Цели:
- учить применять правила при написании слов с приставками и суффиксами, овладевать умением образовывать новые слова;
- развивать умение применять алгоритмы, применять знания в нестандартной ситуации, развивать речь учащихся, умение работы в паре, в малой группе.
- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, воспитывать товарищество и взаимовыручку.
Ход урока
1. Организационный момент
В.Я.Брюсов писал:
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь, мой раб…
– О ком или о чем говорил В.Я.Брюсов? (О родном языке)
Работа с текстом.
– Поднимите руки для кого язык– друг, враг, царь, раб? Почему?
– Для нас родной язык – русский язык. На уроках русского языка мы изучаем его законы, правила, учимся применять их на практике.
Формула грамотного человека: Я знаю + Я умею=Я грамотный человек
Начинает работу научно-практическая конференция, на которой мы будем решать проблемы языка по теме “Части слова”.
2. Минутка делового общения
Дети работают в парах, задают друг другу вопросы по теме “Части слова”.
– Кому был задан трудный вопрос, интересный? Какой?
Блиц интервью. Учитель выборочно опрашивает учащихся по теме.
– Какие части слова выполняют одинаковую
функцию? (Приставка и суффикс)
– Какую?
3. Сообщение темы и целей урока
Тема нашей конференции “Приставка и суффикс”.
Проблема: Какие трудности могут возникнуть при изучении приставки и суффикса? Дети отвечают. Учитель подводит итог и озвучивает повестку.
Повестка.
- Правописание приставок и суффиксов.
- Значение приставок и суффиксов.
- Способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
(Дети сидят по группам.)
Каждая группа получает задание.
1 – правописание приставок,
2 – правописание суффиксов,
3 – значение приставок и суффиксов,
4 – образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
4. Правописание приставок
– Сколько групп приставок мы изучили? Какие?
– Правила о правописании приставок. Алгоритм.
На доске запись:
[Па]бежать, [а]смотреть, [на]грузить, [за]пить, [да]жить, [па]нести, [над]резать, [за]ливать.
Задание.
- Заменить запись буквенной, доказать используя алгоритм.
- Самостоятельно выписать по два слова с приставкой с буквой “а”, с буквой “о”. Взаимопроверка.
Проблемная ситуация.
– На нашей конференции присутствуют
иностранцы, изучающие русский язык.
– В чем они ошиблись?
ЗАВУТ НАВИЧОК
Вывод. Необходимо определить в какой части слова находится безударная гласная, а затем применять правило.
5. Правописание суффиксов
Учащиеся рассказывают правила о правописании суффиксов:
-ик-, -ек-,
-онок-, -ёнок-,
-ив-, -ев-,
-лив-, -чив-,
-ость-.
Задание. Детям выдаются длинные листы, проводится “голосование”, т.е. учащиеся под диктовку записывают слова: ленивый
дубочек
волевой
храбрость
винтик
доверчивый
заботливый
звоночек
песик
глупость
Самопроверка. Учитель проговаривает суффиксы, дети проверяют и на месте ошибок прокалывают “дырки”. У кого все верно, те сдают работу, у кого ошибки, те работают дома.
Вывод. Ошибки из-за незнания правил, неумения выделить суффикс.
6. Значение приставок и суффиксов
Игра “Найди свое место”. (Физкультминутка.) Играют дети 1, 2, 3 группы, 4-прверяет. У каждого ученика карточка, с записанным суффиксом. По классу развешаны плакаты:
Жители какой-либо страны, города, края
Уменьшительно-ласкательное значение
Обозначение людей по профессии, роду занятий
Образование отчеств
Образование прилагательных.
Детям нужно найти свой дом-плакат.
Проблемная ситуация. Иностранцы. БАРАБАНЧИК ЛЁТЧИК (Одинаковые ли это суффиксы?)
– Кто не прав, образуя название человека по профессии, роду занятий?
Вывод. Суффиксы имеют разное значение, нужно быть внимательным при и употреблении.
Творческая работа. Групповая.
Задание. Подобрать приставки к словам.
– нести вред (нанести)
– нести сумку (донести)
– нести мусор (вынести)
– нести посуду (унести)
Вывод. Нужно быть внимательным, думать об употреблении приставок, чтобы значение было верным.
7. Словообразование
Учащиеся рассказывают о способах образования новых слов.
Экспозиция.
город
телефон
дорога
береза
Задание. Образовать новые слова разными способами.
Проблемная ситуация. Иностранцы. ЖУК – ЖУКОК ЛУГ – ЛУГОК
Вывод. Нужно помнить о чередовании согласных при образовании новых слов, хорошо знать способы образования.
Показ словарей.
8. Подведение итогов конференции. Рефлексия
– Мы выявили трудности, которые возникают при
изучении приставок и суффиксов, рассмотрели эту
тему с разных позиций.
– Кому интереснее было работать с правилами
правописания, над образованием новых слов,
уточнять значение слов?
– Кому захотелось дальше изучать эту трудную и в
то же время интересную тему?
– Благодарю всех ученых за плодотворный
серьезный труд.