Цели урока:
- Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.
- Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера
- Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, соавторство.
- Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.
- Способствовать формированию любви к слову и интереса к творчеству писателя.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация (Приложение1), сюжетные картинки (Приложение 2), карточки со словами (Приложение3), индивидуальные листы с дифференцированным заданием по группам (Приложение4).
Ход урока
I.
Организационный момент– Сегодня у нас урок-игра, но игра не простая, а взрослая – деловая. Мы попробуем с вами внести свой вклад в написание сказки. Приложение 1.
Слайд 1.
– Какие сказки вы знаете?
– На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)
Слайд 2.
– Чем отличаются авторские сказки от народных? (У авторских есть автор, а народные сочиняет народ)
II
. Вступительная беседа учителя:“Сегодня на уроке мы будем работать с рисунками известного писателя и художника. Прежде чем я назову вам его имя, проведем небольшую викторину, посмотрим, знаете ли вы его рассказы. (Учитель показывает рисунки-иллюстрации В.Сутеева школьникам из хорошо известных ученикам рассказов: “Кто сказал “мяу!”?”, “Разные колеса”, “Три котенка” и др.; те отгадывают, о каком рассказе идет речь?”
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Написал эти рассказы писатель и художник Владимир Сутеев – талантливый человек, придумавший много забавных историй, в которых действующими лицами являются животные.
Слайд 8.
Слайд 9.
Он создавал и рисунки к своим рассказам. Дар художника позволил ему создать необыкновенные рассказы без слов – в рисунках. Зная о том, что многие дети любят сочинять, придумывать что-то, он предоставил своим зрителям такую возможность: рисунки есть, а текста нет, и каждый, кто рассматривает эти рисунки, может сам составить рассказ и стать своеобразным соавтором художника.
Но сначала давайте определим, кто же такой соавтор.
Слово автор и его значение вам хорошо
знакомы.
– Кто такие сотрудники? (Люди, которые вместе
трудятся.)
– Кто такие собеседники? (Те, кто участвует в
беседе.)
– Кто такие соавторы? (Соавтор – человек,
который вместе с кем-нибудь является автором
чего-нибудь.)
Слайд 10.
Итак, мы сегодня на уроке представим себя соавторами художника, только наша задача будет заключаться не в том, чтобы что-то дорисовывать к авторским рисункам, а в том, чтобы “расшифровать” замысел художника и составить рассказ по его рисункам к сказке “Яблоко”.
III.
Работа над сочинением.- – Как называется сказка? ( “Яблоко”)
- – Восстановим порядок событий с помощью сюжетных картинок (Работа в парах. В конвертах картинки. Разложить по сюжету). Приложение 2.
- Составление плана по картинкам.
– Определим тему сказки, т. е. о чем она? (О том, как звери нашли яблоко и его делили)
– Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке происходят волшебства и звери разговаривают)
– Мы сегодня будем писать рассказ по картинкам, так как мы еще не умеем записывать прямую речь, то есть то что говорят герои.
– Если мы пишем рассказ, то какой тип речи мы используем? (Повествование. Восстанавливаются события, которые идут одни за другими)
– Какова композиция произведения? (Завязка, развитие событий, кульминация, развязка)
– Какова главная мысль произведения?
Слайд 11.
Слайды по одному:
Заяц находит яблоко
Ворона срывает яблоко
Яблоко убегает
Звери не могут поделить яблоко
Помощь Михаила Ивановича
Яблоко разделили.
IV
. Орфографическая работа.– Назовите главных героев. (Заяц, Ворона, Ёжик, Медведь)
– Давайте дадим имена героям. (Заяц Коська, Ворона Каркуша, Ежик Иголкин, Медведь Михаил Иванович)
– Как написать клички, фамилии и отчества героев? (С большой заглавной буквы, т.к. это имена собственные)
– Описание животных:
Заяц Коська (какой?) весёлый, быстрый
Ворона Каркуша (какая?) крикливая, хитрая, серая
Ёжик Иголкин (какой) колючий, шустрый, находчивый
Медведь Михаил Иванович (какой?) мудрый, справедливый, большой
– Какова роль каждого героя?
Слайд 12.
Заяц Коська – увидел яблоко
Ворона Каркуша – сорвала
Ёжик Иголкин – поймал
Медведь Михаил Иванович – рассудил и померил
V
. Пересказ по плану и сюжетным картинкам.(С элементами художественного вымысла, т.е. можно добавить что-то своё)
– Какая главная мысль произведения? Что хотел сказать автор?
– Выберите пословицу, которой можно закончить свой рассказ.
Слайд 13.
VI
. Запись текста на индивидуальных листах. Сложность задания дифференцирована по группам. Приложение 4.VI.
Проверка записанных текстов. (По 1 человеку из каждой группы)VII
. Д.з.: Отредактировать получившийся текст, записать его на отдельном листе и сделать рисунок. Каждый лист будет страничкой в книге соавторов В Г. Сутеева, учеников 2-В класса.VIII
. Итог урока.Оценка и самооценка (рефлексия):
– что понравилось на уроке?
– что каждый из вас может сказать о своей работе на уроке?
Слайд 14.
IX
. Учитель подводит итогСлайд 15.
– Всем спасибо за сотрудничество на уроке! Вы отлично поработали!