Мультимедийные презентации как средство реализации компетентностного подхода при обучении математики

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


В настоящее время российское образование (особенно школьное) переживает отнюдь не легкие времена. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указал «единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века – модернизацию и инновационное развитие» и определил «главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», а результат образования - как «не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении». В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и пользоваться ею. То есть, у выпускника современной школы должны быть сформированы такие ключевые компетентности, как: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность. Реализовать поставленные перед школой задачи и достичь таких высоких результатов обучения возможно только «в результате объединения усилий учителей различных предметов», творческого сотрудничества учителя с учениками и освоения современных форм организации учебного процесса.

Математика, на мой взгляд, как никакая другая наука, может внести весомый вклад в реализацию поставленных перед школой задач, так как деятельность учителя математики направлена на развитие навыков пространственного воображения, логического мышления - словом, развитие интеллекта. Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики можно применять различные педагогические технологии: модульное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности. Словом, система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным, увлекательным, но особо значимым для тех, кто действительно испытывает удовольствие от поиска истины, от красоты самой математики.

Компетентностный подход в обучении математики заставляет учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках информатики и ИКТ. Компьютер на уроках математики стал реальной необходимостью. Его использование позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения стереометрии через реализацию одного из принципов обучения – наглядности. Наглядность – «золотое правило дидактики» (Я.А. Коменский) составляет содержание одного из ведущих принципов обучения. Одной из основных задач при изучении стереометрии в школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому целесообразно применять компьютер на уроках стереометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. И особенно важно, в свете компетентностного подхода в обучении математики, перейти от использования готовых программ по предмету к созданию силами учителей и учащихся собственных учебно-методических пособий в среде Microsoft Power Point. Создание учебных презентаций - это, прежде всего, приобщение школьников к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность учащихся. При использовании продуктов такого рода на уроках и во внеурочной деятельности повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит успешно, так как он основан на наблюдении объектов и явлений. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью информационных технологий способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений.

Темы мультимедийных презентаций могут быть самые различные: как взятые из основных разделов школьной программы, так и далеко выходящие за рамки школьной программы, но необходимые для целостного восприятия математических знаний. Наиболее ярким примером является презентация «Этот удивительный мир многогранников» - результат совместной работы учителя и учеников 11 класса экономико-технологического профиля.

Данная презентация может быть использована:

  • при изучении нового материала,
  • при закреплении пройденного материала,
  • при отработки учебных умений и навыков,
  • в процесс повторения,
  • при практическом применении полученных навыков,
  • при обобщении и систематизации знаний,
  • при подготовке к государственной итоговой аттестации,
  • на факультативных и кружковых занятиях по предмету.

Использование презентации на уроке не подменяет деятельность учителя, а дополняет ее. Часть необходимой информации вынесена на демонстрационные слайды, а часть проговаривается учителем, что, несомненно, повышает продуктивность урока. Это позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися. Продуктивность повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и увеличивается число решаемых задач. Слайды 3-5, 14-18, 20 и 23 содержат элементы анимации с последовательной демонстрацией по щелчку. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Большое внимание при создании презентации было уделено применению многогранников в природе, химии, биологии, архитектуре (слайды 19-31). И это не случайно, так как тема «Многогранники» является обязательной для классов различного профиля (медицинского, юридического, экономического, технологического). Слайды 32-34 были включены в презентацию, чтобы показать историческую значимость данного открытия в геометрии. В презентацию включен большой материал по теме «Полуправильные многогранники» (слайды 6-11). Эта тема выходит за рамки школьной программы, но может, на мой взгляд, быть интересна и полезна ученикам профильных экономико-технологических классов.

В связи с этим можно выделить ряд преимуществ использования мультимедийных продуктов на уроках и во внеурочной деятельности:

  • аккуратное, яркое, цветное изображение на экране легко воспринимается даже учениками, сидящими за последней партой,
  • наглядность материала прямо пропорциональна его усвоению, так как работает наглядно-образное мышление,
  • появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и математики,
  • у учеников формируется пространственное и логическое мышление.

А все это, несомненно, способствует формированию у выпускника школы ключевых компетентностей, позволяющих ориентироваться в ситуациях неопределенности, применять знания в нестандартных ситуациях.