Приемы формирования гендерных стереотипов учащихся во внеклассной работе

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня российская школа пытается воспроизвести сложившиеся веками гендерные стереотипы.

Приветствуется воспитание мальчиков мужественными, активными, независимыми, настойчивыми в достижении цели.

В воспитании девочек поощряются такие качества, как терпимость, аккуратность, доброжелательность, общительность.

Анализ результатов диагностики, которая была проведения в нашем оьразовательном учреждении, показал, что есть отклонение от гендерного стереотипа характеристик мальчиков и девочек, что данное отклонение связано с ослаблением маскулинных характеристик у мальчиков, а у девочек наблюдается усиление маскулинных характеристик (отклонение фемининных характеристик).

В проявлении фемининных и маскулинных качеств у мальчиков и девочек есть связь с возрастной принадлежностью. В младшем школьном возрасте и мальчики и девочки больше проявляют маскулинные качества. Это связано с принципом природосообразности: в этом возрасте детям присущи двигательная активность, любопытство, жизнерадостность, склонность к риску, дух соревнования.

В полной мере эти качества могут раскрываться в непринужденной, не оцениваемой обстановке. Поэтому одним из направлений нашей комплексно-целевой программы является внеклассная работа, в которой особое внимание обращается на формирование фемининных и маскулинных качеств.

В своей работе мы используем следующие формы: классные часы, игры, беседы, круглые столы, праздники, ролевые игры.

Эти формы позволяют раскрыть содержание работы по формированию гендерных стереотипов.

Например: развитие фемининных качеств – игра “ Как быть хозяйкой в доме?”.

Приём – знакомство с примером мамы, совместная деятельность в парах “мама–дочка”.

Содержание: женщина в доме.  – Классный час “ В чём красота девочки?”

Приём – ориентировать на проявление фименинных качеств (мягкость, терпимость, уступчивость, такт) в общении “девочка–девочка”, “мальчи к– девочка”.

Содержание: гармония внешнего и внутреннего мира.

Ожидаемый результат – содействовать развитию и формированию фемининных качеств: взаимопомощь, сопереживание, готовность к сотрудничеству, осознание себя для женского предназначения.

Развитие маскулинных качеств  – игра “ А ну-ка, парни!”

Прием – знакомство с примером папы, совместная деятельность в парах “мальчик – папа”; развитие лидерских качеств.

Содержание – мужчина – защитник Отечества; мужчина в доме. – Круглый стол “В чём сила мужчины?”

Приём – знакомство с примером папы, поддерживать уверенность в общении “мальчик – девочка”.

Содержание – мужчина – отец и глава семьи.

Ожидаемый результат: создание модели взаимоотношений с женщиной, девочкой. Формирование маскулинных качеств: силы воли, настойчивости, упорства.

Сформированные фемининные и маскулинные качества влияют на культуру семейных отношений, культуру общения людей.