Задачи урока:
Обучающая: закрепление знаний по данным темам; формирование умений учащихся применять полученные знания при решении задач различного типа (графические, качественные, количественные, экспериментально-исследовательские).
Развивающая: развивать смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету; развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; навыков работы в команде; умения применять полученные знания на практике.
Воспитательная: воспитывать внимательность, бережное отношение к природе.
Оборудование: мензурки, термометры, вода, кубики (имитация видов топлива), линейки, табличный материал, сборники задач В.И. Лукашика, кроссворды “Тепловые явления”, тесты по физике 8 класс, модель молекулы СО2.
Девиз урока: Три года на камне просидишь – и камень нагреется (японская пословица).
Ход урока
- Приветствие. Актуализация темы урока.
- Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос).
- Решение задач.
- Закрепление знаний.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Приветствие. Актуализация темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем решать задачи на пройденные нами темы: “Расчет количества теплоты”, “Теплота сгорания топлива”.
Очень часто в жизни требуется уметь пользоваться тепловыми расчетами. Например, при строительстве зданий учитывается, какое количество теплоты должна отдавать зданию вся система отопления. Какое топливо и в каком количестве надо использовать, чтобы получить максимальное Q при наименьших затратах, то есть надо уметь рассчитывать Q, а значит решать задачи.
2. Проверка знаний учащихся.
Вопросы для фронтального опроса:
- Что называется количеством теплоты?
- По какой формуле его можно найти? (Q = сm·(t2° – t1°)) Единица измерения? (Дж)
- От каких величин зависит Q? (Масса, температура, удельная теплоемкость)
- Каков физический смысл С? Назовите единицы измерения её.
- Какие вещества можно отнести к топливу? (Дрова, уголь, торф…)
- Итак, при сжигании топлива выделяется… (Тепло)
- Источником этой энергии является… (Соединение атомов в молекулы) – демонстрация на модели молекулы СО2 ).
- Чем характеризуется топливо? (Удельной теплотой сгорания)
- Дать определение удельной теплоты сгорания. Назвать единицу измерения. ( Дж/кг)
- Значит, чтобы сравнивать топливо надо знать … (Удельную теплоту сгорания).
3. Решение задач.
а) качественные задачи.
1) На что больше расходуется энергии: на
нагревание чугунного горшка или воды, налитой в
него, если их массы одинаковы?
2) Почему теплота сгорания сырых дров меньше
теплоты сгорания сухих дров деревьев той же
породы?
3) Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой
массы опустили в кипяток. Равное ли количество
теплоты получат они от воды?
4) Почему в пустынях днем жарко, а ночью
температура падает ниже 0°С?
б) графические задачи.
1) В алюминиевом чайнике нагрелась вода. Построен график зависимости количества теплоты, полученной телом, от времени. Укажите, какой из графиков построен для воды, а какой для чайника?
Рис. 1.
2) На одинаковых горелках нагревались вода, медь и железо равной массы. Укажите, какой график построен для воды, какой для меди, какой для железа. Ответ обоснуйте. (Потери некоторого количества теплоты в пространство не учитывать)
Рис. 2.
в) экспериментальные задачи.
1) Даны: сосуд с холодной водой, термометр, мензурка. Определите количество теплоты, которое потребуется для нагревания этой воды до температуры 80°С.
Решение: начальную температуру воды можно определить термометром, а объем воды – мензуркой. Запишем данные задачи.
2) Даны кубики одинакового размера из сосны и березы. Нужно определить количество теплоты, которое выделится при полном сгорании этих видов топлива.
Решение: количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, определяется по формуле
Q = q·m, где q – удельная теплота сгорания топлива (эту величину находим по таблице). Массу топлива определяем по формуле m = ·v. Плотность березы и сосны найдем по таблице, а объем с помощью математических расчетов: V=a·b·c=а3.
Рис. 3.
Отсюда можно сделать вывод, что березовые дрова дают больше тепла, чем сосновые при одинаковой массе. Это обстоятельство было замечено людьми давно. Так под Гурьевском в Кемеровской области было столько берез, что его называли “гнездом берез”. В этом городе был металлургический завод, а тепло получали за счет сжигания берез, которые рубили в округе 100 лет, и до сих пор в этом месте березы мало. Надо помнить о бережном отношении к природе.
г) количественные задачи.
1) Определите удельную теплоёмкость металла, если на нагревание бруска массой 100 г, сделанного из этого металла, от 20°С до 24°С потребовалось 152 Дж теплоты.
Ответ: 380 Дж/кг·°С, по таблице находим, что это латунь.
2) На сколько градусов нагреется кусок алюминия массой 2 кг, если ему сообщить такое количество теплоты, какое идет на нагревание воды массой 880 г от 0°С до 100°С?
Ответ: 200° С.
4. Подведение итогов урока:
1) комментирование оценок;
2) домашнее задание: решить задачи №№ 1002, 1004, 1044.