ЦЕЛИ УРОКА:
– активизировать и закрепить знания учащихся
по применению тригонометрических формул;
– развивать вычислительные навыки;
– развивать чувство коллективизма,
ответственности за порученное дело.
Форма: групповая.
Наглядность:
– таблицы по тригонометрии;
– единичная окружность;
– исторический материал (у каждой группы);
– тесты (у каждого ученика).
Организационный момент: подготовка к уроку 3 группы по 6 человек, настрой на хорошую, плодотворную работу.
Ход урока
– Ребята, мы с вами на уроке отправимся в путешествие в страну “Тригонометрия”.
Прежде чем начать наше путешествие, вспомним домашнее задание.
Наш дружный коллектив 10б класса разбит на 3 команды. Нужно было придумать
название команды, девиз, приветствие команд, выбрать командира. Чтобы путешествие
проходило нормально, необходимо было повторить формулы тригонометрии и свойства
тригонометрических функций.
За путешествием будут наблюдать, и судить о качестве этапов путешествия эксперты:
Александра и Мухтар – лучшие ученики 11б класса.
Итак, начинаем движение.
I этап. Представление команд.У каждого члена команды бейджики с их названием.
“Синусы” | Команда: |
Синус, синус добрый друг, | 1. Каракаева Р. |
Но функция опасная. | 2. Кухарёнок П. |
Свойств не знаешь если вдруг, | 3. Гок К. |
Старания напрасные. | 4. Бурцева О. |
Свойства поскорей узнай | 5. Алибекова А. |
И задания решай. | 6. Меджидова А. |
Волшебные познания | |
О нашем друге синусе, | |
Откроют нам чудесный мир, | |
Мир тригонометрии. |
“Косинусы”
Косинус – команда класс
Это – мы докажем сейчас.
Команда:
- Махмудова Р.
- Буревич А.
- Брегина Р.
- Веснина Л.
- Катаганова А.
“Тангенсы”
Мы тангенсы – мы супер,
Мы тангенсы – мы класс,
И сегодня точно
Мы выиграем всех вас.
Команда:
- Байгузина Л.
- Ксирова Ф.
- Мамедли У.
- Мамедов В.
- Чернеогло Т.
- Сулейманова Э.
Устно. Решить данные примеры и результаты заменить соответствующими буквами.
Кто быстрее прочтет, что здесь написано?
- 3 sin2 35° + 3 cos2 35°;5. 5 cos (-30°) ctg 30°;
- 8 sin 15° cos 15°;6. (1 – sin2?)(1 + cos2) при =90°;
- cos2 22°30' – sin2 22°30';7. (tg2+ 1)(1 – sin2);
- 12 tg 43° ctg 43°;8. cos 43° cos 17° – sin 43° sin 17°.
Ответы в примерах заменяются буквами:
2 – и; 0 – к; 12 – и; – т
3 – П; 7,5 – с; 1 – у; 0,5 – с
Кто верно решит все примеры, получит имя Питискус.
III этап. Историческая справка.О Питискусе расскажет Александра.
Слово “Тригонометрия” впервые встречается в 1505 году в заглавии книги немецкого математика Питискуса.
“Тригонометрия” – слово греческое и в буквальном переводе означает измерение треугольников. В данном случае измерение треугольников следует понимать как решение треугольников, т.е. определение сторон, углов и других элементов треугольника, если даны некоторые из них. Большое количество практических задач, а также задач планиметрии, стереометрии, астрономии и других приводятся к задаче решения треугольников.
В возникновении тригонометрии связано с землемерием, астрономией и строительным делом.
Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад.
Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (II в. до н.э.) и Клавдием Птолемеем (II в. н.э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями.
С XVII века тригонометрические функции стали глубоко исследоваться и сыграли важную роль в математике.
Своим становлением тригонометрия обязана арабским ученым Аль-Батани, Абу-ль-Вафа, Мухамед-бен Мухамед, индийскому ученому Бхаскара и азербайджанскому астроному и математику Насиреддин Туси Мухамед, который в своих трудах обозначил тригонометрию как самостоятельную дисциплину.
И только в XVIII веке знаменитый математик, член Петербургской Академии наук Леонард Эйлер провел блестящий математический анализ и первым ввел известные всем определения тригонометрических функций. Так возникли тригонометрические формулы. С применением тригонометрических формул доказательства различных фактов стало гораздо лаконичнее и проще. Математика продвинулась на большой шаг вперед, новые формулы значительно облегчили исследования в области механики, оптики, электричества, радиотехники, астрономии и т.п.
Запись тригонометрических формул происходит с использованием понятий: синус, косинус, тангенс и котангенс, которые так же имеют свою историю возникновения.
IV этап. Блиц-опрос.А сейчас, немного отдохнем. Упражнения для глаз (глаза закрыты). После физкультминутки – глаза открыли, ищем вокруг себя новые предметы (формулы, плакаты, рисунки).
VI этап. Подумайте.Если дети затрудняются, преобразование выражения выполнено на оборотной стороне доски.
VII этап. Полёт к звёздам (завершающий этап).Решить тест вариант 2 стр. 197.
У каждого ученика “Тематические тесты 10-11 кл.”. “Математика ЕГЭ – 2010” под ред. Ф.Ф. Лысенко. изд. Легион, Ростов-на-Дону.
- Упростите выражение
- Вычислите значение выражения
- Найдите значение выражения 1,3cos , если
- Вычислите
- Найдите значение выражения
- Упростите выражение
,
если
если tg = -2.
sin4 + cos2 + sin2 cos4.
- Вычислите sin( + ) – 2 cos , если
- Вычислите 4 (sin422°30'+cos422°30').
причем и – углы I четверти.
Какая команда первой дошла до финиша и без ошибок?
Проверка решений (на оборотной стороне доски).
Решение теста (см. приложение)
VIII этап. Подведение итогов.Называем победителей:
I место – команда “Тангенсы”;
II место – команда “Синусы”;
III место – команда “Косинусы”.
Итог. Награждение.
Вывод: “Тригонометрия – это здорово”.
Домашнее задание: повторить тригонометрические формулы, выполнить тест №17, вар.7 (стр. 200).