Урок русского языка во 2-м классе по теме "Определение рода и числа имён прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умения учащихся изменять имёна прилагательные  по родам и числам;
  • развивать умения ставить вопросы к именам прилагательным, составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных, определять род и число прилагательных;
  • развивать речь учащихся;
  • расширять кругозор учащихся, воспитывать уважительное отношение ко всем народам, живущим на Земле.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайды для проведения словарно-орфографической работы,  слова на карточках для дидактической игры (развешены по классу); карточки трёх уровней для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса, автор А.В.Полякова.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания: упр. 296

– Назовите имена прилагательные ж.р., ср. р., м.р.
– Как вы определили род прилагательного?

III. Введение в тему

1. Чистописание.

ой  ий  ый  ая  яя  ое  ее

– Что скажете?   (Это окончания имён прилагательных)
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Как изменяются  имена прилагательные? (По родам и числам)
– Какие окончания имеют прилагательные м.р.? ср.р.? ж.р.? (М.р. – -ой, -ий, -ый; ж.р. – -ая, -яя;   ср.р. –  -ое, -ее).
– Какое соединение букв в окончаниях прилагательных ж.р.?
– Запишите строчку  чистописания в свои  тетради.

2. Объявление темы урока.

– Назовите тему урока. (Определение рода и числа имён прилагательных)

3.   Словарно-орфографическая работа (Приложение 1)

– Прочитайте слова на экране (Слайд 2)

Дев.ч.ка,  м.л.ко,  н.род,  б.жать, эск.мо, ф.нарь.  

– Какое задание можно предложить? (Поделить на слоги, поставить ударение, назвать орфограммы, т.е. определить СУО)
– Какое слово лишнее? Почему? (Исключение из группы слов)
– Какие орфограммы  заметили в словах?
– Какое слово непонятно? Что такое «Эскимо»? Почему его так назвали?

Учитель. Чуть-чуть истории… В своё время американские индейцы так назвали северные племена за обычай есть сырое мясо. Эскимосы значило «сыромясоеды», то есть «люди, поедающие сырое мясо». Ну а мороженое к мясу не имеет никакого отношения. Просто это мороженое – такое же холодное, как и погода за Полярным кругом, где живут эти народности. Другие сорта мороженого названы по-другому не потому, что  они менее холодные, а для разнообразия, для различия.

(Воспитательный момент: много народов живут на нашей Земле, в нашем крае. Дети разных национальностей учатся в нашей школе. И все мы должны дружить между собой, уважать и  по-доброму относиться друг к другу).

– Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. (Слайд 3)

Дев.ч.ка,  м.л.ко,  н.род, эск.мо, ф.нарь

– Проверьте правильность написания словарных слов в словосочетаниях. (Самопроверка: см. на экран. Слайд 4)

Девочка,  молоко,  народ, эскимо, фонарь

– Какие орфограммы встретились в словах?
– К данным существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, укажите род (Устно дети приводят свои примеры)

IV. Работа над темой

1. Постановка проблемы

– Выясним, как могут изменяться имена прилагательные.

Дидактическая «Игра  в  слова»

– Прочитайте группу слов на доске:   

привет
строка
эскимо

– Определите  часть речи. (имена существительные)
– Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные (они развешаны по классу). Задайте к ним вопросы.

привет (какой?) горячий, большой
строка  (какая?) красная, узкая, широкая
эскимо (какое?) вкусное, холодное

– Почему выбрали именно эти прилагательные? (они связаны с существительными)

– Сделайте вывод:  как определить род имён прилагательных? (Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное.)

2. Наблюдение.

– Поставьте данные существительные в форму множественного числа. (Привет – приветы, строка – строки, эскимо – ?)
– Как вы считаете, изменятся ли прилагательные после изменения числа имён существительных?
– Давайте понаблюдаем. (Приветы (какие?) горячие, большие, строки (какие?) красные, узкие, широкие)
– Какой можно сделать вывод? (Имена прилагательные изменяются по числам)
– От чего это зависит? (От числа существительного)

Физкультминутка

1) Для улучшения мозгового кровообращения: и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса и рук: и.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3) Для мобилизации внимания: и.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 –  левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головами; 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – левую руку вдоль туловища, 14 – правую руку вдоль туловища, 15 – 16 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 2-6 раз. Темп ускорять.

3. Работа с учебником

а) упражнение 299, с.30.

– чтение задания про себя, вслух;
– примеры выполнения задания детьми;
– самостоятельная работа учащихся: подобрать по одному прилагательному к каждому существительному; указать род имен прилагательных;
– проверка.

б) Вывод.

– Как изменяются прилагательные?  (Имена прилагательные изменяются по родам и числам)

4. Работа на карточках (закрепление материала, задания трёх уровней)

1 уровень.

К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их  род.

_________________  помидор,
_________________ дорога,
________________ окно.

2 уровень.

Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.

Свеж____ хлеб,    высок____ небо, русск _____ речь, тёпл ____ молоко.

3 уровень.

Из предложений выписать словосочетания прил. + сущ. Указать род прилагательных.

Пришла тёплая весна.
___________________________________
Ласково светит весеннее солнышко.
___________________________________
Тает последний снег.
___________________________________    (Проверка)

VI. Итог урока

– Чему учились сегодня на уроке?
– Как определить род и число имён прилагательных?

VII. Домашнее задание: упражнение 301, с.30 (подобрать по одному прилагательному к каждому существительному)