Урок русского языка по теме "Парные согласные в середине слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Образовательные:
    • учить различать на слух звонкие и глухие согласные;
    • добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
    • обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне;
    • закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах;
    • формировать навык грамотного письма.
  • Развивающие:
    • развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся;
    • развивать фонематический слух;
    • работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
  • Воспитательные:
    • воспитывать потребность в знаниях;
    • воспитывать умение работать в коллективе, в парах;
    • воспитывать чувство взаимопомощи, совершенствовать взаимоотношения.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” Л. В. Поляковой, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для групповой работы и работы в парах;
  • картинки с изображением предметов, обозначающих словарные слова, карточки со словами, содержащими парную согласную в середине и в конце слова, рисунок на тему “Зима”, музыкальные фрагменты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Улыбнитесь друг другу и мне. На уроке наши глазки смотрят и всё видят.
– Наши ушки слушают и всё слышат.
– Наши головки хорошо думают.
(Приложение 1. Слайд 1)
– Откройте тетради, посмотрите на доску, прочитайте, какое сегодня число и месяц. Какая орфограмма в слове «ноябрь». Какое это слово? (словарное, его нужно запомнить). Запишите число, месяц и классная работа.

II. Минутка чистописания (Приложение 1. Слайд 2)

– Посмотрите внимательно на изображение:

– Какие буквы вы здесь увидели? (Называют буквы, учитель показывает)
–  Красиво запишите их в тетрадь.  (Открываю письменные на доске)     г х ж ш п т з с в ф б к д     (ч, щ, ц)
– А теперь найдите лишние среди них.
– Почему вы так думаете? (Не имеют пары)
– Аккуратно зачеркните их карандашом.
– А теперь запишите оставшиеся буквы парами. Какие пары получились? (Дети называют: б-п, г-к, ж-ш, з-с, д-т, в-ф)  
– Догадайтесь, какая тема урока? (Парные согласные звуки в середине слова)
– Знакома ли вам эта тема? Да, а сегодня мы узнаем ещё что-то новое о парных согласных звуках, стоящих не в конце, а в середине слова.

IV. Актуализация полученных ранее знаний

Работа с пословицей. (Приложение 1. Слайд 3)

  • Друг в нужде – истинный друг.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее значение. Нужда – недостаток, печальное событие, истинный – настоящий.
– Объясните орфограммы.  Какую букву вставили в слове «друг»? (г) Почему? Подберите проверочное слово на полях. Какие проверочные слова вы записали? (Друга, с другом).
– Какая орфограмма в слове «истинный»? (Удвоенная согласная в середине слова)
– Почему? (Морфемный состав слова)
– Какой пунктуационный знак вы увидели? (Тире)
– Как вы думаете, зачем он здесь нужен? (Вместо «это»)
– Спишите, вставляя пропущенную букву. Подчеркните букву, которую вы вставили.
– Произнесите  слово «друг» мягко, ласково.
– Кого вы представили и кому хотели бы сказать эти слова?
– Почему?
– Кого  можно назвать другом? (Ответы детей)
– Часто в жизни настоящий друг может заменить даже родителей в случае необходимости. Неслучайно народ сложил много пословиц и поговорок о друзьях и дружбе.
– Какие пословицы о дружбе вы знаете ? (Ответы детей)
– Назовите “родственников” слова друг, однокоренные слова. Давайте вспомним, какие слова мы называем «однокоренные» (Слова, у которых один общий корень: дружок, дружище, дружба, дружные...)
– А теперь подумайте, как по-другому можно назвать друга? Подберите синонимы к слову друг. Давайте вспомним, что такое синонимы. (Слова, близкие по значению, но разные по написанию: приятель, товарищ)
– А есть ли антонимы у слова друг? Давайте вспомним, что такое антонимы. (Слова, противоположные по значению)
– Назовите их. (Враг, недруг)
– Что вы можете сказать о звуках, которые слышатся в конце этих слов? (Парный согласный звук)
– Какой буквой мы обозначим эти звуки? (Г)
– А почему? Можем ли мы проверить? (Это орфограмма, проверим враги, недруги)
– Запишите  на новой строке эти слова. Подчеркните парный согласный на конце слова. Рядом запишите проверочное слово.
– Как же правильно поступить, чтобы обозначить парный согласный на конце слова? (Его надо проверить)
– Какое правило нам поможет? (Дети формулируют правило: изменяем слово так, чтобы согласный звук на конце слова слышался чётко.)

V. Словарная работа (Приложение 1. Слайд 4)

– Посмотрите на картинки и запишите эти знакомые  словарные слова.
– Проверяем. Какие слова вы записали? (Помидор, морковь, огурец, арбуз)
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма парный согласный на конце слова.
– Какие слова выбрали? (Арбуз, морковь)
– Докажите. Как проверить? (Арбуз – слышим «с», а пишем «з», проверим арбузы», морковь – слышим «ф», а пишем «в», проверим моркови).
Арбуз – арбузы, морковь – моркови

VI. Физкультминутка

На месте: вытянули ручки вперед, сжали в замочек, подтянулись, подняли ручки вверх, подтянулись к солнышку, опустили ручки, выполнили поворот головы вправо и влево, выпрямили плечи, спинку , положили ручки на стол.

VII. Открытие нового знания

– Перед вами слова. Прочитайте про себя. Вслух. (Приложение 1. Слайд 5)

  1. Шу.ка, ша.ка, ло.ка, ло.ка, ска.ка.

– Исследуйте эти слова.
– Что общего у всех слов? (Имена существительные, имеют парные согласные)
– Где: в конце или в середине слова?

Проблемный вопрос.

– Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (Слово нужно изменить)
– Сформулируйте правило.
– А теперь сравните его с выводом учебника на с. 99. (Приложение 1. Слайд 6)

VIII. Чтение правила по учебнику

– Чем является буква парного согласного? (Орфограммой)
–  Запишите слова с парными согласными, подчеркните парный согласный в середине слова (Шу.ка, ша.ка, ло.ка, ло.ка, ска.ка),подберите проверочные слова. 
(У  доски  – ученик: шубка – шуба, шапка – шапочка, ложка – ложечка, лодка – ложечка, сказка – сказочка)
– Итак, наше исследование завершилось.
– Вы только что сделали новое открытие. Какое? (Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять)

IX. Физкультминутка (Приложение 1. Слайд 7)

Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.

– Почему некоторые слова выделены? (Это слова с парными согласными)
– Назовите их (Прыжки, шажки, хлопки, кивки)
– Докажем, что они написаны правильно. Что нужно для этого сделать? (Подобрать проверочные)

(Устно подбирают) (Приложение 1. Слайд 8)

X. Работа в парах

– Догадайтесь, какие слова зашифрованы?
– Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах. (Приложение 1. Слайд 9)

М . ро . ,
сн . . ком,
д . рев .я,
з . пуш . л.

– Запишите слова. Вставьте пропущенные орфограммы, советуясь и доказывая своему оппоненту. Подчеркните орфограммы. На полях подберите проверочные слова.

XI. Проверка работы в парах

– Итак, какие это слова? (Мороз, снежком, деревья, запушил). (Приложение 1. Слайд 10)
– Объясните орфограммы (Парный согласный звук в  конце слова: мороз – морозы. Как проверить? Парный согласный звук в  середине слова: снежком – снежок.
– Как проверить? Безударный гласный в корне слова: деревья – дерево. Правило. Разделительный мягкий знак, ШИ пиши с буквой И)

– Восстановите деформированное предложение.
– Какое предложение вы составили? (Мороз запушил деревья снежком.)
– Проверьте свою работу. (Приложение 1. Слайд 11)

XII. Разбор предложения по членам

– Выполните синтаксический разбор предложения.  (Один ученик на оценку)

XIII. Самостоятельная работа по учебнику

– Сейчас вам предстоит поработать со своим другом – учебником. с. 98. упр. 187.
– Прочитайте про себя. Как произносятся звуки на месте выделенных букв? Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них?
– Спишите слова, подберите проверочные.
(У доски 1 ученик выполняет упр. 187  первую строчку, вторую строчку ученики выполняют самостоятельно. В это время 4 учащихся работают по карточкам)

Запиши слова в нужную колонку.

Морозный, ветер, забег, берёзка, проход, рассказ, булочка, лесок, дождь.

Проверка осуществляется с помощью сигналов обратной связи.

XIV. Работа над составом слова

– Выберите схемы, иллюстрирующие состав слов. (Приложение 1. Слайд 12)
– Назовите эти слова.

XV. Игра-соревнование “Не подведи свой ряд” (Приложение 1. Слайд 13)

Устно.

ИГРУ...КА
ИЗБУ...КА
КОРМУ... КА
БЕРЁ...КА
ПУГО...КИ
САЛА...КИ
ШУ...КА
ВАРЕ...КИ
ДОРО...КА
ГЛА...КИ
ГУ...КИ
МОРКО...КА
НО...КИ
ИЗБУ...КА
СУГРО...
ИГРУ...КА
НО...КИ
СКА...КА
ША...КА
ГЛА...КИ
САПО...КИ
КО...КА
КЛЮ...КА
СНЕ...КИ
КОРМУ...КА
ДОРО...КА
САЛА...КИ

XVI.  Итог урока. Рефлексия (Приложение 1. Слайд 14)

1. –   С каким открытием в области орфографии вы познакомите своих родителей?
– Давайте, повторим с вами правило, но только в стихотворной форме. (Дети читают вместе с учителем)

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.

2. Выполнение теста по теме урока (Приложение 1. Слайд 15). На сколько сегодня мы с вами плодотворно поработали, на сколько вы усвоили данный материал нам поможет узнать  это не большой тест. У каждого из вас на парте лежит карточка. Заполните ее: напишите свою фамилию, имя…

Фамилия, имя______________________________

1. Подчеркни слова с сомнительной согласной:

дом, снежки, сад, берёзы, шапка, день.

2. Найди и обведи проверочные слова к словам:

ду...ки, ми...ка, гри...ки:
медведь, дуб, мишутка, дубок, грибник, гриб, грибы.

3. Поставь, где нужно букву т:

тор..., сле..., схва...ка, ло...ка, пило...ка.

4. Подчеркни лишнее слово:

шапка, книжка, утка, лапка, марка.

– Положите карточки на середину парты

XIX. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 16)

– Закройте тетради, откройте дневники, запишите домашнее задание
1. Выучить правило на стр. 99
2. Выполнить Упр. 188. В тетради
3. Записать 3  словарных слова с парными согласными.

(Приложение 1. Слайд 17)

– Спасибо за работу!