Цели урока:
- Систематизировать знания по данной теме.
- Закрепить навыки в применении свойств арифметического корня n степени при решении различных задач.
Задачи урока:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие математической речи, логического мышления, познавательной деятельности через знакомство с историческим материалом.
- Воспитание внимания, воли и настойчивости в достижении конечных результатов при выполнении заданий, воспитание уважения к чужому мнению при выполнении командных заданий, развитие навыков самоконтроля и самооценки при выполнении самостоятельной работы и при подведении итогов урока.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций и проведения игры, карточки, сигнальные карточки, магнитная доска. (Технологическая карта) (см. Приложение 3)
Ход урока
Вся первая часть урока призвана повторить свойства арифметического корня n степени. Ребятам в помощь выдана Памятка. (см. Приложение 3)
На слайде портрет Рене Декарта. Какое отношение к теме нашего урока имеет Рене Декарт – французский придворный математик?
В Древней Индии неизвестное именовалось “мула”, что означает “начало”, “основание”, “корень” (дерева). Арабы для этих целей использовали слово “джизр” с тем же значением. Европейцы перевели его на латынь как radix – “корень”. Отсюда возник математический термин “радикал”. С этим названием связан и привычный нам значок корня . А история его такова. На протяжении нескольких веков математики вслед за Леонардо Пизанским квадратный корень обозначали знаком Rx (сокращение от слова radix). Постепенно Rx превратилось в строчную букву r. В книге по алгебре Кристофа Рудольфа – первом руководстве подобного рода, написанном на немецком языке (1525г), – вместо r используется значок (см. слайд). Этот символ уже похож на тот, которым пользуемся мы. А вот горизонтальную чёрточку ввёл в 1637 году Рене Декарт.
4) Индивидуальная работа с проверкой (с помощью слайдов), самоанализом и самооценкой. Сначала решают предложенные четыре задания, затем сверяют ответы, оценивают, а затем анализируют свои ошибки, сравнивая свои решения с решениями на слайдах. По окончании работы учитель отвечает на вопросы учеников, если они будут.
5) Перед последней работой закончить девиз урока: “Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки”. Эти слова весьма актуальны в свете предстоящего ЕГЭ.
Работа “Проверь себя”. Ученик выходит к доске по желанию, выбирает тему задания и уровень сложности. Все задачи взяты из ЕГЭ прошлых лет. У ребят есть возможность познакомиться с заданиями ЕГЭ по данной теме и оценить свои знания по данной теме.
6) Заключительный этап урока. На нём ученики оценивают степень усвоения материала с помощью сигнальных карточек. Критерии – на слайде.
7) Ученикам даётся домашнее задание. (см. Приложение 3)
8) Если останется время, то можно предложить ребятам решить нетривиальную задачу. Я предложила решить квадратное уравнение с большими коэффициентами. Как подсказку можно использовать портрет Француа Виета. А можно предложить решить задачу “на скорость” до звонка: “Все, кто решит задачу до звонка, получит 5”. Поверьте, желающих будет много.
Урок окончен. До новых встреч. (Презентация)