Внедрение в повседневную педагогическую практику новых технологий, разнообразие учебных программ, новых форм оценивания знаний и умений учащихся актуализировало вопрос о качестве образования. Предлагаются различные системы оценивания: от пятибалльной, традиционной до сто балльной. Это, в первую очередь, связано с кризисом пятибалльной системы. “...оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение преподавателя невозможны при использовании фактически трехбалльной шкалы, а необходима в качестве положительной, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная, но также кратная пяти – шкала. В противном случае преподаватели вынуждены использовать суррогатную шкалу (баллы трехбалльной шкалы, дополняемые ими значками “плюс” или “минус”) и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности”. [2.5]. Но все эти системы не учитывают уровень творческого развития, уровень сформированности ключевых компетентностей. Любая шкала дает представление лишь о конечном результате. Это лишь констатация факта. К примеру, – ученик знает предмет на “5” – о чем говорит эта фраза? О прочности знаний, их глубине, умении использовать знания на практике? Любой отрицательный количественный результат является сигналом для родителей: либо ребенок не выучил домашнее задание, либо он плохо понимает предмет. Тогда как положительная отметка вообще не говорит ни о чем. Таким образом, кроме количественного показателя необходим и качественный. Но и количественный показатель, в свою очередь, должен быть понятен детям и родителям. Разработка критериев и показателей по различным видам деятельности, а не по предметам даст возможность не только адекватно оценивать уровень развития учащихся, но и создать систему мониторинга развития различных сторон личности. Идею многомерности оценки разрабатывали Блум Б., Щедровицкие, Сьюзан Э. Израэл, Шатрова Н.Н. Цейтлина Е.Ю. и др. Но самой интересной представляется идея системы многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся Е.Ю. Цейтлиной.
В данной статье освещается разработка и практический опыт внедрения многоуровневой оценки развития речи учащихся в МОУ “СОШ № 7” п. Исеть. Именно работа над развитием речи в условиях перехода к ГИА и ЕГЭ является самой актуальной. Дети все меньше говорят на уроках, их речь носит лишь репродуктивный характер. Для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ необходимы знания, именно на их запоминание и репродукцию и направлены усилия учителя. Может быть в этом и кроется неуспешность детей при написании части С, где необходимо логично и последовательно изложить свои мысли. Из трудов психологов мы знаем, что именно устная речь предшествует письменной, поэтому развитие устной речи столь необходимо школьникам. Программа развития речи по классам включает в себя не только развитие устной речи, но и письменной. Эта программа явилась основой для составления программы мониторинга.
Таблица 1
Программа развития устной и письменной речи
Класс |
Развитие устной и письменной речи |
1-й класс |
Уметь отвечать на отдельные вопросы; подробно излагать содержание небольшого рассказа, сказки; составлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя; давать простейшее описание растения, животного. Списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; записывать слова, написание которых не расходится с произношением; писать большую букву в начале предложения; учиться правильно оформлять тетради и письменные работы. |
2-й класс |
Отвечать на вопросы, объединенные темой; самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести простейший диалог на основе картинки, кадра диафильма; подробно пересказывать содержание учебного текста, сказки, рассказа; пересказывать условие и ход решения задачи; Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. |
3-й класс |
Отвечать на вопросы по тексту; уметь сформулировать вопросы к тексту, ответу учебника; вести простейший диалог по несложной теме на основе картинки; подробно пересказывать содержание прочитанного и выслушанного текста, ход решения задачи; рассказывать о своих наблюдениях за природой; Осваивать новые виды письменных работ: изложение текста по готовому плану, сочинение рассказа. |
4-й класс |
Отвечать на вопросы по тексту и теме в соответствии с их характером; ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу ученика; вести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций, фильма; учиться связно отвечать по плану, самостоятельно строить небольшой рассказ, сжато пересказывать содержание прочитанного или выслушанного текста, связно излагать свои учебные действия, кратко передавать впечатления о просмотренном фильме. Владеть основными и осваивать новые виды письменных работ: дневниковые записи. |
5-й класс |
Отвечать на вопросы различного характера; учиться ставить разные по характеру вопросы к тексту, рассказу учителя, ответу ученика; вести диалог на материале несложных учебных тем с использованием средств наглядности или без нее; по плану пересказывать подробно, сжато или выборочно содержание учебных текстов, отрывка из художественного произведения, фрагмента из телепередачи, детского кинофильма; составлять связные высказывания, различные по типу речи (обзор). Владеть основными видами письменных работ и осваивать новые: отзыв на прочитанную книгу. |
6-й класс |
Различать характер вопросов и отвечать в соответствии с ним, ставить разные по характеру вопросы к тексту учебника, объяснению учителя, ответу ученика; вести диалог на материале учебных и свободных тем; совершенствовать умение пересказывать по плану (сжато, выборочно) содержание учебных текстов, отрывков из художественных произведений, фрагментов кинофильмов; создавать связные высказывания, различные по стилю, типу речи, композиции, на основе сравнения фактов, явлений. Владеть основными видами письменных работ и осваивать новые: заметка в газету, объявление. |
7-й класс |
Отвечать на вопросы различного характера, с помощью самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание усваиваемой темы; вести диалог с целью закрепления изученной учебной темы; строить сообщение на основе типового плана; составлять связные тексты типа индивидуальной или сравнительной характеристики; строить ответ с использованием учебных радио– и телепередач (различных по стилю, типу речи и композиции). |
8-й класс |
Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь самостоятельно формулировать вопросы на применение знаний; учиться вести диалог в целях получения новой информации; владеть разными видами типовых ответов; составлять индивидуальные и сравнительные характеристики. Овладевать новыми видами письменных работ: рецензия на ответ ученика план, тезисы, конспект, заявление |
9-й класс |
Отвечать на вопросы в соответствии с их характером и назначением; вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации; излагать материал из нескольких источников, включая и экранно-звуковые средства, по самостоятельно составленному плану; пользоваться свернутыми формами ответа (план, тезисы, таблицы, графики); различать и обоснованно выбирать тип ответа. Практически использовать следующие основные виды письменных работ: списывание (выписывание цитат), запись под диктовку, изложение, сочинение, план, тезисы, конспект, отзыв, рецензия на ответ, заметка, объявление, заявление, автобиография; в рабочих записях пользоваться необходимыми сокращениями слов. |
10-й класс |
Развивать мысль в логике поставленного вопроса; включаться в коллективное обсуждение; делать сообщение, доклад на основе различных источников знаний, включая цикл теле– и радиопередач, используя при необходимости форму рассуждения, доказательства; связно излагать тему, цель, гипотезу, ход и результаты проведенной частично-поисковой или исследовательской работы. Практически пользоваться всеми учебными видами письменных работ. |
11-й класс |
Пользоваться формами диалогической речи для решения различных учебных задач; уметь аргументировать свое высказывание; свободно владеть основными типами ответов; логично излагать материал межпредметного характера; уметь свертывать и развертывать учебную информацию: рецензировать учебный материал, ответ ученика; редактировать текст. |
После обсуждения данной программы на ШМО были разработаны критерии и показатели развития речи. Критерии должны были быть ясны учащимся и их родителям, поэтому они соотносились с привычной пятибалльной шкалой. Здесь приведен пример критериев и показателей уровня развитости устной речи для учащихся 8-11 классов.
критерии:
“2”. Отвечает односложно на самые простые вопросы. Отвечает только на наводящие вопросы и не всегда верно
“3”Воспроизводит часть текста, определений, без объяснения. Способен устно строить небольшой рассказ, состоящий из логически связанных предложений (1-2 предложения). Пересказывает текст вместо его анализа, не умеет делать выводы и обобщения.
“3”, “4”. Пересказывает текст, способен самостоятельно (без помощи учителя) отвечать на вопросы учебника, но затрудняется делать собственные выводы (выводы не связаны с текстом).
“4”, “5”. Объясняет основные положения и факты. Отвечает на большинство вопросов по теории, демонстрируя осознанность усвоенных знаний. Прослеживается логичность в изложении текста, но допускаются отклонения от темы, отдельные нарушения последовательности. В тексте наблюдается стилевое единство, приводятся простейшие доказательства.
“5”. Четко и логично излагает материал, аргументирует свой ответ, легко делает самостоятельные выводы, допуская незначительные отклонения от темы. Показывает знание материала, свободно владеет понятиями и терминологией, ответ логичен и лаконичен, без наводящих вопросов.
Показатели:
- Терминологическая граммотность (удачное применение терминов).
- Доказательность (логика доказательства, удачное применение примеров, использование различных приемов построения текста).
- Композизионная логика (логические переходы, соответствие т-а-ф-в).
- Орфографический режим (речевые ошибки, невыразительность речи).
Эти критерии и показатели сводятся в диагностические таблицы, которые заполняются учителем и учеником (у ученика вместо графы ФИ, графа дата урока). В конце изучения темы эти таблицы позволяют диагностировать процесс развития речи учащегося, видеть недостатки и прогресс. Дети могут видеть собственные изменения. Кроме этого таблицы позволяют свести к минимуму конфликты, связанные с оцениванием ответа на уроках:
Таблица 2
Диагностическая таблица развития речи
ФИ |
Показатели |
Критерии |
Отметка |
||||||
Терминологическая граммотность (удачное применение терминов) |
Доказательность (логика доказательства, удачное применение примеров, использование различных приемов построения текста) |
Композизионная логика (логические переходы, соответствие т-а-ф-в) |
орфографический режим (речевые ошибки, выразительность речи) |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Б. Е. |
+ |
+/- |
+ |
+ |
“3” |
||||
В. В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
“4” |
|||
Г.О. | + |
+ |
+ |
“3” |
Эти данные указывают, что ученик Б.Е. при устном ответе пытается объяснять материал, строит простейшие доказательства, но логичность и последовательность являются его “слабым местом”. Это тот пункт, над которым предстоит работать ученику и учителю совместно. Учащийся Г.О. способен лишь к пересказу, тут необходимо учить строить доказательства, выделять тезис, подбирать аргументы и факты, делать выводы.
Подобным образом составляются диагностические таблицы по всем видам деятельности учащихся и усвоению знаний в том числе. В работе над составлением таблиц принимают участие учителя начальной и старшей школы, что позволяет сохранять принцип преемственности. Рекомендации по развитию речи, разработанные учителями школы, предлагаются детям и родителям и являются хорошим дополнением к этим таблицам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. М. 2008.
- Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. Учебно-справочное пособие. М., “Граф-Пpecc”, 2002. —70 с.
- Сьюзан Э. Израэл, Кэтрин Л. Баузерман и др. Как определить качество метапознания \\ “БШ” № 16, 2007.
- Цейтлина Е.Ю., Шевякова И.А., Ярославцева М.Ю. Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся \\ Практика административной работы в школе, № 2, 2006.
- Шатрова Н.Н. Модификация интегральной образовательной технологии \\ Школьные технологии, № 6, 200.