Проблема формирования интереса учащихся к химии, активизации их познавательной деятельности – далеко не новая проблема, которая и сегодня остается постоянной. Учащиеся будут заниматься с желанием, внимательно слушать, выполнять практические задания – если им интересно. Поэтому учебный процесс должен быть ориентирован на повышение работоспособности и сохранения здоровья школьников, на поддержание умственной работоспособности на достаточном уровне, увеличение темпа урока, вселение в учащихся уверенности в свои возможностях и повышение качества знаний. Разработка конспекта урока, представленная на конкурс, составлена с учетом этих особенностей и по своей структуре может быть использована на уроках в 8 классе при изучении темы «Кислород», в 9 классе при рассмотрении темы «Кислород и сера», в 11 классе при рассмотрении темы «Неметаллы». При подготовке и составлении конспекта уроков по темам можно использовать всю разработку или фрагменты представленного конспекта. Реализация принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с физикой реализуется через систему понятий о строении атома, физических свойств веществ. Связь с математикой прослеживается при расстановке коэффициентов в уравнениях реакций. Связь с биологией видна при рассмотрении значения кислорода для жизнедеятельности организмов.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока. Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, осознания и первичного запоминания характеристики химического элемента, простого вещества, особенностей способов получения и химических свойств кислорода по сравнению с другими веществами газами, обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии, установить правильность, полноту и осознанность изученных понятий, способах деятельности учащихся.
Развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать предположения и выводы.
Содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах.
Методы обучения. Словесные, наглядные (таблицы, рисунки, демонстрации опытов, мультимедиа презентация урока), практические (выполнение упражнений), устный контроль, экспериментальный контроль.
Оборудование и реактивы. На столах учащихся – лабораторный штатив, пробирка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, спиртовка, спички, опорный лист «Химические свойства кислорода. Получение кислорода».
На столе учителя - лабораторный штатив, пробирка с газоотводной трубкой, лучина, спиртовка, спички, ложка для сжигания веществ, биологические пробирки, химическая воронка, фильтр, химический стакан, демонстрационный штатив, химический столик, перманганат калия, концентрированный и разбавленный раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), сера, фосфор, углерод, железо, медная проволока. Оформление доски (Приложение 1).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация субъективного опыта и способов действия.
Цель. Установить различия между понятиями «простое вещество», «химический элемент».
Межпредметные связи. Биология, физика, история.
Беседа по темам «Кислород в природе», «Кислород как химический элемент», «Физические свойства кислорода».
Задание. Продолжи предложение:
- Самый распространенный элемент –
- Воздух состоит на 1/ 5 из –
- Самый жизненно важный элемент –
- Я коварный поджигатель
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель (если только дров дадите)
Учащиеся работают с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Знаменитые открытия ученых Карла Шееле, Дж. Пристли, Антуана Лавуазье, Д. И. Менделеева (слайды 1-18) (на каждом этапе урока работают все учащиеся, зарабатывая баллы за урок). Максимальное число баллов-18.
3. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.
4. Организация восприятия и осознания нового материала.
Цели. Установить оптимальные способы получения кислорода, рассмотреть химические свойства кислорода, развивать внимание, способность его быстро переключать, вырабатывать умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.
План работы
- Способы получения кислорода.
- Номенклатура оксидов.
- Горение простых и сложных веществ.
- Процессы горения и медленного окисления.
(максимальное число баллов-16)
На уроке мы продолжим изучение простого вещества кислорода и познакомимся с различными способами получения и химическими свойствами вещества кислорода.
Существуют различные способы получения кислорода. (Работа с опорным конспектом, приложение 2 (часть 1) или слайд № 19)
Способы получения кислорода:
- Биогенный;
- Разложение сложных веществ;
- Разложение воды электрическим током;
- Разделение воздуха на составные части.
Вопросы к блоку 1.
- Каким способом кислород образуется в природе?
- Какой химический способ был изобретен раньше других?
- Какие способы основаны на химических свойствах, а какие на физических?
Раньше других изобретен химический способ получения кислорода из сложных веществ. Один из наиболее простых и доступных его вариантов - нагревание перманганата калия (KMnO4). Для этого необходимо: а) собрать прибор (который состоит из пробирки с газоотводной трубкой, ваты, резиновой пробки); б) закрепить прибор в лабораторном штативе. Вопрос. Каким образом нужно закрепить прибор и собрать полученный газ? (Варианты закрепления прибора для получения газа и сбора кислорода нарисованы на доске и собраны на демонстрационном столе учителя) (слайд 20)
А) Б) В)
(слайд 21)
А) Б)
Лабораторный опыт. Подготовка прибора для получения и собирания кислорода способом вытеснения воздуха.
Учащимся предлагается, выбрав один из предложенных вариантов, собрать прибор из необходимого оборудования, закрепить его в лабораторном штативе.
Обсуждение выбора учащихся по вопросам:
- Физические свойства газов;
- Определите и сравните молярные массы кислорода и водорода;
- Сравните молярные массы воздуха и кислорода.
- Каким образом можно доказать наличие кислорода в сосуде?
В ходе обсуждения приходим к правильному варианту закрепление прибора для получения газа-кислорода и на доске зачеркиваем неправильные варианты.
Работа с учебником химии. Рисунок 24, 25 стр. 54 [3] или рисунок 4.5 стр. 81 [4]. Вопрос. На каких свойствах кислорода основано собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды?
Демонстрационный эксперимент. Получение кислорода разложением пероксида водорода и перманганата калия. (Приложение 3, 4)
Работа с уравнениями реакций:
- Записать уравнения реакций и произвести расстановку коэффициентов.
- Сколько веществ вступает во взаимодействие и сколько образуется?
- Каковы условия проведения реакций?
Запись в тетради учащихся:
- Реакция разложения – из одного сложного вещества образуется несколько веществ;
- Реакции разложения, проводящиеся при нагревании – термическое разложение;
- Катализаторы – вещества, которые ускоряют ход реакции, но сами при этом не расходуются. Реакции, идущие в присутствии катализатора называются каталитическими.
Под химическими свойствами понимают совокупность химических реакций. Мы уже знаем, что реакции горения особенно интенсивно протекают в атмосфере кислорода.
Демонстрационный эксперимент. Горение простых и сложных веществ в кислороде (Приложение 5).
Записываем уравнения реакций и записываем в тетради выводы:
- Интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода;
- Реакции взаимодействия веществ с кислородом называются реакциями окисления;
- Сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород называются оксидами.
Работа с опорным конспектом блок 2 или слайд № 22 (Приложение 2)
Во всех опытах мы наблюдаем, что процессы горения (окисления) возникают, либо резко увеличиваются при внесении нагретого вещества в атмосферу кислорода. Вопрос: а существуют ли реакции окисления, которые протекают без предварительного нагревания?
Работа с опорным конспектом блок 3 или слайды № 23-24 (Приложение 2)
5. Первичное закрепление.
- Работа с новыми понятиями (запись на доске слайды 25-26);
- Работа с опорным конспектом блок 4 или слайды № 25-28
(максимальное количество баллов-16 баллов)
6. Подведение итогов и выставление оценок
- 50-41 баллов – «5»
- 40-31 баллов – «4»
- 30-21 баллов – «3»
- ниже 20 баллов – «2»
7. Информация о домашнем задании.
8. Рефлексия.
Литература
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Л. А. Савина; Худож. А. В. Карадашук, О. М. Войтенко. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 448 с.
- Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 1997. – 336 с.
- Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 12-е изд. испр. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
- Гузей Л. С. и др. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 304 с.
- Лидин Р. А. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8 – 11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: просвещение, 2002. – 189 с.
- http://www.ekko.com.ua/img/gor1.jpg
- http://atf-bntu.narod.ru/articles/generator.html