Цели урока:
- Образовательные:
- учить различать на слух звонкие и глухие согласные;
- добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных;
- обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне;
- закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах;
- формировать навык грамотного письма.
- Развивающие:
- развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся;
- развивать фонематический слух;
- работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
- Воспитательные:
- воспитывать потребность в знаниях;
- воспитывать умение работать в коллективе, в парах;
- воспитывать чувство взаимопомощи, совершенствовать взаимоотношения.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” Л. В. Поляковой, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для групповой работы и работы в парах;
- картинки с изображением предметов, обозначающих словарные слова, карточки со словами, содержащими парную согласную в середине и в конце слова, рисунок на тему “Зима”, музыкальные фрагменты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Улыбнитесь друг другу и мне. На уроке наши
глазки смотрят и всё видят.
– Наши ушки слушают и всё слышат.
– Наши головки хорошо думают.
(Приложение 1. Слайд 1)
– Откройте тетради, посмотрите на доску,
прочитайте, какое сегодня число и месяц. Какая
орфограмма в слове «ноябрь». Какое это слово?
(словарное, его нужно запомнить). Запишите число,
месяц и классная работа.
II. Минутка чистописания (Приложение 1. Слайд 2)
– Посмотрите внимательно на изображение:
– Какие буквы вы здесь увидели? (Называют
буквы, учитель показывает)
– Красиво запишите их в тетрадь. (Открываю
письменные на доске) г х ж ш п т з с
в ф б к д (ч, щ, ц)
– А теперь найдите лишние среди них.
– Почему вы так думаете? (Не имеют пары)
– Аккуратно зачеркните их карандашом.
– А теперь запишите оставшиеся буквы парами.
Какие пары получились? (Дети называют: б-п, г-к,
ж-ш, з-с, д-т, в-ф)
– Догадайтесь, какая тема урока? (Парные
согласные звуки в середине слова)
– Знакома ли вам эта тема? Да, а сегодня мы узнаем
ещё что-то новое о парных согласных звуках,
стоящих не в конце, а в середине слова.
IV. Актуализация полученных ранее знаний
Работа с пословицей. (Приложение 1. Слайд 3)
- Друг в нужде – истинный друг.
– Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.
Нужда – недостаток, печальное событие, истинный
– настоящий.
– Объясните орфограммы. Какую букву вставили
в слове «друг»? (г) Почему? Подберите проверочное
слово на полях. Какие проверочные слова вы
записали? (Друга, с другом).
– Какая орфограмма в слове «истинный»? (Удвоенная
согласная в середине слова)
– Почему? (Морфемный состав слова)
– Какой пунктуационный знак вы увидели? (Тире)
– Как вы думаете, зачем он здесь нужен? (Вместо
«это»)
– Спишите, вставляя пропущенную букву.
Подчеркните букву, которую вы вставили.
– Произнесите слово «друг» мягко, ласково.
– Кого вы представили и кому хотели бы сказать
эти слова?
– Почему?
– Кого можно назвать другом? (Ответы детей)
– Часто в жизни настоящий друг может заменить
даже родителей в случае необходимости.
Неслучайно народ сложил много пословиц и
поговорок о друзьях и дружбе.
– Какие пословицы о дружбе вы знаете ? (Ответы
детей)
– Назовите “родственников” слова друг,
однокоренные слова. Давайте вспомним, какие
слова мы называем «однокоренные» (Слова, у
которых один общий корень: дружок, дружище,
дружба, дружные...)
– А теперь подумайте, как по-другому можно
назвать друга? Подберите синонимы к слову друг.
Давайте вспомним, что такое синонимы. (Слова,
близкие по значению, но разные по написанию:
приятель, товарищ)
– А есть ли антонимы у слова друг? Давайте
вспомним, что такое антонимы. (Слова,
противоположные по значению)
– Назовите их. (Враг, недруг)
– Что вы можете сказать о звуках, которые
слышатся в конце этих слов? (Парный согласный
звук)
– Какой буквой мы обозначим эти звуки? (Г)
– А почему? Можем ли мы проверить? (Это
орфограмма, проверим враги, недруги)
– Запишите на новой строке эти слова.
Подчеркните парный согласный на конце слова.
Рядом запишите проверочное слово.
– Как же правильно поступить, чтобы обозначить
парный согласный на конце слова? (Его надо
проверить)
– Какое правило нам поможет? (Дети формулируют
правило: изменяем слово так, чтобы согласный звук
на конце слова слышался чётко.)
V. Словарная работа (Приложение 1. Слайд 4)
– Посмотрите на картинки и запишите эти
знакомые словарные слова.
– Проверяем. Какие слова вы записали? (Помидор,
морковь, огурец, арбуз)
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма
парный согласный на конце слова.
– Какие слова выбрали? (Арбуз, морковь)
– Докажите. Как проверить? (Арбуз – слышим «с»,
а пишем «з», проверим арбузы», морковь – слышим
«ф», а пишем «в», проверим моркови).
Арбуз – арбузы, морковь – моркови
VI. Физкультминутка
На месте: вытянули ручки вперед, сжали в замочек, подтянулись, подняли ручки вверх, подтянулись к солнышку, опустили ручки, выполнили поворот головы вправо и влево, выпрямили плечи, спинку , положили ручки на стол.
VII. Открытие нового знания
– Перед вами слова. Прочитайте про себя. Вслух. (Приложение 1. Слайд 5)
- Шу.ка, ша.ка, ло.ка, ло.ка, ска.ка.
– Исследуйте эти слова.
– Что общего у всех слов? (Имена
существительные, имеют парные согласные)
– Где: в конце или в середине слова?
Проблемный вопрос.
– Так как же быть, чтобы правильно обозначить
на письме парный согласный в середине слова? (Слово
нужно изменить)
– Сформулируйте правило.
– А теперь сравните его с выводом учебника на с.
99. (Приложение 1. Слайд 6)
VIII. Чтение правила по учебнику
– Чем является буква парного согласного? (Орфограммой)
– Запишите слова с парными согласными,
подчеркните парный согласный в середине слова (Шу.ка,
ша.ка, ло.ка, ло.ка, ска.ка),подберите
проверочные слова.
(У доски – ученик: шубка – шуба, шапка –
шапочка, ложка – ложечка, лодка – ложечка, сказка
– сказочка)
– Итак, наше исследование завершилось.
– Вы только что сделали новое открытие. Какое? (Парные
звонкие и глухие согласные в середине слова надо
проверять)
IX. Физкультминутка (Приложение 1. Слайд 7)
Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.
– Почему некоторые слова выделены? (Это слова
с парными согласными)
– Назовите их (Прыжки, шажки, хлопки, кивки)
– Докажем, что они написаны правильно. Что нужно
для этого сделать? (Подобрать проверочные)
(Устно подбирают) (Приложение 1. Слайд 8)
X. Работа в парах
– Догадайтесь, какие слова зашифрованы?
– Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в
парах. (Приложение 1.
Слайд 9)
М . ро . , сн . . ком, д . рев .я, з . пуш . л. |
– Запишите слова. Вставьте пропущенные орфограммы, советуясь и доказывая своему оппоненту. Подчеркните орфограммы. На полях подберите проверочные слова.
XI. Проверка работы в парах
– Итак, какие это слова? (Мороз, снежком,
деревья, запушил). (Приложение
1. Слайд 10)
– Объясните орфограммы (Парный согласный звук
в конце слова: мороз – морозы. Как проверить?
Парный согласный звук в середине слова:
снежком – снежок.
– Как проверить? Безударный гласный в корне
слова: деревья – дерево. Правило. Разделительный
мягкий знак, ШИ пиши с буквой И)
– Восстановите деформированное предложение.
– Какое предложение вы составили? (Мороз
запушил деревья снежком.)
– Проверьте свою работу. (Приложение
1. Слайд 11)
XII. Разбор предложения по членам
– Выполните синтаксический разбор предложения. (Один ученик на оценку)
XIII. Самостоятельная работа по учебнику
– Сейчас вам предстоит поработать со своим
другом – учебником. с. 98. упр. 187.
– Прочитайте про себя. Как произносятся звуки на
месте выделенных букв? Какие звуки – звонкие или
глухие – произносятся после них?
– Спишите слова, подберите проверочные.
(У доски 1 ученик выполняет упр. 187 первую
строчку, вторую строчку ученики выполняют
самостоятельно. В это время 4 учащихся работают
по карточкам)
Запиши слова в нужную колонку. Морозный, ветер, забег, берёзка, проход, рассказ, булочка, лесок, дождь. |
Проверка осуществляется с помощью сигналов обратной связи.
XIV. Работа над составом слова
– Выберите схемы, иллюстрирующие состав слов. (Приложение 1. Слайд 12)
– Назовите эти слова.
XV. Игра-соревнование “Не подведи свой ряд” (Приложение 1. Слайд 13)
Устно.
ИГРУ...КА ИЗБУ...КА КОРМУ... КА БЕРЁ...КА ПУГО...КИ САЛА...КИ ШУ...КА ВАРЕ...КИ ДОРО...КА |
ГЛА...КИ ГУ...КИ МОРКО...КА НО...КИ ИЗБУ...КА СУГРО... ИГРУ...КА НО...КИ СКА...КА |
ША...КА ГЛА...КИ САПО...КИ КО...КА КЛЮ...КА СНЕ...КИ КОРМУ...КА ДОРО...КА САЛА...КИ |
XVI. Итог урока. Рефлексия (Приложение 1. Слайд 14)
1. – С каким открытием в области
орфографии вы познакомите своих родителей?
– Давайте, повторим с вами правило, но только в
стихотворной форме. (Дети читают вместе с
учителем)
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.
2. Выполнение теста по теме урока (Приложение 1. Слайд 15). На сколько сегодня мы с вами плодотворно поработали, на сколько вы усвоили данный материал нам поможет узнать это не большой тест. У каждого из вас на парте лежит карточка. Заполните ее: напишите свою фамилию, имя…
Фамилия, имя______________________________ 1. Подчеркни слова с сомнительной согласной:
2. Найди и обведи проверочные слова к словам:
3. Поставь, где нужно букву т:
4. Подчеркни лишнее слово:
|
– Положите карточки на середину парты
XIX. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 16)
– Закройте тетради, откройте дневники,
запишите домашнее задание
1. Выучить правило на стр. 99
2. Выполнить Упр. 188. В тетради
3. Записать 3 словарных слова с парными
согласными.
(Приложение 1. Слайд 17)
– Спасибо за работу!