровень.
К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их род.
_________________ помидор,
_________________ дорога,
________________ окно.
2 уровень.
Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.
Свеж____ хлеб, высок____ небо, русск _____ речь, тёпл ____ молоко.
3 уровень.
Из предложений выписать словосочетания прил. + сущ. Указать род прилагательных.
Пришла тёплая весна.
___________________________________
Ласково светит весеннее солнышко.
___________________________________
Тает последний снег.
___________________________________ (Проверка)
VI. Итог урока
– Чему учились сегодня на уроке?
– Как определить род и число имён
прилагательных?
VII. Домашнее задание: упражнение 301, с.30 (подобрать по одному прилагательному к каждому существительному)