Логарифмические уравнения

Разделы: Математика


Ход занятия

Цели:

  • Узнавать логарифмические уравнения среди других;
  • Воспроизводить алгоритм решения простейшего логарифмического уравнения;
  • Уметь приводить логарифмическое уравнение к простейшему;
  • Распознавать метод решения логарифмического уравнения;
  • Применять алгоритм решения логарифмического уравнения потенцированием, заменой переменной, логарифмированием;
  • Решать системы логарифмических уравнений;
  • Излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам;
  • Отвечать на вопросы, заданные с целью уточнения и понимания;
  • Начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с темой обсуждения и целью общения;
  • Находить ответы на вопросы, сформулированные учителем (источник предоставляется).

Устная работа

1. Найдите значение выражения:

;

;

2. Найдите область определения функции:

3 . Найдите множество значений функции:

4.Решите уравнение:

(Как решить такое уравнение?)

(Как решить такое уравнение?)

Создание проблемной ситуации и диалогический выход из неё

Решить уравнение:

Учитель Ученик
Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается?

Чем это задание похоже на предыдущие?

Какой возникает вопрос?

Сформулируйте проблему, которая возникла у вас?

Какие у вас есть гипотезы, как решить данное уравнение?

Учитель каждый раз спрашивает у ребят: “Согласны ли вы с этой гипотезой?”

Если возникает ошибочная гипотеза, то привести контрпример, опровергающий эту гипотезу.

Вы предложили способ решения данного уравнения. Этот способ действительно верный и он основан на следующей теореме: если f(x)>0 и g(x)>0, то логарифмическое уравнение (где а>0 и а? 1) равносильно уравнению f(x)= g(x).

Нет.

Не знаем, как решать такие уравнения.

Это тоже уравнение, содержащее логарифм.

Как решить данное уравнение?

Каким методом решать уравнение ?

Ученики высказывают гипотезы

Одна из гипотез: “если выражения и положительные, то их нужно приравнять и решить полученное квадратное уравнение”

 Учитель на доске оформляет решение данного уравнения:

1 способ:

Проверка:

При х=4 16 – 12 – 5 < 0

x=4 посторонний корень.

При х = - 3 9+9-5>0

7+6>0

Ответ: -3

2 способ (Можно оформить в электронном виде )

ОДЗ:

?

х=4 не удовлетворяет ОДЗ

Ответ: -3

Такой метод решения называется потенцированием. Способ решения каждый выбирает для себя сам.

Теперь вы ответили на вопрос как решить уравнение .

Итак, мы рассмотрели группу уравнений, в которых переменная содержится под знаком логарифма, такие уравнения называются логарифмическими.

Как решить следующие уравнения:

(Можно использовать презентацию и по ходу обсуждения на слайдах появляется решение следующих уравнений)

а) (Стр. 122 пример 2)

- Каким методом будете решать уравнение? (потенцированием)

- Какие условия необходимо учесть?

Проверка.

б)

- Как решить данное уравнение? (Используя метод введения новой переменной)

- Какое условие нужно учесть? (x>0)

Проверка

в)

- Как решить данное уравнение?

Преобразовать, используя свойство логарифм частного. Использовать метод введения новой переменной.

- Какое уравнение получится после введения новой переменной?

Рациональное.

- Какие условия соблюдаем при решении рационального уравнения?

Знаменатель не равен нулю.

Проверка.

= 0,04

Какой возникает вопрос? Сформулируйте эту проблему?

Предлагаем вам эту проблему решить самостоятельно. Поможет вам ваш учебник, стр. 125, примеры 6 и 7.

Какие основные методы решения логарифмических уравнений вы увидели

- Графический

- Потенцирование

- Введение новой переменной

- Логарифмирование

II. Отработка знаний, умений и навыков

Ваша задача, работая в группах и парах, научиться распознавать методы решения логарифмических уравнений и применять его на практике. Постарайтесь, пожалуйста, используя метод решения логарифмического уравнения проговаривать алгоритм, можно друг другу, можно себе молча.

Класс разбивается на группы не более 4 человек по желанию. При необходимости можно создать группу, консультантом в которой выступает учитель. Можно обращаться за помощью в другую группу или к памяткам – карточкам (с методами решения логарифмических уравнений)

Если вы знаете, как решить данное уравнение, то можете обговорить только алгоритм решения и перейти к следующему уравнению.

17.1 (б, г); 17.2 (б, г); 17.3 (а, г); 17.5 (б); 17.6 (б, в); 17.8 (в); 17.10 (г); 17. 14 (а); 17.16 (а); 17.17 (а, в); 17.18 (б); 17.22(а)

17.23 (а); 17.29 (в); 17.24 (б); 17.33 (а); 17.34(б); 17.40(а); 17.41 (а)

17.35 (а); 17.36 (а)

Задание С 2 из ЕГЭ: Найдите все значения х, при каждом из которых выражения принимают равные значения

1) и ;

2) и ;

3) и

Домашнее задание

- после первой пары уроков: 17.4(б); 17.5(а); 17.7(б); 17.9(в0; 17.13(б); 17.15(а,б); индивид. 17.12(а)

- после второй пары уроков: 17.19(а); 17.20(а); 17.23(б); 17.25(б); 17.28(а); индивид. 17.37(а); 17.39(а)

В начале третьего урока провести рефлексию прошедших уроков по целям, поставить цель на урок. Затем провести самостоятельную работу

 В. 1

В.2

В конце четвертого урока проводится презентация учеником решенного задания С 2 из ЕГЭ. После презентации самостоятельная работа.

Решите уравнение ()

Решите уравнение

()

Решите уравнение +8+8. Если уравнение имеет боле одного корня, то в бланке ответов запишите произведение всех его корней.

Решите уравнение