Использование технологии компетентностно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

В прошлом учебном году (2009-2010) я являлась участником городской экспериментальной площадки по проектной деятельности для педагогов

Наша школа в течение нескольких лет является экспериментальной площадкой в рамках  компетентностно-деятельностного подхода под руководством к.п.н. Г. И. Скворцовой, поэтому  выбор темы моей работы и был остановлен на более глубоком изучении компетентностно-деятельностного подхода и его применение на начальной ступени обучения.

Первым  этапом работы над проектом было изучение  теоретического материала, которая началась с конкретизации понятий «компетенция», «компетентность»,  «деятельность» и их  взаимодействие в системе компетентностно-деятельностного подхода.

Теоретическим обоснованием этого вопроса занимались многие отечественные и зарубежные психологи такие как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, 3.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, ЛК. Гейхман, В. Гутмахер, Э.Ф. Зеер, Б. Оскарсон, Дж. Равен, Р. Уайт и мн. др.

В докладе д.п.н. А.В.Хуторского на тему "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" Понятия «компетенция», «компетентность»  раскрываются так:

компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Вникнув в суть  этих определений, вытекает следующее, что образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления его деятельности присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов. А компетентность можно понимать, как способность  обучающихся эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Теперь углубимся в понятие «деятельность» и рассмотрим его применительно к процессу обучения.

А.Н. Леонтьев в своих трудах говорит о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается, как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается врешении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.

Так как же деятельность работает в системе образования?

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со  знанием дела, т.е. цель обучения – научить детей учиться.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью процесса обучения является формирование способа действий. Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучающегося.

Делая вывод,  из изложенного выше, о взаимосвязи и взаимодействии  понятий «компетенция», «компетентность»,  «деятельность» в рамках компетентностно-деятельностного подхода, получается:  компетенция – это набор знаний, умений, навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности.

Вторым этапом работы над проектом стало посещение уроков коллег построенных с позиции компетентностно-деятельностного подхода. На методических объединениях наш коллектив проводил анализ этих уроков. Итоги этой работы можно представить в   виде таблицы по сравнительному анализу урока с применением объяснительного метода и урока с применением деятельностного подхода:

Объяснительный способ обучения

Деятельностный способ обучения

Цель, предполагаемый результат

задается педагогом в процессе проблематизации обеспечивается внутреннее
принятие обучающимися цели предстоящей деятельности

Мотивы деятельности

используются внешние мотивы деятельности опора на внутренние мотивы деятельности

Средства

выбираются педагогом, часто используются привычные,
независимо от поставленной цели
совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств,
адекватных цели

Действия

организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии
с возможностями ученика

Результат

отслеживается внешний результат, главным образом  уровень усвоения главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе

Оценка

сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Очевидно, что объяснительный  способ, на основе которого строится обучение в школе, недостаточен для решения задач, поставленных перед современным образованием. Поэтому в практике проведения урока необходимо применять деятельностный способ обучения.

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действий. Таким образом,  полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути. Компетентностно-деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Изучив теоретическую сторону вопроса и увидев практическую значимость использования данных технологий, целью следующего этапа моего педагогического проекта  будет разработка серии уроков по разным предметам с использованием компетентностно-деятельностных  технологий.