Цели урока: формировать у детей понятия “друг” “дружба”, умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с понятиями; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих нравов и обычаев; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.
О б о р у д о в а н и е: фонограммы песен “Это не годится, надо извиниться”, “Улыбка” на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского, “Дружат дети всей Земли” на слова В. Викторова, музыку Д. Львова-Компанейца.
Ход урока
I. Организационный момент.
Группа учеников, заранее подготовленных, исполняют песню “Это не годится, надо извиниться”.
1. Поросенок Хрюша
Хвост коту прижал.
Кот мяукнул – он не слушал,
Дальше побежал!
Ну и Хрюша! Ну и Хрюша!
Кот мяукнул, ты не слышал,
Это не годится, надо извиниться!2. Медвежонок Проша
Кролика задел,
А потом нарочно
В сторону глядел!
Ну и Проша! Ну и Проша!
Что ж такой ты нехороший?
Это не годится, надо извиниться!3. Жеребенок Жужа
Бегал и шалил,
Проскакал по луже,
Всех друзей облил!
Ну и Жужа! Ну и Жужа!
Всех друзей облил из лужи!
Это не годится, надо извиниться!
У ч и т е л ь. Хорошо пели дети, но только песенка рассказывала совсем о неприятных поступках. Разве могут таким образом поступать друзья? Как вы считаете? (Ответы учащихся.) Мы сегодня поговорим о том, кто такой друг, каких друзей можно называть настоящими, умеете ли вы быть друзьями.
II. Изучение нового материала.
1. Р а с с к а з о д р у г е.
Учитель предлагает детям рассказать о своем друге по вопросам учебника на с. 40.
У ч и т е л ь. У многих из вас уже есть друзья. Кто хочет рассказать о своем друге? Надо сказать, как его зовут. Почему вы считаете его своим другом? Когда он вел себя как настоящий друг? Чем помог, защитил, поделился, порадовал тебя?
Да, счастлив тот, кто имеет друга. А кто из вас сделал для друга что-нибудь хорошее? (Выслушиваются 3-4 ответа учащихся.)
После рассказов учащиеся исполняют известную песенку “Улыбка” на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского (текст песни на с. 41 учебника).
У ч и т е л ь. Мы, взрослые, часто говорим вам: “Нужно быть дружными, жить дружно”. Подумайте хорошенько, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит “дружить”, что такое “дружба”.
У ч а щ и е с я. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, но и всем детям класса. Дружить – то жить без ссор, обид, всем делиться- книгами, игрушками, разговаривать с другом вежливо.
У ч и т е л ь. Правильно. А еще друг старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, не жалуется учителю. Если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, покажи ему, научи.
Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.
Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли поступают настоящие друзья.
Три девочки – Ира, Зина и Лена – дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно сломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его. Лена ей помогала и говорила: “Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем Вере Ивановне и попросим бумагу, чтобы вечером починить коробку”. Зина стояла в стороне и говорила: “Всегда ты, Ирочка, все ломаешь. Я вот скажу все Вере Ивановне. В чем теперь корм хранить?”.
Ребята, как вы думаете, кто из девочек настоящий друг? Почему? Как поступают настоящие друзья?
Физкультминутка
Учитель читает отрывок из стихотворения И. Моднина “Давайте дружить”, а дети сопровождают чтение жестами и движениями.
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами…
2. Выполнение задания “Выбери себе друга” на ст. 42 учебника.
У ч и т е л ь. Рассмотрите портреты ребят, выражающие их различное настроение.
Вот лица разные друзей.
Выбери друга себе поскорей.
С кем бы ты хотел дружить?
Свой выбор прошу объяснить!
Учащиеся, как правило, выбирают себе в друзья портреты с доброжелательными и оптимистическими выражениями лиц, поэтому необходимо продолжить обсуждение.
У ч и т е л ь. Почему вы не выбрали плачущего мальчика, обиженного, угрюмого, злого? (Ответы учащихся). А может случиться такое, что, если вы выберете кого-то из этих ребят, ваша дружба поможет им стать другими – добрым, радостным, приветливым, улыбающимся? (Ответы учащихся).
3. Инсценировка “Как нужно здороваться?” на с. 42 учебника.
Учащиеся разыгрывают в ролях сценки, показывающие, какие существуют способы приветствия в различных ситуациях: с другом, со старшим по возрасту, с младшим, мальчика с девочкой.
Сразу же после проигрывания сценок зрители активно характеризуют их.
У ч и те ль. Хотите узнать, зачем люди здороваются? Тогда слушайте (чuтает или рассказывает).
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ЗДОРОВАЮТСЯ
- Здравствуй! Говорим мы друг другу при встрече. То есть желаем здоровья. И пожимаем протянутую руку. А почему мы здороваемся так, а не иначе?
Когда-то люди протягивали друг другу руки, чтобы продемонстрировать: за спиной не спрятано оружие. Но вообще-то здороваться начали еще раньше. Охотники на мамонтов вежливо приподнимали каменный топор или копье и говорили несколько слов. Да и все, жившие позже - древние египтяне - строители пирамид, средневековые рыцари, наши предки - русичи здоровались друг с другом. Рабы первыми приветствовали господ, рыцари - короля и прекрасных дам, дружина - князя. Во все времена считалось: не поздороваться с другим человеком - невежливо, а не ответить на приветствие - значит нанести настоящую обиду. Раньше из-за этого даже вызывали на дуэль, скрещивали шпаги.
Средневековые рыцари были закованы в латы и носили на головах шлемы с опущенными забралами. Здороваясь, они хотели видеть друг друга, вот каждый и поднимал забрало. Подобный жест до сих пор делают военные, поднося руку к фуражке.
Рабы в Древнем Риме, встречая господина, снимали шапку, чтобы показать бритую голову - знак рабства. Ну, а мушкетёры, жившие при дворе французского короля, кланялись до земли, снимая широкополую шляпу, украшенную перьями, потому, что наклоняться в шляпе было попросту неудобно. В наши дни юному “мушкетеру”, входящему в помещение, тоже рекомендуется снять шапку, чтобы не показаться невежливым.
А как еще люди здороваются? Русские обнимаются и трижды целуются в обе щёки. Китайцы кланяются друг другу, во многих странах касаются друг друга лбами. Калмыки, встречаясь с особенно близкими друзьями, трутся носами. Таджики, адыги и айны здороваются двумя руками. А вот у японцев до недавнего времени протягивать руку считалось не очень вежливым... В России, как и во многих других странах, принято здороваться за руку. Старший первым протягивает руку младшему, а девочка – мальчику. Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой. Из двух людей одного возраста и положения первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе. Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной, почтальона, жильца из соседней квартиры, учителя, который преподает в другом классе), даже если ты с ним незнаком, обязательно.
Запомните эти правила приветствия.
По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия, или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья”. Вот что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ.
4. Игра “Собрать половинки”.
У ч и те ль. Вам предстоит вспомнить известные пословицы о дружбе.
О п и с а н и е. На одной стороне классной доски написаны начала пословиц, а на другой в произвольном порядке их продолжения. Учащиеся должны “собрать половинки”.
Где дружбой дорожат, |
там враги дрожат. |
Нет друга – ищи, |
а нашел – береги. |
Один за всех, |
все за одного. |
Дружба крепка не лестью, |
а правдой и честью. |
Старый друг |
лучше новых двух. |
У ч и те ль. Дружба, друзья помогают во всем, любую невзгоду преодолеют. Я желаю вам всегда оставаться дружными и веселыми, дорожить своими друзьями.
III. Обсуждение домашнего задания.
У ч и те ль.(читает детям стихотворение).
Жить на свете очень туго
Без подруги или друга,
Без тебя и твой щенок
Нестерпимо одинок.
Это стихотворение уже знакомо вам. Какая главная мысль содержится в нем? Посмотрите на рисунки друзей в учебнике, вспомните о своих друзьях и нарисуйте дома своего лучшего друга.
Подумайте над тем, какими должны быть правила общения с друзьями. Расспросите об этом своих родителей, сестричек и братишек. Сформулировать эти правила вам помогут рисунки на с. 43 учебника. Раскрасьте те из них, на которых мальчики и девочки поступают правильно.
IV. Итог урока.
Учитель читает или рассказывает короткий поучительный рассказ.
ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать. Он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: “Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо наговорил?”
“А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают”.
Л.Н. Толстой
Что вы думаете об этом? (ответы учащихся.)
Вы правы, ребята. Настоящие друзья никогда не предадут друг друга, не бросят в беде, не будут ссориться по пустякам, не будут огорчать и обижать друг друга.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит
Настоящий, верный друг!
В заключении учащиеся исполняют песню “Дружат дети всей Земли” на слова В. Викторова, музыку Д. Львова-Компанейца.
ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
Домашнее задание: записать, какими словами хорошего тона вы обычно пользуетесь в соей повседневной жизни.
Заполните карточку-задание:
Бабушка и дедушка учат нас всегда быть вежливыми.
Утром мы говорим:_______________________________________________________
Днем: __________________________________________________________________
Вечером: _______________________________________________________________
А вот “волшебные” слова: ________________________________________________