«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
В прошлом учебном году (2009-2010) я являлась участником городской экспериментальной площадки по проектной деятельности для педагогов
Наша школа в течение нескольких лет является экспериментальной площадкой в рамках компетентностно-деятельностного подхода под руководством к.п.н. Г. И. Скворцовой, поэтому выбор темы моей работы и был остановлен на более глубоком изучении компетентностно-деятельностного подхода и его применение на начальной ступени обучения.
Первым этапом работы над проектом было изучение теоретического материала, которая началась с конкретизации понятий «компетенция», «компетентность», «деятельность» и их взаимодействие в системе компетентностно-деятельностного подхода.
Теоретическим обоснованием этого вопроса занимались многие отечественные и зарубежные психологи такие как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, 3.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, ЛК. Гейхман, В. Гутмахер, Э.Ф. Зеер, Б. Оскарсон, Дж. Равен, Р. Уайт и мн. др.
В докладе д.п.н. А.В.Хуторского на тему "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" Понятия «компетенция», «компетентность» раскрываются так:
компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
компетентность – владение,
обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное
отношение к ней и предмету деятельности.
Вникнув в суть этих определений, вытекает
следующее, что образовательная компетенция
предполагает усвоение учеником не отдельных
друг от друга знаний и умений, а овладение
комплексной процедурой, в которой для каждого
выделенного направления его деятельности
присутствует соответствующая совокупность
образовательных компонентов. А компетентность
можно понимать, как способность обучающихся
эффективно организовывать свои внутренние и
внешние ресурсы для принятия решений и
достижения поставленной цели.
Теперь углубимся в понятие «деятельность» и рассмотрим его применительно к процессу обучения.
А.Н. Леонтьев в своих трудах говорит о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается, как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается врешении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.
Так как же деятельность работает в системе образования?
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела, т.е. цель обучения – научить детей учиться.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью процесса обучения является формирование способа действий. Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучающегося.
Делая вывод, из изложенного выше, о взаимосвязи и взаимодействии понятий «компетенция», «компетентность», «деятельность» в рамках компетентностно-деятельностного подхода, получается: компетенция – это набор знаний, умений, навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности.
Вторым этапом работы над проектом стало посещение уроков коллег построенных с позиции компетентностно-деятельностного подхода. На методических объединениях наш коллектив проводил анализ этих уроков. Итоги этой работы можно представить в виде таблицы по сравнительному анализу урока с применением объяснительного метода и урока с применением деятельностного подхода:
Объяснительный способ обучения |
Деятельностный способ обучения |
Цель, предполагаемый результат |
|
задается педагогом | в процессе проблематизации обеспечивается
внутреннее принятие обучающимися цели предстоящей деятельности |
Мотивы деятельности |
|
используются внешние мотивы деятельности | опора на внутренние мотивы деятельности |
Средства |
|
выбираются педагогом, часто используются
привычные, независимо от поставленной цели |
совместный с учащимися выбор разнообразных
обучающих средств, адекватных цели |
Действия |
|
организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем | вариативность действий, создание ситуации
выбора в соответствии с возможностями ученика |
Результат |
|
отслеживается внешний результат, главным образом уровень усвоения | главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе |
Оценка |
|
сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами | самооценка на основе применения индивидуальных эталонов |
Очевидно, что объяснительный способ, на основе которого строится обучение в школе, недостаточен для решения задач, поставленных перед современным образованием. Поэтому в практике проведения урока необходимо применять деятельностный способ обучения.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действий. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути. Компетентностно-деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Изучив теоретическую сторону вопроса и увидев практическую значимость использования данных технологий, целью следующего этапа моего педагогического проекта будет разработка серии уроков по разным предметам с использованием компетентностно-деятельностных технологий.