Цели: организовать деятельность учащихся по повторению темы “Глагол”; содействовать развитию орфографической зоркости; способствовать развитию коммуникативных навыков; воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим; развивать умение жить в ладу с самим собой.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебники “Русский язык” 4-й класс, тетради, карточки для словарной работы, таблица “господин Глагол”, пособие для проверки самостоятельной работы “Ключ к уроку”.
План
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно –
Знания все пойдут нам впрок.
– Прочтем девиз нашего урока:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
– Как вы его понимаете?
2. Минутка чистописания.
Мороз рисует на окнах узоры, а мы с вами будем прописывать узоры в тетрадях.
– Что можно сказать об этих блоках?
(Окончания глаголов в 3-ем лице множественного числа)
3. Словарная работа. (По карточкам)
(Приложение 1)Экспре…, ж…лезо, л…ловый, би…графия, в…лшебник, д…ректор, иску…тво, к…бинет, килогра…, кро…ворд, об…рона, п…йзаж, …хотник, пр…дставление, пут…шествие.
4. Проверка словарной работы.
– Проверка проводится в парах по вариантам (с анализом).
5. Целеполагание.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам…(глагол).
(Открывается картинка)
– Не удивляйтесь, что наш господин Глагол немного безжизненный. Нам просто нужно расколдовать его, т.е. выполнить ряд заданий.
6. Актуализация знаний.
Карточки (Приложение 2)
Задание: Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Уж та..т сне.., б…гут руч..и,
(В)окно повеяло в…сною.
З…свищут скоро с…ловьи,
И лес одене[ца] листвою.
Задание: Выписать глаголы, определить время, лицо, число,(род у глаголов прошедшего времени).
Тает – наст. время, 2-е л., ед. ч.
Бегут – наст. время, 3-е л., мн. ч.
Повеяло – прош. время, 3-е л., ед. ч., ср. р.
Засвищут – буд. время, 3-е л., мн. ч..
Оденется – буд. время, 3-е л., ед. ч.
Задание: Замените выражение синонимическим глаголом.
- Быть нездоровым – болеть.
- Сделать нарядным – нарядить.
- Обратиться к кому-нибудь с вопросом – спросить.
В тетрадях:
Болеть, нарядить, спросить.
– Что можно сказать об этих глаголах?
(Глаголы начальной формы.)
– Что можно определить у глаголов начальной формы?
(Вид, спряжение)
– Расколдовать цветы господина Глагола поможет такое задание:
Нужно изменить глаголы по лицам и числам, т.е. ...?
(Проспрягать).
Петь | Говорить |
Я пою | я говорю |
Ты поешь | ты говоришь |
Он поет | он говорит |
Мы поем | мы говорим |
Вы поете | вы говорите |
Они поют | они говорят |
(Дети вписывают окончания таблицу)
7. Самостоятельная работа. Проверь себя.
Работа с учебником.с.32 – 35.
– Первое и десятое задания записать в тетрадь.
Упражнение 1, 10.
– Все остальные задания выполнять на черновике.
– Ответы занести в бланки ответов. (Приложение 3,4)
– Проверить правильность выполнения заданий по ключу (Приложение 5).
8. Подведение итогов урока.
9. Информация о домашнем задании.
– Объем своей домашней работы определите сами по страницам 34 -35.
10. Рефлексия. (Настроение после урока).
Литература:
- Авторская программа “Русский язык” С.В.Иванова 2009 г.
- Иванов С.В. “ Русский язык” учебник 4 класс, 2008 г.
- Стандарт начального общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения.