Цели: ввести новую букву, новый звук, познакомить с одной из ролей этой буквы – показатель мягкости предыдущего согласного; научить писать строчную букву е, слоги и слова с ней; формировать и развивать каллиграфические умения; воспитывать внимательность к языку, аккуратность и внимательность в работе, интерес к предмету; способствовать сохранению здоровья учеников.
Ход урока
І. Актуализация знаний
– Сегодня будем играть в “пазлы”. За каждое правильно выполненное задание – один пазл.
1) Повторение о гласных.
На доске – схемы-человечки гласных а, о, у, ы, и.
– Что общего у этих схем?
– Какими бывают гласные звуки?
– В чем особенность буквы и?
2) Игра “Отгадай буквы” (по половинкам)
Какие буквы странные,
Совсем как иностранные!
В, Д, в, с, д
ІІ. Изучение нового материала
1) Выделение нового звука, обозначение его буквой.
– Отгадайте загадку:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)
– Это слово начинается с буквы е. Сегодня
будем работать над этой буквой.
– На что похожа эта буква?
2) Изготовление буквы способом обрывания бумаги.
3) Соотнесение буквы и звука. Характеристика звука. Оформление схемы-человечка в Букваре.
– Буквой е записывают гласный звук.
– Каким может быть гласный звук? (Ударным или
безударным.)
– Обозначьте на схеме знаком ударения.
4) Письмо строчной буквы в Прописи.
– Сравните эту букву со строчными буквами в, с.
5) Чтение слогов (с доски).
– Эта буква показывает мягкость предыдущего
согласного. Какая ещё буква выполняет такую же
роль? (и)
Обратить внимание на твердые согласные звуки в
слогах ше,ши.
6) Письмо слогов. (1 строка)
Обратить внимание на нижнее соединение и среднее соединение. (ве)
7) Чтение слов по Букварю.
1-й столбик:
– Чем похожи слова? Поставьте зеленую точку под
мягким согласным.
2-й столбик:
– Какое слово может быть лишним? Почему?
3-й столбик:
Звуко-буквенный анализ слова “река”
4-й столбик:
– Кого называют “дева”? “герои”?
5-й столбик:
– Чем похожи слова? (2 слога, 5 звуков, 5 букв, 2
гласных, 3 согласных)
6-й столбик:
– На что обратили внимание? Обозначьте синей
точкой твердый согласный.
8) Чтение и запись слов в Прописи (1 строка) – самостоятельная работа.
ІІІ. Первичное закрепление изученного
1. Работа над словами.
дева девушка
– Какое слово более ласковое? Почему? Выделите суффикс.
детки детишки детвора
– Какие это слова? (однокоренные) Выделите корень в словах.
2. Игры со словами.
А) “Соотнеси картинки и слова” – работа в
Прописях и по слайдовой презентации.
Б) Изографы.
– Рассмотри рисунки, назови нарисованное и найди буквы этого слова (пенал, пистолет, вертолет, велосипед, телевизор).
В) Игра на интерактивной доске с использованием обучающего диска “Найди букве или слогу пару”.
ІV. Итог
урока– Какая получилась из “пазлов” картинка?
Почему именно крошка Енот?
– Чему научился он в мультфильме? Давайте тоже
исполним песенку об улыбке, чтобы она тоже
помогала нам дружить. (Исполнение песни под
караоке.)