Ход занятия
Цели:
- Узнавать логарифмические уравнения среди других;
- Воспроизводить алгоритм решения простейшего логарифмического уравнения;
- Уметь приводить логарифмическое уравнение к простейшему;
- Распознавать метод решения логарифмического уравнения;
- Применять алгоритм решения логарифмического уравнения потенцированием, заменой переменной, логарифмированием;
- Решать системы логарифмических уравнений;
- Излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам;
- Отвечать на вопросы, заданные с целью уточнения и понимания;
- Начинать, поддерживать и заканчивать диалог в соответствии с темой обсуждения и целью общения;
- Находить ответы на вопросы, сформулированные учителем (источник предоставляется).
Устная работа
1. Найдите значение выражения:
![]()
;
;
2. Найдите область определения функции:
![]()

3 . Найдите множество значений функции:
![]()
![]()
![]()
4.Решите уравнение:
![]()
(Как решить такое
уравнение?)
(Как решить такое
уравнение?)
![]()
Создание проблемной ситуации и диалогический выход из неё
Решить уравнение: ![]()
| Учитель | Ученик |
| Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущие? Какой возникает вопрос? Сформулируйте проблему, которая возникла у вас? Какие у вас есть гипотезы, как решить данное уравнение? Учитель каждый раз спрашивает у ребят: “Согласны ли вы с этой гипотезой?” Если возникает ошибочная гипотеза, то привести контрпример, опровергающий эту гипотезу. Вы предложили способ решения данного
уравнения. Этот способ действительно верный и он
основан на следующей теореме: если f(x)>0 и g(x)>0,
то логарифмическое уравнение |
Нет. Не знаем, как решать такие уравнения. Это тоже уравнение, содержащее логарифм. Как решить данное уравнение? Каким методом решать уравнение Ученики высказывают гипотезы Одна из гипотез: “если выражения |
Учитель на доске оформляет решение данного уравнения:
1 способ:
![]()


Проверка:
При х=4 16 – 12 – 5 < 0
x=4 посторонний корень.
При х = - 3 9+9-5>0
7+6>0
Ответ: -3
2 способ (Можно оформить в электронном виде )
![]()
ОДЗ:
? ![]()

х=4 не удовлетворяет ОДЗ
Ответ: -3
Такой метод решения называется потенцированием. Способ решения каждый выбирает для себя сам.
Теперь вы ответили на вопрос как решить
уравнение
.
Итак, мы рассмотрели группу уравнений, в которых переменная содержится под знаком логарифма, такие уравнения называются логарифмическими.
Как решить следующие уравнения:
(Можно использовать презентацию и по ходу обсуждения на слайдах появляется решение следующих уравнений)
а)
(Стр. 122
пример 2)
- Каким методом будете решать уравнение? (потенцированием)
- Какие условия необходимо учесть?

Проверка.
б) ![]()
- Как решить данное уравнение? (Используя метод введения новой переменной)
- Какое условие нужно учесть? (x>0)
Проверка
в) 
- Как решить данное уравнение?
Преобразовать, используя свойство логарифм частного. Использовать метод введения новой переменной.
- Какое уравнение получится после введения новой переменной?
Рациональное.
- Какие условия соблюдаем при решении рационального уравнения?
Знаменатель не равен нулю.
Проверка.
![]()
Какой возникает вопрос? Сформулируйте эту проблему?
Предлагаем вам эту проблему решить самостоятельно. Поможет вам ваш учебник, стр. 125, примеры 6 и 7.
Какие основные методы решения логарифмических уравнений вы увидели
- Графический
- Потенцирование
- Введение новой переменной
- Логарифмирование
II. Отработка знаний, умений и навыков
Ваша задача, работая в группах и парах, научиться распознавать методы решения логарифмических уравнений и применять его на практике. Постарайтесь, пожалуйста, используя метод решения логарифмического уравнения проговаривать алгоритм, можно друг другу, можно себе молча.
Класс разбивается на группы не более 4 человек по желанию. При необходимости можно создать группу, консультантом в которой выступает учитель. Можно обращаться за помощью в другую группу или к памяткам – карточкам (с методами решения логарифмических уравнений)
Если вы знаете, как решить данное уравнение, то можете обговорить только алгоритм решения и перейти к следующему уравнению.
17.1 (б, г); 17.2 (б, г); 17.3 (а, г); 17.5 (б); 17.6 (б, в); 17.8 (в); 17.10 (г); 17. 14 (а); 17.16 (а); 17.17 (а, в); 17.18 (б); 17.22(а)
17.23 (а); 17.29 (в); 17.24 (б); 17.33 (а); 17.34(б); 17.40(а); 17.41 (а)
17.35 (а); 17.36 (а)
Задание С 2 из ЕГЭ: Найдите все значения х, при каждом из которых выражения принимают равные значения
1)
и
;
2)
и
;
3)
и ![]()
Домашнее задание
- после первой пары уроков: 17.4(б); 17.5(а); 17.7(б); 17.9(в0; 17.13(б); 17.15(а,б); индивид. 17.12(а)
- после второй пары уроков: 17.19(а); 17.20(а); 17.23(б); 17.25(б); 17.28(а); индивид. 17.37(а); 17.39(а)
В начале третьего урока провести рефлексию прошедших уроков по целям, поставить цель на урок. Затем провести самостоятельную работу
В. 1
![]()
![]()


В.2
![]()
![]()


В конце четвертого урока проводится презентация учеником решенного задания С 2 из ЕГЭ. После презентации самостоятельная работа.
Решите уравнение
(
)
Решите уравнение
(
)
Решите уравнение
+8
+8
. Если
уравнение имеет боле одного корня, то в бланке
ответов запишите произведение всех его корней.
Решите уравнение
![]()