Использование технологии "Портфолио" в рамках воспитательной системы класса

Разделы: Классное руководство


Образование в современном обществе все чаще рассматривается как одно из самых необходимых общественных благ.

Образование включает деятельность воспитания и обучения и обращено не только к интеллекту, знаниям, умениям, компетенциям обучающихся, а к целостному человеку, как субъекту культуры, истории, собственной жизни. Не только ум, знания, практические навыки, но и душа, чувства, телесное и духовное здоровье, смыслы жизни, стратегии поведения и конкретные поступки являются предметом воспитательной деятельности.

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор воспитательной работы в классе. Деятельность классного руководителя является более эффективной в том случае, если она носит системный характер, когда содержание и формы работы с классом не являются единообразными, когда используются современные технологии. К современным воспитательным технологиям относятся сотрудничество, проектная деятельность, коллективно-творческие дела, портфолио индивидуальных достижений.

Использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы класса позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях ученика. В этом случае акцент смещается с оценки на самооценку. “Портфолио” позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему оценить свои сильные и слабые стороны. Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность гимназистов, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею технологии “Портфолио” можно представить в формуле: “Возьми воспитание в свои руки”. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматриваются не только успехи в учебе, но и внеурочная деятельность.

Структура портфолио гимназиста:

  • сведения о владельце;
  • документы;
  • достижения;
  • отзывы;
  • рефлексивные листы.

Цель воспитательной системы – формирование образованной, социально-активной, ответственной личности.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

Естественно-культурные: создание условий и возможностей для физического развития личности в соответствии с возрастными и половыми особенностями и в соответствии с нормами общества.

Социально-культурные: создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, интересов и способностей, творческого, художественного потенциала, формирование гуманистической ориентации ценностно-смысловой сферы.

Социально-психологические: создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями.

Основные концептуальные положения воспитательной системы опираются на ряд нормативных документов, среди которых:

– Закон РФ “Об образовании”;

– Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации”;

– Государственная программа “Развитие воспитания детей в Российской федерации до 2010 года”.

В основу воспитательной системы положены труды представителей гуманистического направления в педагогике и психологии.

Цель воспитания, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, – это воспитание человека культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим его целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества. Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъектный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов самореализации в культуре.

На мой взгляд, актуальным является содержание воспитания, раскрытое в программе петербургских ученых-педагогов И.А. Колесниковой, Л.С. Нагавкиной, Е.Н. Барышникова.

В основе содержания воспитания лежит представление, что человек живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере, – это

– семьянин – носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

– ученик, воспитанник школы, гимназии или другого типа учебно-воспитательного учреждения, знакомый с историей своей школы, развивающей её традиции, и т.д.;

– россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности;

– член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на паритете интересов, готовый реализовать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

– житель своего города либо села, с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

– человек, признанный решать личные, социальные, производственные проблемы в 21 веке, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.

Я опиралась, также, на научные положения Г.К. Селевко о процессах саморазвития, где говорится о том, что деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации.

Обобщая теоретические позиции, положенные в основу воспитательной системы, были сформулированы принципы её построения

– природосообразности воспитания – отношение к ребенку как части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами детского организма, учитывает особенности физического развития, состояния здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, в творчестве, обеспечивает нормальную преемственность этапов детского развития;

– культуросообразности воспитания – “образование и культура как среда, растящая и питающая личность” (П.Флоренский), отношение между воспитанием и ребенком как человеком гуманитарной культуры. Этот принцип предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется развитие ребенка, приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации, побуждает культурное саморазвитие ребенка, основывающегося на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности;

– принцип открытости социуму – формирование единого образа жизни как единство целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи, а также производственных, учебных, общественных организаций и объединений людей.

– принцип ценностно-смысловой направленности воспитания – создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения в жизни посредством обретения смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов-мотивов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений происходит самостроительство личности. Становление связной системы личностных смыслов и есть, по А.Н.Леонтьеву, процесс становления личности.

Этапы реализации воспитательной системы класса

I ЭТАП: 5–6-й класс

Цель: развивать коммуникативные и творческие способности;

Задачи:

  • Формировать у учащихся культуру общения в системе “ученик-ученик”, “учитель – ученик”;
  • Создать условия для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочное время;
  • Развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться успехам и огорчаться чужим неудачам;
  • Создать условия для формирования классного коллектива.

Формы реализации:

  • Психологические игры и тренинги;
  • Вовлечение в школьные кружки и секции;
  • Коллективно-творческая деятельность;
  • Предметно-ориентированная площадка “Эрудит”;
  • Интерактивные родительские собрания и классные часы..

В ходе работы начали собирать папку достижений класса, куда вошли все награды, полученные коллективом.

II Этап: 7–8-й класс

Цель: способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Задачи:

  • Формировать представление о социальном устройстве общества;
  • Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического самовыражения личности школьника.
  • Начать формирование ученического портфолио;
  • Развивать коллектив от “МЯГКОЙ ГЛИНЫ” к “МЕРЦАЮЩЕМУ МАЯКУ”.

Формы реализации:

  • Вовлечение в предметные кружки;
  • Привлечение к участию в олимпиадах разного уровня;
  • Участие в российских конкурсах “Русский медвежонок” и “Кенгуру”;
  • Активное участие в интеллектуальных играх школьного и муниципального уровней;
  • Обучение в заочной школе “ЕГЭ – технологии”;
  • Вовлечение в работу немецкого центра;
  • Походы, совместные поездки с организацией КТД;
  • Интерактивные родительские собрания и классные часы.
  • Пополнение портфолио, заполнение рефлексивных листов.

Во время работы обучающиеся принимали активное участие в жизни класса и гимназии, проявили себя в муниципальных мероприятиях. Занимали призовые места в региональных конкурсах, НПК.

На данном этапе началась работа по формированию личного портфолио ученика. Результатом данной работы стал школьный конкурс “Ученик года”, призерами которого назвали Руслана К., Диму А.

III ЭТАП: 9-й класс

Цель: сформировать представление о профессиональном самоопределении.

Задачи:

  • Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
  • Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий каждого ребенка;
  • Предпрофильная подготовка к профессиональному образованию;
  • Развивать коллектив от “МЕРЦАЮЩЕГО МАЯКА” к “АЛОМУ ПАРУСУ”.

Формы реализации:

  • Элективные курсы;
  • Участие в интеллектуальных играх школьного и муниципального уровней;
  • Участие в олимпиадах и НПК разного уровня;
  • Участие в заочной олимпиаде “Авангард”;
  • Участие в российских конкурсах “Русский медвежонок” и “Кенгуру”;
  • Обучение в заочной школе “ЕГЭ – технологии”;
  • Активное участие в работе немецкого центра;
  • Походы, совместные поездки с организацией КТД;
  • Интерактивные родительские собрания и классные часы.
  • Пополнение портфолио, заполнение рефлексивных листов.

На этом этапе ученики определили предметы для расширенного изучения на профильном уровне. Активно реализовывали себя в условиях предпрофильной подготовки. Обучающиеся класса продолжили работу по формированию портфолио. Результатом данной работы стал школьный конкурс “Ученик года”, призерами которого назвали Дашу П. и Иру С.

IV ЭТАП: 10–11-й класс

Цель: формирование компетентной, социально-активной личности.

Задачи:

  • Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического самовыражения личности школьника;
  • Создать условия для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • Развивать коллектив от “АЛОГО ПАРУСА” к “ГОРЯЩЕМУ ФАКЕЛУ”.

Формы реализации:

  • Элективные курсы;
  • Участие в интеллектуальных играх школьного и муниципального уровней;
  • Участие в олимпиадах и НПК разного уровня;
  • Участие в заочной олимпиаде “Авангард”;
  • Участие в российских конкурсах “Русский медвежонок” и “Кенгуру”;
  • Обучение в заочной школе “ЕГЭ – технологии”;
  • Активное участие в работе немецкого центра;
  • Походы, совместные поездки с организацией КТД;
  • Интерактивные родительские собрания и классные часы;
  • Активное участие в общественной жизни гимназии;
  • Участие в сетевых проектах;
  • Вовлечение в проектную деятельность;
  • Участие в оборонно-спортивном турнире “Орлята России”.
  • Пополнение портфолио, заполнение рефлексивных листов.

На протяжении 10-11 классов у обучающихся сформировалось представление о будущей профессии. Ученики активно реализовывали себя в условиях профильной подготовки, стали победителями в сетевых проектах по праву и математике.

На протяжении 10 класса работали над ученическим проектом по краеведению. В рамках данного проекта был разработан туристический маршрут “Достопримечательности г.Тары”. Проект получил высокую оценку на публичном отчете гимназии перед общественностью.

Обучающиеся класса занимают активную жизненную позицию. В 2009-2010 учебном году представитель класса Дима А. избран президентом детской школьной организации, Даша П. – министром культуры. В день самоуправления весь класс был занят в организации работы гимназии и проведении уроков.

Обучающиеся класса продолжили работу по формированию портфолио. Результатом данной работы в 10 классе стал школьный конкурс “Ученик года”, победителем и призером которого стали ученики класса.

В результате реализации воспитательной системы у обучающихся 11 а класса собраны портфолио достижений. Эти портфолио пригодились им при поступлении в ВУЗы после окончания гимназии.