Как оценить развитие. Новые подходы к оцениванию

Разделы: Общепедагогические технологии


Внедрение в повседневную педагогическую практику новых технологий, разнообразие учебных программ, новых форм оценивания знаний и умений учащихся актуализировало вопрос о качестве образования. Предлагаются различные системы оценивания: от пятибалльной, традиционной до сто балльной. Это, в первую очередь, связано с кризисом пятибалльной системы. “...оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение преподавателя невозможны при использовании фактически трехбалльной шкалы, а необходима в качестве положительной, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная, но также кратная пяти – шкала. В противном случае преподаватели вынуждены использовать суррогатную шкалу (баллы трехбалльной шкалы, дополняемые ими значками “плюс” или “минус”) и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности”. [2.5]. Но все эти системы не учитывают уровень творческого развития, уровень сформированности ключевых компетентностей. Любая шкала дает представление лишь о конечном результате. Это лишь констатация факта. К примеру, – ученик знает предмет на “5” – о чем говорит эта фраза? О прочности знаний, их глубине, умении использовать знания на практике? Любой отрицательный количественный результат является сигналом для родителей: либо ребенок не выучил домашнее задание, либо он плохо понимает предмет. Тогда как положительная отметка вообще не говорит ни о чем. Таким образом, кроме количественного показателя необходим и качественный. Но и количественный показатель, в свою очередь, должен быть понятен детям и родителям. Разработка критериев и показателей по различным видам деятельности, а не по предметам даст возможность не только адекватно оценивать уровень развития учащихся, но и создать систему мониторинга развития различных сторон личности. Идею многомерности оценки разрабатывали Блум Б., Щедровицкие, Сьюзан Э. Израэл, Шатрова Н.Н. Цейтлина Е.Ю. и др. Но самой интересной представляется идея системы многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся Е.Ю. Цейтлиной.

В данной статье освещается разработка и практический опыт внедрения многоуровневой оценки развития речи учащихся в МОУ “СОШ № 7” п. Исеть. Именно работа над развитием речи в условиях перехода к ГИА и ЕГЭ является самой актуальной. Дети все меньше говорят на уроках, их речь носит лишь репродуктивный характер. Для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ необходимы знания, именно на их запоминание и репродукцию и направлены усилия учителя. Может быть в этом и кроется неуспешность детей при написании части С, где необходимо логично и последовательно изложить свои мысли. Из трудов психологов мы знаем, что именно устная речь предшествует письменной, поэтому развитие устной речи столь необходимо школьникам. Программа развития речи по классам включает в себя не только развитие устной речи, но и письменной. Эта программа явилась основой для составления программы мониторинга.

Таблица 1

Программа развития устной и письменной речи

Класс

Развитие устной и письменной речи

1-й класс

Уметь отвечать на отдельные вопросы; подробно излагать содержание небольшого рассказа, сказки; составлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя; давать простейшее описание растения, животного.

Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; записывать слова, написание которых не расходится с произношением; писать большую букву в начале предложения; учиться правильно оформлять тетради и письменные работы.

2-й класс

Отвечать на вопросы, объединенные темой; самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести простейший диалог на основе картинки, кадра диафильма; подробно пересказывать содержание учебного текста, сказки, рассказа; пересказывать условие и ход решения задачи;

Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа.

3-й класс

Отвечать на вопросы по тексту; уметь сформулировать вопросы к тексту, ответу учебника; вести простейший диалог по несложной теме на основе картинки; подробно пересказывать содержание прочитанного и выслушанного текста, ход решения задачи; рассказывать о своих наблюдениях за природой; Осваивать новые виды письменных работ: изложение текста по готовому плану, сочинение рассказа.

4-й класс

Отвечать на вопросы по тексту и теме в соответствии с их характером; ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу ученика; вести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций, фильма; учиться связно отвечать по плану, самостоятельно строить небольшой рассказ, сжато пересказывать содержание прочитанного или выслушанного текста, связно излагать свои учебные действия, кратко передавать впечатления о просмотренном фильме.

Владеть основными и осваивать новые виды письменных работ: дневниковые записи.

5-й класс

Отвечать на вопросы различного характера; учиться ставить разные по характеру вопросы к тексту, рассказу учителя, ответу ученика; вести диалог на материале несложных учебных тем с использованием средств наглядности или без нее; по плану пересказывать подробно, сжато или выборочно содержание учебных текстов, отрывка из художественного произведения, фрагмента из телепередачи, детского кинофильма; составлять связные высказывания, различные по типу речи (обзор).

Владеть основными видами письменных работ и осваивать новые: отзыв на прочитанную книгу.

6-й класс

Различать характер вопросов и отвечать в соответствии с ним, ставить разные по характеру вопросы к тексту учебника, объяснению учителя, ответу ученика; вести диалог на материале учебных и свободных тем; совершенствовать умение пересказывать по плану (сжато, выборочно) содержание учебных текстов, отрывков из художественных произведений, фрагментов кинофильмов; создавать связные высказывания, различные по стилю, типу речи, композиции, на основе сравнения фактов, явлений.

Владеть основными видами письменных работ и осваивать новые: заметка в газету, объявление.

7-й класс

Отвечать на вопросы различного характера, с помощью самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание усваиваемой темы; вести диалог с целью закрепления изученной учебной темы; строить сообщение на основе типового плана; составлять связные тексты типа индивидуальной или сравнительной характеристики; строить ответ с использованием учебных радио– и телепередач (различных по стилю, типу речи и композиции).

8-й класс

Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь самостоятельно формулировать вопросы на применение знаний; учиться вести диалог в целях получения новой информации; владеть разными видами типовых ответов; составлять индивидуальные и сравнительные характеристики.

Овладевать новыми видами письменных работ: рецензия на ответ ученика план, тезисы, конспект, заявление

9-й класс

Отвечать на вопросы в соответствии с их характером и назначением; вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации; излагать материал из нескольких источников, включая и экранно-звуковые средства, по самостоятельно составленному плану; пользоваться свернутыми формами ответа (план, тезисы, таблицы, графики); различать и обоснованно выбирать тип ответа.

Практически использовать следующие основные виды письменных работ: списывание (выписывание цитат), запись под диктовку, изложение, сочинение, план, тезисы, конспект, отзыв, рецензия на ответ, заметка, объявление, заявление, автобиография; в рабочих записях пользоваться необходимыми сокращениями слов.

10-й класс

Развивать мысль в логике поставленного вопроса; включаться в коллективное обсуждение; делать сообщение, доклад на основе различных источников знаний, включая цикл теле– и радиопередач, используя при необходимости форму рассуждения, доказательства; связно излагать тему, цель, гипотезу, ход и результаты проведенной частично-поисковой или исследовательской работы.

Практически пользоваться всеми учебными видами письменных работ.

11-й класс

Пользоваться формами диалогической речи для решения различных учебных задач; уметь аргументировать свое высказывание; свободно владеть основными типами ответов; логично излагать материал межпредметного характера; уметь свертывать и развертывать учебную информацию: рецензировать учебный материал, ответ ученика; редактировать текст.

После обсуждения данной программы на ШМО были разработаны критерии и показатели развития речи. Критерии должны были быть ясны учащимся и их родителям, поэтому они соотносились с привычной пятибалльной шкалой. Здесь приведен пример критериев и показателей уровня развитости устной речи для учащихся 8-11 классов.

критерии:

“2”. Отвечает односложно на самые простые вопросы. Отвечает только на наводящие вопросы и не всегда верно

“3”Воспроизводит часть текста, определений, без объяснения. Способен устно строить небольшой рассказ, состоящий из логически связанных предложений (1-2 предложения). Пересказывает текст вместо его анализа, не умеет делать выводы и обобщения.

“3”, “4”. Пересказывает текст, способен самостоятельно (без помощи учителя) отвечать на вопросы учебника, но затрудняется делать собственные выводы (выводы не связаны с текстом).

“4”, “5”. Объясняет основные положения и факты. Отвечает на большинство вопросов по теории, демонстрируя осознанность усвоенных знаний. Прослеживается логичность в изложении текста, но допускаются отклонения от темы, отдельные нарушения последовательности. В тексте наблюдается стилевое единство, приводятся простейшие доказательства.

“5”. Четко и логично излагает материал, аргументирует свой ответ, легко делает самостоятельные выводы, допуская незначительные отклонения от темы. Показывает знание материала, свободно владеет понятиями и терминологией, ответ логичен и лаконичен, без наводящих вопросов.

Показатели:

  1. Терминологическая граммотность (удачное применение терминов).
  2. Доказательность (логика доказательства, удачное применение примеров, использование различных приемов построения текста).
  3. Композизионная логика (логические переходы, соответствие т-а-ф-в).
  4. Орфографический режим (речевые ошибки, невыразительность речи).

Эти критерии и показатели сводятся в диагностические таблицы, которые заполняются учителем и учеником (у ученика вместо графы ФИ, графа дата урока). В конце изучения темы эти таблицы позволяют диагностировать процесс развития речи учащегося, видеть недостатки и прогресс. Дети могут видеть собственные изменения. Кроме этого таблицы позволяют свести к минимуму конфликты, связанные с оцениванием ответа на уроках:

Таблица 2

Диагностическая таблица развития речи

ФИ

Показатели

Критерии

Отметка

Терминологическая граммотность (удачное применение терминов)

Доказательность (логика доказательства, удачное применение примеров, использование различных приемов построения текста)

Композизионная логика (логические переходы, соответствие т-а-ф-в)

орфографический режим (речевые ошибки, выразительность речи)

2

3

4

5

Б. Е.

+

+/-

 

+

   

+

 

“3”

В. В.

+

+

+

+

   

+

 

“4”

Г.О.

+

   

+

 

+

   

“3”

Эти данные указывают, что ученик Б.Е. при устном ответе пытается объяснять материал, строит простейшие доказательства, но логичность и последовательность являются его “слабым местом”. Это тот пункт, над которым предстоит работать ученику и учителю совместно. Учащийся Г.О. способен лишь к пересказу, тут необходимо учить строить доказательства, выделять тезис, подбирать аргументы и факты, делать выводы.

Подобным образом составляются диагностические таблицы по всем видам деятельности учащихся и усвоению знаний в том числе. В работе над составлением таблиц принимают участие учителя начальной и старшей школы, что позволяет сохранять принцип преемственности. Рекомендации по развитию речи, разработанные учителями школы, предлагаются детям и родителям и являются хорошим дополнением к этим таблицам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. М. 2008.
  2. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. Учебно-справочное пособие. М., “Граф-Пpecc”, 2002. —70 с.
  3. Сьюзан Э. Израэл, Кэтрин Л. Баузерман и др. Как определить качество метапознания \\ “БШ” № 16, 2007.
  4. Цейтлина Е.Ю.,  Шевякова И.А.,  Ярославцева М.Ю. Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся \\ Практика административной работы в школе, № 2, 2006.
  5. Шатрова Н.Н. Модификация интегральной образовательной технологии \\ Школьные технологии, № 6, 200.