Карта дидактических целей урока.
Цель урока | Для учителя | Для ученика |
1. Образовательная | Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме | 1. Знать смысл понятия чистого вещества и смеси; 2. Знать способы разделения смеси. |
2. Развивающая | Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью | Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность |
3. Воспитательная | Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. | Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности. |
Цели по содержанию:
Образовательная:
- сформировать понятие о чистом веществе и смеси.
Развивающая:
- сформировать умения распознавать чистые вещества и смеси ;
- сформировать умения составлять план действий разделения смесей веществ;
- сформировать умения разделять смеси отстаиванием, фильтрованием, с помощью магнита, выпариванием.
Воспитательная:
- способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.
Ожидаемый результат: Каждый ученик должен четко представлять понятия «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.
Методы обучения: проблемный.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
- Химия «Вводный курс» – учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна – М., Дрофа, 2006.
- Презентация в MS Power Point.
- Демонстрационный эксперимент:
- Разделение смеси фильтрованием;
- Разделение смеси выпариванием;
- Дистилляция воды
- Карточки с заданием для групповой работы (тесты.)
Оборудование и вещества: Компьютер, проектор.
- Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя: Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпарительная) или предметное стекло, спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.
- Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества): Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.
Ход урока
А) Мотивационно-ориентировочный этап.
I. Организационный момент.
Приветствие, выявление эмоционального настроения у учащихся. Слайд 1.
Я хотела бы, чтобы оно изменилось в ходе занятия только в лучшую сторону.
II. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.
Беседой выясним вопросы:
- Что является предметом изучения науки химии? (Вещества)
- Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела).
А теперь отгадайте загадку: о каком веществе идёт речь:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.» (вода).
Обратите внимание на химические стаканы у Вас на парте: в них находиться вода дистиллированная и вода морская.
? А знаете ли Вы какую воду называют дистиллированной? (чистую), а что представляет собой морская вода? (смесь веществ).
А теперь давай те запишем тему сегодняшнего занятия: «Чистые вещества и смеси».
Запись даты и темы урока учащимися в листе учёта знаний. Слайд 2.
? А что Вы хотели бы узнать по данной теме? Какие бы цели Вы поставили перед собой на сегодняшнем занятии?
Цели урока обсуждаются с учащимися и как результат совместных действий демонстрируется слайд 3.
Выяснить:
- Какое вещество считают чистым.
- Что такое смесь?
- Какие бывают смеси?
- Какими способами можно разделить смеси?
Б) Операционно-исполнительный этап.
1. Объяснение нового материала.
а) Чистое вещество.
А теперь приступим к реализации поставленных целей.
Учитель демонстрирует слайд 4 и поясняет условия эксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах).
Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашивается вопрос-проблема, которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды tкип не постоянная в разные промежутки времени, по сравнению с tкип дистиллированной воды». (Слайд 5)
Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды влияет на tкип. С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).
Демонстрируется слайд 6.
Ребята записывают в листе учёта знаний выводы.
Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.
б) Смеси и их классификация.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе (раствор поваренной соли, речной песок и вода, смесь опилок и кнопок, смесь порошка серы и железных опилок, морская вода), и примеры смесей, представленные на слайде 7.
Далее ребята дают определение смеси, как комбинации их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде 8.
Учащиеся фиксируют содержание слайда в листе учёта знаний.
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Он рассказывает о воздухе, (слайд № 9) как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.
? А можем ли мы различить эти газы в воздухе нашего класса? (нет).
(Демонстрируется слайд «Состав воздуха», на который можно перейти по гиперссылке Воздух предыдущего слайда. По окончании рассказа, щелчок на стрелочку слева внизу переместит на слайд «Классификация смесей»).
? А почему? (т.к. это бесцветные, газообразные вещества. Они одинаковы по агрегатному состоянию.)
Далее рассматривается классификация смесей, с помощью слайда 10.
Далее педагог обращает внимание учащихся на то что, неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).
Учащиеся выполняют задание: приводят примеры однородных и неоднородных смесей из общего списка смесей. (см. выше). Проверка выполненных заданий. Слайд 11.
Дополнительный материал рассказывает учитель, если позволяет время на занятии. [Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.]
в) Основные способы разделения смеси.
А теперь поговорим о способах разделения смесей в зависимости от вида смеси.
Учитель показывает на слайдах 12, а учащиеся заполняют схемы в листе учёта знаний.
Демонстрация схемы способов очистки смесей в зависимости от вида смеси. (Слайды «Фильтрование» – 13, «Разделение смеси серы с железом» – 14.)
Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования, выпаривания, отстаивания, дистилляции воды (рисунок аппарата ), на слайдах 16-17.
Учащиеся в группах по 4 человека выполняют практическую работу по разделению смесей, имеющихся у них на столе. (Смесь выбирают самостоятельно)
- Вода + речной песок, – на «5»,
- Морская вода, – на «4»,
- Железная стружка + порошок серы – на «3»).
!!! Запасной вариант: если не хватает времени на выполнение практической работы: выпаривание, например, может показать учащийся, а кристаллизацию можно продемонстрировать в виде растущих кристаллов. (Как вариант можно использовать программу «Виртуальная химическая лаборатория (НФПК) и продемонстрировать опыт «Получение дистиллированной воды».)
Во время проведения опытов можно предложить другим учащимся выступить в роли комментатора, который бы описывал все действия, ученика, проводившего опыт.
В) Оценочно-рефлексивный этап.
Учащиеся усаживаются поудобнее, закрывают на минуту глаза, расслабляются и обдумывают всё, что происходило на уроке. В это время тихо звучит спокойная музыка. Затем они выполняют рефлексивный тест, в случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+».
Рефлексивный тест: Слайд 18.
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
- На уроке я поработал(а) добросовестно.
После выполнения теста учитель просит поднять руки тех учащихся, у которых поставлено в тесте 5 плюсов, затем тех, у которых-4 и 3 плюса.
Учитель делает общий вывод о работе на уроке не только учащихся, но и своей.( количество «+»- это оценка, которую учащиеся, анализируя свою работу, ставят учителю.)
Или в качестве рефлексии – беседа по вопросам:
А) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Б) Что запомнилось?
В) Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?
Поведение итогов.