Цели анализа.
1. На основе реального состояния образовательного процесса выявить существующие проблемы, определить пути их положительного решения.
2. Обозначить задачи учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие переход работы педагогического коллектива в режим инновационного процесса в системе работы школы.
Источники анализа.
1. Статистика образовательного процесса.
2. Систематизированные данные внутришкольного контроля.
Содержание анализа.
I. Анализ педагогических кадров.
II. Реализация права на образование. Система образовательного процесса.
III. Статистика образования. Качество образовательного процесса.
IV. Влияние внутришкольного контроля на динамику образовательного процесса.
V. Анализ методической работы.
VI. Задачи на новый учебный год.
В 2009/2010 учебном году коллектив школы продолжил работу над темой: “Организация проектной деятельности учащихся” в контексте общешкольной темы: “Развитие творческой индивидуальности личности школьника”, что позволило за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса учитывать интересы, склонности и способности учащихся.
На основании анализа работы школы за 2008-2009
учебный год коллектив школы выдвинул на 2009-2010
учебный год следующие образовательные и
воспитательные задачи:
Кроме того, были поставлены задачи, направленные на:
- раскрытие творческого потенциала учителя;
- постоянное повышение профессионального уровня учителя;
- стимулирование стремления учителя аттестоваться на более высокую квалификационную категорию;
- стимулирование учителя применять современные методики обучения и использовать в учебно-воспитательном процессе информационные технологии.
Для решения главной задачи школы “Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, ее творческому потенциалу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей”, в школе были созданы следующие условия:
- составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам и дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
- работала методическая служба;
- все МС имели четкие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;
- мониторинг в основе ВШК - одно из условий эффективности работы школы;
- налажена работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни обучающихся;
- велась работа по улучшению материально- технической базы школы и кабинетов.
Диагностика особенностей ученического и учительского коллективов была продолжена по направлениям:
- динамика уровня профессиональной компетентности педагогов (на основе результатов Портфолио);
- динамика творческо-исследовательской активности учащихся (по результатам участия во всероссийских, областных, районных, школьных мероприятиях, конкурсах, конференциях и т.п.).
План работы школы на 2009-2010 учебный год включал следующие разделы:
- работа с педагогическими кадрами;
- мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса;
- активизация интереса учащихся к обучению;
- работа по предпрофильной подготовке учащихся;
- работа по подготовке и проведению итоговой аттестации учащихся 9 класса в независимой форме и учащихся 11 класса в форме ЕГЭ;
- охрана здоровья и обеспечение санитарно-гигиенического режима;
- работа с родителями;
- традиционные мероприятия.
Выполнение поставленных задач анализируется в данном проблемно-ориентированном педагогическом анализе, что позволяет определить систему проблем и дальнейшую стратегию совершенствования образовательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс построен следующим образом:
I ступень - начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения - “Школа России”; “Школа XXI века”.
II ступень - основная школа (5–9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части - факультативов, занятий с одаренными детьми, предпрофильная подготовка.
III ступень - средняя школа (10–11-е классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.
1. Анализ педагогических кадров школы
В 2009-2010 учебном году в педагогический состав средней школы входило 18 человек.
Из них:
с высшим образованием - 12 человек (67%);
со средним специальным - 6 человек (33%).
Образование членов педагогического коллектива
Имеют:
- 1-ю квалификационную категорию - 16 человек - 89%;
- 2-ю квалификационную категорию - 2 человека - 11%.
Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:
32 лет - Кучмина А.И.
31 лет - Еременко Л.В., Коваленко Т.Н.
28 года - Головачева В.В.
27 года - Еськова Е.Л.
26 год - Глущенко Н.А.
25 лет - Еловенко Н.И., Трипузова Л.П.
20 лет - Чанкина С.В.
19 лет - Козловская М.В., Лопасова М.И.
17 лет - Михайлова Г.И., Глущенко Т.М.
12 лет - Глущенко Н.С.
9 лет - Мусагалиева Ж.М., Сарсалиева Д.М., Бескобальный А.В.
Отсюда следует, что
от 2 до 5 лет –
от 5 до10 лет - 3 человек – 18%;
от 10 до 15 лет - 1 человек - 6%;
от 15 до 20 лет - 5 человек - 29%;
свыше 20 лет - 8 человек - 47%.
Нагрудным знаком “Почетный работник общего образования РФ” награждены: Чанкина С.В., Еськова Е.Л., Михайлова Г.И.
Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ награждены: Ерёменко Л.В., Головачева В.В., Кучмина А.И., Лопасова М.И.
Прошли курсы повышения квалификации:
2002/2003 гг. - 4 педагога.
2003/2004 гг. - 5 педагогов.
2004/2005 гг. - 3 педагога.
2005/2006 гг. - 4 педагога.
2006/2007 гг. -1 педагог.
2007/2008 гг. - 1 педагог.
2008/2009 гг. - 3 педагога.
2009/2010 гг. - 5 педагогов.
Участие в районном конкурсе “Учитель года”, “Воспитатель года”:
1997/1998 гг. - Еськова Е.Л.
1998/1999 гг. – МихайловаГ.И.
2000/2001 гг. – Трипузова Л.П.
2003/2004 гг. – Еловенко Н.И.
2009/2010 гг. – Лопасова М.И.
2. Анализ качества знаний и уровня обученности
Качество знаний:
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 |
46% |
46% |
51% |
52% |
51% |
52% |
Уровень обученности:
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 |
49% |
49% |
51% |
51% |
51% |
51% |
Из таблицы видно, что качество знаний и уровень обученности на протяжении многих лет остаются стабильными. Средний показатель качества знаний за 3 года: 52%.
Средний показатель уровня обученности за 3 года: 51%.
Учителями школы регулярно проводятся дополнительные занятия со слабоуспевающими детьми; консультации с учащимися, имеющими 1 “3”; беседы с родителями по поводу учебы детей; уроки повторения и обобщения изученного материала; итоговое повторение; подготовка к ЕГЭ и ГИА; используются новые информационные технологии; элементы новых методик: метод проектов, личностно-ориентированный подход, проблемно-развивающий; “Школа 21 века” и др.
3. Анализ деятельности, направленной на получение бесплатного основного и среднего образования
В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ “Об образовании”, типовым положением “Об общеобразовательном учреждении”, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план школы на 2009-2010 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалось преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышала предельно допустимого. Учебный план корректировался в зависимости от кадровой обеспеченности. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану, дополнительные занятия с целью углубления и коррекции знаний учащихся.
Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач школы на каждой ступени обучения.
В 2009-2010 учебном году школа работала в режиме 6-ти дневной недели, в ней занималось 11 классов, в которых на конец 2009 - учебного года обучалось 69 учеников.
Первая ступень обучения (1-4 классы)
На первой ступени обучения (всего 4 класса, в которых на конец 2009-2010 года обучалось 25 учеников), начали формироваться познавательные интересы учащихся и их учебные навыки, педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:
- отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов в начальной школе;
- сформировать у учащихся действенные и системные знания на уровне обязательного минимума программы;
- формировать у учащихся умения применять знания в творческих условиях;
- заботиться о физическом и духовном здоровье каждого ученика.
Начальная школа работает по программам:
- “Школа России”
- “Школа 21 века”
Вторая ступень обучения (5-9 классы)
На второй ступени обучения (5 классов, в которых на конец 2009-2010 учебного года – 42 ученика.
Здесь продолжается формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:
- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени обучения;
- создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеклассных занятиях в школе и вне школы.
Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся 2-й ступени обучения реализовывались за счёт дополнительных занятий и элективных курсов по различным учебным областям. На второй ступени все классы работают по традиционной системе. Однако в этом году в учебно-воспитательный процесс широко внедрялись информационные технологии, метод проектов и другие современные методики и технологии.
Третья ступень обучения (10-11 классы)
На третьей ступени обучения (2 класса, в которых на конец 2009-2010 года обучалось 12 учащихся) - завершается образовательная подготовка учащихся. Школа ставит перед собой задачу достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовку к поступлению в ВУЗы.
Формы организации учебного процесса в 2009-2010 учебном году:
- уроки (классно-урочная форма);
- элективные курсы
- консультации;
- дополнительные занятия со слабоуспевающими и способными учащимися;
- олимпиады, конкурсы, научно-практическая конференция;
- предметные недели;
- открытые уроки.
Выводы.
Учебный план на 2009-2010 учебный год в основном выполнен, учебные программы пройдены.
Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости.
Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости:
- учителями школы регулярно проводятся дополнительные занятия со слабоуспевающими детьми; консультации с учащимися, имеющими 1 “3”; беседы с родителями по поводу учебы детей; уроки повторения и обобщения изученного материала; итоговое повторение; подготовка к ЕГЭ; используются новые информационные технологии; элементы новых методик: метод проектов, личностно-ориентированный подход, проблемно-развивающий; УМК “Школа 21 века”.
- неоднократно проводились профилактические беседы с учащимися и родителями:
- Об опасности пребывания на водоёмах и близлежащих территориях.
- О правилах дорожного движения и опасности пребывания на проезжей части.
- О правилах пожарной безопасности “Как вести себя при пожаре”.
- О вреде алкоголя и курения.
- О правилах поведения в общественных местах и пребывания на улице в вечернее время.
- Об ответственности родителей за жизнь и здоровье детей.
Ежегодно в 10-й класс школы поступают до 90% выпускников основной школы, в ВУЗы и колледжи ежегодно поступают 100% выпускников школы.
Формы контроля, используемые в 2009-2010 учебном году:
классно-обобщающий контроль в 1, 4, 5, 9 классах, (фронтальный вид контроля, то есть контроль за деятельностью учителей, классных руководителей, работающих в одном классе), уровень ЗУН в 2-11 классах (срезы, контрольные работы); мониторинг (нулевой, контрольный, итоговый) в 4, 9, 11 классах.
обзорный контроль (тематический вид) - обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов на конец учебного года, контроль календарно-тематического планирования и программ, дополнительных занятий за счет школьного компонента, выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация повторения учебного материала; организация работы кружков, секций; система работы учителей с тетрадями учащихся; организация итогового повторения; посещаемость занятий учащимися; работа с отстающими и “трудными” учащимися; уровень подготовленности первоклассников к обучению в школе; творческая работа учителя на уроках развития речи в начальных классах; контроль техники чтения во 2, 3, 4, 5, 6 классах; организация работы ГПД, выполнения режима работы ГПД; усвоение программ букварного периода; работа над вычислительными навыками учащихся всех классов; организация физкультурно- оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники безопасности; обеспеченность учащихся питанием
административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам стартовый контроль (по четвертям, полугодиям), итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах; итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных классах);
тематически - обобщающий контроль - развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и вне школы.
Методы контроля: наблюдение (посещение уроков); изучение документации; проверка знаний (срезы, тесты, контрольные, практические работы); анкетирование.
К сожалению, администрацией школы посещались уроки только в рабочем порядке, а не по плану внутришкольного контроля.
Итоги контроля отражались в справках и подводились на педагогических советах и совещаниях при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе.
Выводы: уровень компетентности и методической подготовленности членов администрации школы достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Анализ итогов учебно-воспитательного процесса достоверен. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.
Учебный план соответствовал целям и задачам образовательного процесса. Как позитив следует отметить его гуманитаризацию и правовую направленность. Ведение таких приоритетных дисциплин, как обществознание, технология, информатика, физическая культура с оздоровительной направленностью, работа по программе проекта “Школа 21 века”, обучение иностранному языку со 2 класса, апробация проектной методики, ведение элективных курсов отвечает основным задачам модернизации образовательного процесса школы.
Образовательные программы соответствовали статусу школы и носили типовой образовательный уровень. Программно-методическое обеспечение отвечало требованиям учебного плана и заявленным программам.
В целях совершенствования образовательного процесса, обеспечения его доступности педагогический коллектив, как отмечалось выше, продолжал изучать и внедрять современные образовательные и информационные технологии. Образовательный процесс носил характер системности, открытости, что позволило обучающимся и родителям постоянно владеть информацией о результативности обучения, знакомиться, результатами проводимых мониторингов.
Среди негативных тенденций, имеющих место в организации образовательного процесса, следует признать:
1. Структура образовательного процесса недостаточно способствовала обучающимся в выборе собственных образовательных маршрутов.
4. Анализ статистики образования
Проведен статистический анализ качества образовательного процесса и обученности учащихся на базовом уровне, средний показатель обученности на программном уровне за три года, программный уровень.
Данный статистический анализ образовательного процесса подтверждает, что уровень мотивации обучения среди обучающихся остается достаточно высоким и стабильным на протяжении 3 лет.
Качество образовательного процесса – один из показателей работы педагогического коллектива по вопросу развития мотивационной сферы обучающихся, их возможностей, способностей. Результативность этого вопроса представлена следующим сравнительным анализом:
Качество знаний:
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 |
46% |
46% |
51% |
52% |
51% |
52% |
Уровень обученности:
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 |
49% |
49% |
51% |
51% |
51% |
51% |
Из таблицы видно, что качество знаний и уровень обученности на протяжении многих лет остаются стабильными. Средний показатель качества знаний за 3 года: 52%.
Средний показатель уровня обученности за 3 года: 51%.
Учителями школы регулярно проводятся дополнительные занятия со слабоуспевающими детьми; консультации с учащимися, имеющими 1 “3”; беседы с родителями по поводу учебы детей; уроки повторения и обобщения изученного материала; итоговое повторение; подготовка к ЕГЭ и ГИА; используются новые информационные технологии; элементы новых методик: метод проектов, личностно-ориентированный подход, проблемно-развивающий; “Школа 21 века” и др.
Учителями школы регулярно проводятся дополнительные занятия со слабоуспевающими детьми; консультации с учащимися, имеющими 1 “3”; беседы с родителями по поводу учебы детей; уроки повторения и обобщения изученного материала; итоговое повторение; подготовка к ЕГЭ; используются новые информационные технологии; элементы новых методик: метод проектов, личностно-ориентированный подход, проблемно-развивающий; “Школа России”, “Школа 21 века”.
Сравнительная таблицы результатов (Приложение 1)
Сильные стороны в работе педагогического коллектива | Слабые стороны |
1. Разнообразие направлений учебного плана, реализуемого в школе. | 1. Преобладание групповых консультаций, а учащиеся отдают предпочтение индивидуальным занятиям. |
2. Ведение обществознания, технологии, информатики, физической культуры с оздоровительной направленностью, работа по программе “Школа - 2100”, “Школа 21 века”, обучение иностранному языку со 2 класса, ведение элективных курсов, внедрение проектной методики и современных информационных технологий. | Отсутствие возможности привлечения специалистов из средних и высших учебных заведений к предпрофильной и профильной подготовке учащихся. |
3. Мониторинг предпрофильной подготовки. | 3.1. Отсутствие индивидуальных
программ работы с мотивированными обучающимися. 3.2. Не введен мониторинг изучения развития ученика. |
4. Внедрение в учебный процесс информационных технологий. |
Предмет | Класс | Число участников | Ф.И.О. учителя |
||
2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
8 |
|||||
9 |
|||||
10 |
|||||
11 |
|||||
Русский язык Литература |
7 |
||||
8 |
|||||
9 |
|||||
10 |
Шуканов Тлевалдэ | Кучмина А.И. | |||
11 |
|||||
История Обществознание |
8 |
||||
9 |
|||||
10 |
Шуканов Тлевалдэ Петров Леонид |
Козловская М.В. | |||
11 |
Петров Леонид |
Козловская М.В. | |||
8 |
|||||
9 |
|||||
10 |
|||||
11 |
|||||
8 |
Рокало Юрий - 2 | Головачёва В.В. | |||
9 |
Хайрулина Зарина - 3 | Головачёва В.В. | |||
10 |
|||||
Физика | 7 |
||||
8 |
|||||
9 |
|||||
10 |
|||||
11 |
|||||
9 |
|||||
10 |
|||||
11 |
|||||
Английский язык | 8 |
Зарешева Айна-3 |
Еськова Е.Л. | ||
9 |
|||||
10 |
|||||
11 |
В течение 2009-2010 учебного года были проведены школьные олимпиады для учащихся 2-11-х классов.
Выводы.
Сложившаяся ситуация не соответствует возможностям школы. Причиной такого положения является слабая работа педагогов с учащимися, мотивированными на учебу. Подготовка учащихся школы к участию в районных олимпиадах продолжает оставаться недостаточной.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сфера удовлетворения образовательных потребностей не достаточно расширена.
С целью активизации работы в данном направлении запланированы следующие мероприятия:
- разработать план работы с одаренными детьми,
- индивидуализировать процесс подготовки к олимпиадам,
- методической службе изучить опыт работы с одаренными детьми других образовательных учреждений.
Однако достигнуты определенные результаты в переходе на предпрофильное обучение.
В школе 2-й год организовано предпрофильное обучение в 9 классе.
Всего в классе 10 учащихся. Все учащиеся с учётом своих склонностей и интересов выбрали курсы по предпрофильной подготовке:
3 психологоориентационных и 6 предметных.
Психологоориентационные: “Психология успеха” - учитель Лопасова М.И., “Ты выбираешь профессию” - Глущенко Н.С., “Информационно-образовательная среда предпрофильного обучения” - Козловская М.В.
Предметные: “Химия вокруг нас” - Чанкина С.В., “Культура речи” - Мусагалиева Ж.М., “Питание и здоровье” - Лопасова М.И., “Познай свой край” - Головачёва В.В., “Вышивка шёлковыми лентами” - Глущенко Т.М., “Дни воинской славы” - Козловская М.В.
Программный материал курсов пройден полностью, отставаний от программ нет. Учащиеся посещали курсы регулярно, без пропусков. Проявили интерес к проводимым курсам. Высший балл по Портфолио: от 45 до 50 баллов.
В целях решения проблемы качества подготовки обучающихся, как основного критерия показателя работы педагогического коллектива, предлагается следующий проект целей, определяющих основные направления деятельности:
- добиться 100% прохождения образовательных программ;
- довести до минимума пропуски по неуважительной причине;
- создать психологический комфорт образовательной среды;
- продолжать повышать профессиональную компетентность педагогов;
- вести целенаправленную работу по формированию портфолио учителя и ученика
- изучать степень соответствия поставленных целей и достигнутого результата;
- активизировать работу с учащимися, имеющими высокую степень мотивации к учению.
По итогам учебного года и государственной (итоговой) аттестации получили аттестаты об основном общем образовании с отметками “хорошо” и “отлично” из 5 выпускников 3 учеников, о среднем полном из 3 выпускников 3 ученика.
Проведена хорошая подготовка выпускников 11 класса. Однако, у некоторых выпускников итоговые отметки поставлены выше или ниже годовых. В связи с этим обращено внимание учителей – предметников на объективное выставление отметок с учетом фактических знаний обучающихся.
Проблема успеваемости для педагогического коллектива одна из значимых. Она имеет место и в течение всего учебного года, рассматривалась на предметных секциях, совещаниях при директоре, малых педагогических советах. Вопрос изучался в ходе внутришкольного контроля. В статистическом анализе по четвертям и за учебный год данный вопрос представлен информационными данными, что позволяет сделать вывод, что проблема в целом решается положительно. Однако есть и проблемы с успеваемостью и посещением занятий учениками: ученицы 9 класса Молчан Алёны.
Основные причины неуспеваемости | Степень проявления |
1. Слабая мотивация. | Высокая. Процесс обучения неинтересен. Нуждаются в постоянной педагогической поддержке. |
2. Безразличие к педагогическому воздействию, грубость. | Характер данного отклонения выявлен в ходе индивидуальной работы с учащимися. |
3. Систематическое невыполнение домашних заданий. | Ярко выраженная. Основная причина – проблемы в ранее изученном программном материале, отсутствие сформированных общеучебных навыков. |
4. Беспричинные пропуски уроков. | Высокая степень проявления, требующая постоянного наблюдения, изучения. |
5. Отсутствие внимания к проблемам обучения и воспитания со стороны родителей. | Высокая (семья Молчан). Посещаемость родительских собраний на критическом уровне. |
Основные пути решения проблемы:
- Обучение на уровне способностей, возможностей ученика при помощи уровневой дифференциации;
- изучение личностных особенностей (обучаемость, сформированность учебных навыков);
- формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- обучение на доступном уровне требований и сложности программного материала;
- формирование личностных качеств обучающихся: самостоятельности, ответственности, трудолюбия.
Вся представленная статистика образовательного процесса, его качественные показатели взаимосвязаны и являлись в течение учебного года источником планирования внутришкольного контроля.
5. Влияние внутришкольного контроля на динамику образовательного процесса
Внутришкольный контроль носил плановый и оперативный характер. Проводился в форме посещения уроков, проведения диагностики, мониторингов, изучения школьной документации: журналов, личных дел, тематических планов, тетрадей обучающихся, дневников, подготовки контрольно-измерительных материалов.
В качестве экспертов к участию в контроле привлекались руководители предметных методических секций. Выбор основных вопросов и объектов контроля был взаимосвязан с анализом текущей и промежуточной успеваемости, выполнением учебных программ и организацией образовательного процесса, качеством подготовки педагогов к урокам. В ходе внутришкольного контроля рассмотрены вопросы:
– качество подготовки обучающихся по русскому языку, литературе, математике, биологии, истории России, обществознанию, физике;
– система повторения, дозировка домашних заданий;
– изучение нормативно-правовой базы по проведению государственной (итоговой) аттестации;
– адаптация обучающихся 1, 5 классов к новым условиям образовательной среды школы;
Результаты контроля отражены в информационных справках, рассмотрены на заседании методических секций, в ходе индивидуального собеседования с педагогами на совещаниях при завуче.
Анализ посещенных уроков представлен в справках, проведен в ходе индивидуальных бесед с педагогами.
Среди основных причин отрицательно влияющих на результативность уроков являются:
– отсутствие у педагогов умения при изложении материала создавать ситуацию проблемности, привлекательности учебной информации;
– отсутствие на уроке ситуации успеха;
– ограниченность форм контроля за успешностью обучающихся в ходе урока;
– ведущими технологиями урока продолжают оставаться информационно-репродуктивные, не всегда ориентированные на личность ученика;
- отсутствие технологий, ориентированных на самостоятельную и поисковую деятельность “успешных” обучающихся.
С целью совершенствования проведения урока предлагается:
– руководителям предметных секций рассмотреть на заседаниях вопросы планирования современного урока;
– спланировать взаимопосещения с целью обмена опыта конструирования уроков, проведения самоанализа.
Особое внимание в ходе внутришкольного контроля уделялось сравнительному анализу текущей успеваемости, итоговым отметкам в ходе промежуточной аттестации. Учителям-предметникам рекомендовано спланировать систему повторения ранее пройденного, определить формы тематического контроля за результатами учебной деятельности обучающихся.
В ходе внутришкольного контроля по вопросу ведения школьной документации особое внимание уделялось классным журналам как основному законодательному документу школы. Система этой проверки отражена в плане, результаты – в классных журналах. Некоторые педагоги не всегда оперативно реагировали на замечания и рекомендации.
Вывод: необходимо по итогам проверки журналов использовать не только индивидуальные собеседования и констатировать результаты в информационных справках, но и меры дисциплинарной персональной ответственности.
Педагогический анализ результатов образовательного процесса проведен на основе реального состояния по итогам этого учебного года. В ходе анализа существующих проблем намечены и пути положительного решения, определены задачи образовательной политики педагогического коллектива на новый учебный год. Для достижения положительных результатов необходима сосредоточенная работа, ориентированная на интересы, возможности детей, родителей, на создание адаптивной, ориентированной системы образовательного процесса.
6. Анализ методической работы школы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Цель: непрерывное повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.
Задачи:
- совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;
- привести в систему работу с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности;
- продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- совершенствовать систему мониторинга развития педагогического коллектива.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, а так же ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, новыми информационными технологиями.
При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
В образовательный фундамент школы заложены:
- преемственность между дошкольным учреждением
и начальной школой, начальной школой и средним
звеном;
- раннее углубленное изучение английского
языка;
- формирование активной жизненной позиции через
совершенствование школьной системы
самоуправления;
- совместная творческая деятельность учащихся и
педагогов;
- физическое развитие и укрепление здоровья
учащихся;
- использование современных информационных
технологий и методик.
Планируемые результаты.
1. Освоение учащимися обязательного минимума
содержания образования по предметам
федерального и регионального компонента.
2. Подготовка к проведению и участие в ГИА и ЕГЭ.
3. Создание единой информационной базы
результатов образовательного процесса для
анализа и корректировки организации УВП.
Заседания педагогического совета.
Подведение итогов работы за прошедший учебный год. Утверждение плана работы школы на очередной учебный год.
“Предметные недели как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя”.
“Роль домашних заданий в развитии творческих способностей учащихся и ликвидации учебной перегрузки”.
О допуске учащихся 9,11 классов к выпускным экзаменам.
О переводе учащихся 1-8, 10 классов.
О выпуске учащихся 9 класса.
О выпуске учащихся 11 класса.
Система и структура управления школой (Приложение 2)
Структура методической службы
Методический совет:
- директор школы;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- руководители методических секций.
Секции учителей-предметников:
- гуманитарных наук;
- естественных наук и здорового образа жизни;
- точных наук;
- начальных классов;
- секция классных руководителей.
Методическая работа и деятельность
методических секций:
оказание помощи учителям в подготовке
календарно-тематического планирования;
Много лет в школе успешно работает комиссия по аттестации учителей.
Деятельность аттестационной комиссии
Сроки | Содержание работы |
Август | Знакомство с Положением об аттестации, порядком ее проведения. |
Сентябрь | Консультации, индивидуальные беседы по содержанию и оформлению Портфолио педагогов. |
Октябрь | Посещение и анализ уроков аттестуемых учителей, индивидуальные беседы по организации урока. |
Ноябрь | Посещение и анализ уроков аттестуемых учителей (самоанализ уроков), рекомендации по изучению нормативных документов. |
Декабрь | Посещение и анализ уроков аттестуемых учителей (самоанализ уроков), рекомендации по изучению нормативных документов. |
Январь | Оформление рецензий и характеристик-предтавлений. |
Февраль | Аттестация учителей. |
Март | Беседы по предложению аттестации. Проведение консультаций. Сбор заявлений. |
Апрель | Беседы по предложению аттестации. Проведение консультаций. Сбор заявлений. |
Май | Беседы по предложению аттестации. Сбор заявлений. |
Задачи на 2010-2011 учебный год:
- формировать устойчивые знания основ общеобразовательных дисциплин;
- повышать мотивационную сферу обучения;
- формировать навыки культуры учебного труда, систему общих умений и навыков;
- регулярно проводить мониторинг (стартовый, рубежный, итоговый контроль достижений обучающихся по областям знаний);
- продолжать внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий; метод проектов, проблемного и дифференцированного обучения, информационных технологий;
- повысить качество образовательного процесса;
- повысить профессиональный уровень педагогов;
- совершенствовать работу по развитию предпрофильного обучения;
- организовать профильное обучение;
- отработать чёткую траекторию работы с мотивированными обучающими.