Именно здесь бьется сердце Земли…

Разделы: География


Тема не сложная, не должна вызвать затруднений в постановке проблем и их решении. Урок обобщения, комбинированный. В основе урока лежит проблемный подход.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Повторить и закрепить знания учащихся о природных условиях и ресурсах России, некоторых отраслях хозяйства.
  • Посредством разнообразных мыслительных операций поставить проблемный вопрос и аргументировано ответить на него.
  • Развивать умения работать с картами и атласом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природным богатствам страны,
  • Осознание необходимости рационального природопользования.
  • Воспитание осознанного понимания своей значимости в решении социально-экономических, экологических и политических проблем страны.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
  • Развивать умения вести диалог, таким образом, развивать коммуникативные способности.
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
  • Развивать чувство уверенности в своих возможностях, помогать осознать свою значимость в достижении общей цели.

СТРУКТУРА УРОКА:

  • Вступительное слайд-шоу использовалось для погружения учащихся в тему урока, а музыкальное сопровождение для эмоционального настроя на урок.
  • Анализ природных ресурсов Азиатской России позволил выйти на проблемную задачу – как освоить богатства Азиатской России?
  • Центральная часть урока – анализ проблем Азиатской России, затрудняющих освоение её природных ресурсов.
  • Заключительная часть – деловая мини-игра, позволяющая предложить пути решения проблем Азиатской России.
  • Совместное подведение итогов позволило определить степень усвоения темы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ: Атласы географии России, настенные карты «Минеральные ресурсы России», «Физическая карта России», презентация к уроку, слайд-шоу с песней И. Корнилова «Северный край».

ХОД УРОКА

На уроке учащиеся сами ставят проблему и предлагают возможные пути её решения, поэтому целесообразно провести урок в форме полилога.

Перед уроком я рекомендую разложить на парты каждому ученику листы с этапами урока и вопросами. В процессе урока учащиеся должны будут заполнить листы, отвечая на поставленные вопросы.

Начать урок можно с просмотра слайд-шоу с песней «Северный край» Игоря Карнилова (можно найти в YouTube), которая поможет ввести учащихся в тему урока.

После просмотра слайд-шоу сразу начать показ презентации (Приложение 1).

Вопрос учащимся:

– Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

– Сегодня мы будем говорить об Азиатской России. (слайды 1-2)

– Азиатская Россия – что это за территория? Где она находится?

– Она занимает 75% площади страны. И эта территория хранит в себе величайшие богатства.

– Посмотрим на карту минеральных ресурсов России.

– Сколько природного газа содержит Западная Сибирь?

– Почти 100% газа России.

– Сколько Сибирь и Дальний Восток содержат нефти?

– Почти 100% нефти России!

– Россия – лесистая страна.

– Посмотрим на карту «Леса от общей площади земель России».

– Какова лесистость территории?

– Лесами покрыты до 80% территории Азиатской России!

Вызвать (к доске) к Физической карте России учащегося назвать и показать крупнейшие реки России (Обь, Енисей, Лена, Ангара, Амур).

– Запас пресных вод Азиатской России огромен.

– Чистую и пресную воду содержат болота и многолетняя мерзлота.

– Озеро Байкал содержит 20% мировых запасов пресных вод.

– Какие ещё богатства сосредоточены на территории Азиатской России?

– В этом районе размещаются крупнейшие запасы угля, цветных металлов. Добывают 100% алмазов России!

– Наша страна очень богата! Но богатства России почти не освоены.

– Над чем необходимо задуматься?

Учащиеся должны самостоятельно сформулировать проблему. (Как освоить богатства Азиатской России?)

– Для того, чтобы решить как осваивать богатства Азиатской России, что мы должны сначала выяснить?

Учащиеся должны предложить выяснить, почему этот регион так плохо осваивается.

– На территории Азиатской России проживают менее 10% населения страны. Это столько же, сколько в Москве.

На экране карта Транссибирской железнодорожной магистрали. (слайд 7).

– Города в Сибири размещены в основном вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. И по большей части это моногорода. Моногорода – это города с одним направлением специализации и одним или несколькими градообразующими предприятиями. (Можно предложить учащимся записать это определение в тетрадь или на лист с планом урока). И на данный момент многие предприятия уже по 8 – 10 лет закрыты. В Байкальске закрыт ЦБК. Люди остались без работы. А значит без средств к существованию. Население уезжает из региона. Миграционный отток с этой территории велик.

– Почему же население не стремится в Азиатскую Россию?

– Выделим ряд проблем.

Посмотрим на физическую карту России.

– Какие формы рельефа преобладают к востоку от Уральских гор? (возвышенности, плоскогорья, горы).

По климатической карте России в атласах определите тип климата на территории Сибири. (Континентальный, резко континентальный).

– Зимой -60° для Сибири норма! Амплитуда колебания температур в течении года очень высока. Техника не выдерживает таких условий. И, конечно, это отрицательно сказывается на здоровье человека.

– Лето жаркое и сухое. Возникает ещё одна проблема. Какая? (Лесные пожары).

– Ежегодно в Сибири и на Дальнем Востоке выгорают тысячи гектаров леса!

– Какая ещё возникает проблема, связанная с суровыми малоснежными зимами? (Многолетняя мерзлота).

Посмотрим на карту распространения многолетней мерзлоты на территории России. (слайд 9).

– В России многолетняя мерзлота занимает площадь 11 млн. км2. Практически вся она находится на территории Азиатской России. Это, конечно, огромные запасы пресной воды. Но какие она рождает проблемы?

Учащиеся перечисляют проблемы, которые учитель может записать на доске.

  • невозможность земледелия на открытом грунте,
  • трудности строительства дорог, домов,
  • не пропускает дождевые и талые снеговые воды.

– Отсюда ещё одна проблема. Какая?

Учащиеся называют заболоченность территории.

– Болота – не только кладовая чистой пресной воды, но и место обитания гнуса – мелких кровососущих насекомых. Это бедствие Сибири.

– Так что же, не стоит осваивать наши богатства?

На экране слайд 11.

– Европа и Китай теоретически уже поделили нашу территорию. Японцы считают наши Курильские острова своими. (Можно сказать о посещении Д.А. Медведевым острова Кунашир и о реакции японского посольства).

– Наступило время осваивать ресурсы Азиатской России!

– С чего начать? Представьте себя в роле политика или экономиста. Подумайте и предложите свои пути решения данной проблемы.

Предложения учащихся учитель может записать на доске.

Ожидаемые результаты (возможные варианты):

  • Развитие инфраструктуры.
  • Строительство новых железных дорог скоростных и лёгких.
  • Строительство новых нефте- и газопроводов.
  • Реконструкция старых предприятий.
  • Строительство сразу большого числа новых предприятий.
  • Развитие территорий вокруг городов (туризм, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и др.).
  • Вахтовый метод работы.
  • Перепрофилирование предприятий и переквалификация рабочих.
  • Строительство муниципального дешёвого, но качественного жилья.
  • Освоение геотермальных источников энергии.
  • Создание свободных экономических зон.

– Решить проблему освоения ресурсов Азиатской России сложно. Именно поэтому сейчас, сегодня курс государства – развитие нанотехнологий. Сейчас необходимо появление новых материалов, новых видов топлива, нового оборудования для работы в суровых условиях сибирской зимы, в горных и на заболоченных территориях, в сейсмически активных территориях Дальнего Востока. Именно этим обусловлено создание научного центра Сколково. Так же государство развивает производство и инфраструктуру на всей Азиатской территории России, вкладывая в этот регион огромные финансовые средства.

– Сейчас вы сидите за школьными партами, но пройдёт несколько лет и ваша деятельность прямым или косвенным образом будет связана с освоением и развитием Азиатской России. И судя по тому, сколько решений проблемы освоения и развития данного региона вы предложили, я спокойна за будущее нашей страны.

В конце урока на этапе рефлексии можно провести мини тест. После учащиеся обмениваются работами (могут и не обмениваться) и учитель зачитывает правильные ответы. Учащиеся могут сразу оценить результаты своей работы на уроке.

Можно собрать листы с планом урока и проверить качество их заполнения.

ТЕСТ

  1. Выберите из предложенного списка главные богатства Азиатской России:
    • Нефть;
    • Газ;
    • Почвы;
    • Агроклиматические ресурсы;
    • Водные ресурсы;
    • Лесные ресурсы;
    • Трудовые ресурсы;
    • Алмазы.
  2. Выберите из предложенного списка главные проблемы Азиатской России:
    • Суровый климат;
    • Ураганы;
    • Лесные пожары;
    • Цунами;
    • Моногорода;
    • Миграционный отток населения;
    • Гнус;
    • Заболоченность территории.
  3. Выберите из предложенного списка возможные пути решения проблем Азиатской России:
    • Перепрофилирование предприятий и переквалификация рабочих;
    • Освоение геотермальных источников энергии;
    • Строительство АЭС;
    • Перепрофилирование предприятий и переквалификация рабочих;
    • Переселение жителей в Европейскую часть России;
    • Вахтовый метод работы;
    • Развитие инфраструктуры;
    • Строительство муниципального дешёвого, но качественного жилья.

Приложение 2.