Формирование основных орфографических умений как средство повышения орфографической грамотности

Разделы: Начальная школа


Вопрос грамотного письма стоит в современном обществе особенно остро. Со случаями безграмотности нам приходится сталкиваться слишком часто. Причём это происходит не только при посещении рынков или маленьких магазинчиков, где работают граждане ближнего зарубежья, но и при чтении газет, журналов, объявлений или рекламных брошюр и листовок. В чём же причина низкого уровня орфографической грамотности?

Чтобы попытаться ответить на поставленный вопрос, обратимся к школьной практике. Представим, что после изучения любой орфографической темы мы проверяем знания и умения детей. Смогут ли ученики повторить изученное правило? Да. Теперь предложим им карточки со словами, в которых пропущены буквы, и попросим их вставить нужные. Большинство детей также справится с данным заданием. Третий способ проверки – диктант. Вероятность ошибок возрастает, но всё же он будет написан. Но если же мы предложим детям составить и записать собственный текст, то мы обнаружим в нём большое количество ошибок, в том числе и на изученное правило.

Почему так происходит? Правило знают, могут правильно вставить пропущенные буквы, даже напишут диктант, но при записи собственных высказываний допускают ошибки. Как считает Г. Г. Граник, наши дети не замечают “ошибкоопасных” мест и поэтому не применяют изученные правила. По мнению многих методистов, “орфографическая слепота” школьников – одна из основных причин допускаемых ими орфографических ошибок.

Почему же наши ученики, зная правило, не замечают тех мест, в которых его надо применять? Опять же обратимся к школьной практике. Какое задание самое распространённое в школьных учебниках? Упражнения на вставку пропущенных букв. Что оно тренирует? Умение применять то или иное правило. Место же в слове, требующее применения данного правила, уже указано.

Значит, перед нами стоит задача научить детей находить в слове “ошибкоопасные” места, то есть формировать у них орфографическую зоркость (умение замечать орфограммы), которая является одним из орфографических умений.

К орфографическим умениям (по мнению М. С. Соловейчик и О. О. Харченко) относят:

  1. Умение ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (случаи на письме, где при едином произношении возможен выбор написания) – орфографическую зоркость;
  2. Умение устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи – орфографическое правило);
  3. Умение применять правило (верно выполнять предписываемый способ решения поставленной задачи);
  4. Умение проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Для формирования комплекса указанных орфографических умений мною были разработаны орфографические разминки, которые представляют собой набор слов или предложения, в которых допущены ошибки. Приведу пример:

  • сабака, кошка, акно, лисной.
  • пабежали, лисёнок, сугроп, митро.
  • харашо, машина, насталах, грип.
  • начелась, москва, Иван, комнота.
  • стол, берек, стикло, чесы.

Разминка проводится в начале урока. Четыре слова записаны на доске. Ученикам надо обнаружить ошибки в словах, исправить их и объяснить, каким правилом орфографии они воспользовались, чтобы исправить эту ошибку или привести проверочное слово. Три слова написаны с ошибкой, одно написано правильно, причём правильное слово каждый раз стоит на новом месте. Предложенные слова охватывают весь диапазон изученных орфографических правил. Это:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением,
  • парные по звонкости-глухости согласные, стоящие в корне слова,
  • правописание большой буквы в именах собственных,
  • правописание приставок,
  • раздельное написание предлогов,
  • правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк,
  • правописание непроизносимых согласных,
  • падежные окончания имён существительных,
  • мягкий знак на конце существительных после шипящих,
  • правописание родовых окончаний имён прилагательных,
  • правописание безударных личных окончаний глаголов,
  • слова с непроверяемым написанием (причём некоторые слова не входят в школьный курс, и чтобы ответить на вопрос, правильно ли они написаны, ученикам приходится обращаться к различным словарям).

Также при работе с орфографическими разминками можно предложить следующие задания:

  • Какое из этих слов должно быть в словаре? Почему?
  • Какое слово написано правильно?
  • К какому из этих слов проверочным будет…?
  • Как проверить словарное слово, которого нет в словаре учебника?
  • В каком слове допущена ошибка на правописание безударной гласной в корне (приставки, парной согласной в корне, непроизносимой согласной)?

При использовании в орфографических разминках предложений добавляются и изученные правила пунктуации. Например:

  • Дуют халодные реские ветры.
  • Стаит ясноя марозная погода.
  • Кто прилител к кармушке.
  • Ожыла лисная палянка
  • Сдесь абедают снегири синичьки.

Здесь кроме изученных можно предложить следующие задания:

  • Сколько всего ошибок обнаружили в предложении?
  • Есть ли здесь словарные слова (слова с приставками, предлоги, слова с парными согласными)?
  • Разбери предложение
  • Разбери слово … по составу
  • Почему между этими словами должна стоять запятая?
  • Составь 2-3 предложения продолжением данного.

Как мы видим, чтобы найти в слове ошибку и исправить её, ученикам надо уметь:

  • обнаруживать орфограммы (для чего слово надо разобрать по составу, поставить ударение, найти безударные гласные или парные согласные), то есть обладать орфографической зоркостью
  • устанавливать тип орфограммы (безударная гласная в корне, приставке, суффиксе, окончании) и соотносить её с нужным правилом (безударную гласную в корне проверяем ударением, непроверяемое ударением написание проверяем по словарю, правописание безударных гласных в приставке и суффиксе надо помнить, чтобы проверить правописание безударной гласной в окончании, надо определить склонение и падеж данного слова);
  • применять выбранное правило (правильно подбирать проверочные слова, уметь находить слова в словаре, помнить, какие окончания у существительных 1, 2 или 3 склонения в определённых падежах);
  • проверять написанное (правильно ли выполнил все предписываемые действия, не пропустил ли ошибку, действительно ли данное слово будет проверочным).

Данные орфографические разминки не занимают много времени на уроке, они достаточно просты и интересны всем ученикам, но в то же время целенаправленно формируют весь комплекс орфографических умений и способствуют повышению орфографической грамотности.

Литература

  1. Борисенко И. В. Понятие “орфограмма” в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. – 2003. – №7. – С. 32-34.
  2. Соловейчик М. С., Харченко О. О. Материалы курса “Современные подход к обучению орфографии в начальных классах”. Лекции 1-4. – М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2006. – 64 с.