Цель: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие умения составлять план предстоящей работы; развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов; воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов.
– Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
Жанрами изобразительного искусства являются: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный, анималистический.
Французское слово “пейзаж” означает “природа”, а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвященный восприятию естественной или преображенной человеком природы. Пейзажем называют также отдельное художественное произведение (живописи или графики), изображающее природу. В пейзаже важным моментом является изображенный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы “героем” произведения.
Натюрморт – это изображение различных предметов, вещей, объединенных в группу конкретным сюжетом. В переводе с французского слово “натфрморт” означает “мертвая натура”.
Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек.
Бытовой жанр – изображение жизни людей, их труда, событий в окружающей действительности. Картины этого жанра являются своеобразными документами быта и культуры людей определенного исторического времени.
Исторический и батальный жанры – объединяют произведения живописи, графики, скульптуры, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества, из истории отдельной страны.
– А что такое мозаика?
Мозаика – изображение или орнамент из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.; искусство составления таких узоров. (“Русский толковый словарь” Лопатин В.В.)
Каждая группа делает только одну композицию, разработав свой творческий проект.
Целостный процесс выполнения учебного проекта включает в себя три взаимосвязных этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный (итоговый). Организация каждого из этих этапов проектной деятельности школьников должна соответствовать дидактической сущности.
Особое внимание следует обратить на организационно-подготовительный этап, на котором происходит формирование проектного замысла. На этом этапе ученики должны иметь возможность проанализировать уже существующие аналогии изделий, которые были выполнены раньше другими конструкторами, художниками, дизайнерами. Это не означает, что они настраиваются на копирование. Ведь все образцы исследуются, изучаются с учетом новых проектных требований. Используя эту базу, детям легче придумывать, выдвигать собственные конструкторские и художественные идеи. Анализ предшествующего опыта позволяет в процессе проектирования отобрать наиболее рациональные идеи и избежать непродуктивных затрат времени.
Технологический этап в учебных проектах является продолжением и неотъемлемой частью собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Одной из особенностей мышления младших школьников является то, что первоначальный замысел (т.е. проектная гипотеза) может быть не вполне отчетливым и даже (на первых порах) недостаточно устойчивым. В связи с этим на исполнительском этапе работы у учеников может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Для этого им может понадобиться повторное ознакомление с наглядность, образцами, которые были представлены на предстающей стадии работы. Такая возможность им, безусловно, должна быть предоставлена. Не убирается наглядность с доски. Кроме того, желательно иметь дополнительные наглядные материалы, к которым ученики могут при желании обратиться самостоятельно. Активная умственная деятельность предполагает целенаправленную работу с источниками. Если школьнику в процессе выполнения проекта захочется взять в руки книги, альбомы и повнимательнее рассмотреть то, что уже знакомо, или отыскать неизвестное, это можно считать особо ценным достижением в его учебной деятельности.
Когда работа полностью завершена, проводится итоговая оценка изделия. Главная цель данного этапа проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели.
Учебные проекты проходят процедуру защиты (презентация). Образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это время остальные дети учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Проектная деятельность должна быть нацелена на формирование у школьников творчества, способностей к изобретательству и рационализаторству. Следовательно, при ее организации главное внимание следует уделить наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью. Учебные проекты организуются для развития творчества, мышления, изобретательских и рационализаторских способностей учащихся. Работа над проектами способствует развитию самостоятельной деятельности, становлению их нравственной зрелости. Участие в проектной деятельности учит их быть коммуникабельными и контактными в различных средах общения.
Представитель каждой группы защищает свой проект. Участники других групп высказывают свои предположения по усовершенствованию изделия.
1-я группа.
Название работы: “Мама”.
1. Самое прекрасное слово на земле – мама.
Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И, чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
2. “Берегите матерей!”
Как бы ни манил вас бег событий.
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – подобно мелу
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова:
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от черных шалей!
Берегите женщин от войны!
3. Пословицы.
У милого дитяти много имен.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
При солнышке тепло, при матери добро.
2-я группа.
Название работы: “Цветы”.
1. Синквейн.
Цветы.
Нежные, первые.
Веселят, радуют, восхищают.
Как приятно видеть вас!
Аромат.
2.
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, –
Цветы, цветы, цветы повсюду
Веселым пламенем горят.
И. Дружинин
3.
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
4.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
5.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца, отогревая,
Как маленькие теплые костры.
3-я группа.
Название работы “Море”.
1. Синквейн.
Море.
Холодное, бескрайное.
Штормит, бушует, набегает.
Любимые родные Балтийские просторы!
Янтарь.
2.
Вот он – край,
Где тебе посчастливилось
Жить и родиться, –
Самый западный берег
Огромной российской земли.
3.
Птицы на юг улетели:
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
М. Ивансен
Составляем алгоритм нашей проектной деятельности.
Выявление проблемы |
Мы выявили проблему. В чем она? (анализ изделия, разработка плана действий, цветовое решение, контур мозаики, размер мозаичных кусочков, способ их расположения, оформление всей работы) |
Поиск решения проблемы | Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, что можно сделать, и придите к одному решению. Выбор жанра. Выбор темы (поиск творческого названия). Наиболее рациональные идеи. |
1-я группа | Предложения детей |
2-я группа | Предложения детей |
3-я группа | Предложения детей |
4-я группа | Предложения детей |
Разработка дизайн – предложения | Разработайте ваши предложения и нарисуйте эскиз вашего изделия |
Материалы, инструменты, безопосность труда | Выберите материалы, инструменты. Следите за безопасностью труда в группе |
Изготовление проекта | Работа детей в группах. Распределение обязанностей |
Презентация, защита, обоснование проекта | Защита проекта (синквейны, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, сочинения, песни) |