Сила трения

Разделы: Физика


  • Обучающая цель: знакомство детей с новым видом силы, изучить причины возникновения и особенности этой силы, ее проявления, научить умению объяснять те явления в природе и быту, где присутствует сила трения, изучить способы уменьшения и увеличения силы трения и ее использования в быту, технике, в природе (животными, насекомыми, растениями).
  • Развивающая цель: углубить знания ребят в области физики о видах сил, расширить кругозор, развить любознательность детей к явлениям в природе.
  • Воспитательная цель: воспитывать интерес у детей к физике, к умению применять свои знания в быту, в жизни, научить объяснять явления, воспитывать внимательность, наблюдательность.

Методы обучения:

  • репродуктивный - (решение качественных задач);
  • частично-поисковый - (где сила трения враг, а где друг?);
  • проблемный - (почему вам передвигаться по льду трудно, а по земле легко?).

Средства обучения (оборудование, наглядность): учебники, сборники задач, план-алгоритм, различные шляпки гвоздей, пассатижи, детская машинка и песок, беговые лыжи и замазка, динамометр, молоток, бутылки из под масла и шампуни, подшипники, шины колес, резиновые сапоги и спортивные ботинки, рисунки.

Виды работ: с учебником, с приборами, с плакатом по сказке "Репка", у доски, словарная работа, тетрадь, игра "Ленточка", кроссворды, стихотворение и т.д.

Межпредметная связь: литература (загадки, сочинение, фрагменты из художественной литературы), физкультура (смазка лыж), биология (сила трения в животном и растительном мире), техника (железные полозья саней, протекторы на шинах колес.

Связь с жизнью: при объяснении силы трения используя знания прошлых лет.

Виды обратной связи: через вопрос-ответ, через работу с таблицами и учебником, через игру, через опыты, через отгадывание кроссворда.

Виды контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, опрос через таблицы, работа по алгоритмам при ответе, вопросы классу при объяснении, при написании сочинения о силе трения.

Групповая работа: игра.

Индивидуальная работа: при фронтальном опросе.

Физкультминутка: выход к доске, индивидуальный и фронтальный опрос, выход к столу с приборами.

Доска: дата, тема урока, плакаты "Репка", картинки, игра в виде ленты "Какие нужны приборы", домашнее задание.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ:

Что такое сила, какой буквой она обозначается, в каких единицах измеряется и каким прибором? (действие одного тела на другое, F, Н, динамометром)

Что означает выражение "Сила величина векторная"? (для силы характерно и направление )

Выйти к доске и на рисунке показать точку приложения и направления действия веса тела и силы тяжести, чем вес отличается от силы тяжести?

Определить и показать на динамометре равнодействующую двух сил 2Н и 5Н. и изобразить ее на доске. (7Н )

По предложенному плану-алгоритму рассказать о силе тяжести, о весе, о силе упругости.

3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.

Проблемный вопрос к классу:

1. Почему вам передвигаться по льду трудно, а по земле легко, в чем причина? (лед гладкий, а земля нет).

2. Что значит гладкий лед? (земля состоит из крупинок, а лед нет).

3. Если сила возникает при действие одного тела на другое, значит ли это, что между землей и вашей ногой появилась сила? (да)

4. Крупинки препятствуют движению? (да).

5. Сила, которая появилась при этом, направлена в сторону вашего движения (нет), а куда? (в противоположную сторону).

Учитель проводит опыт с детской игрушкой, которая спускается с наклонной плоскости на гладкий стол, а затем на стол насыпать песок и повторить опыт. Вопрос к классу:

1. В каком случае путь движения машинки больше, в первом или во втором (в первом ).

2. В каком случае и почему машинка остановилась быстрее, что ей мешало двигаться вперед? (во втором случае машинка остановилась быстрее, мешал песок, т.е. шероховатость поверхности, неровности).

А теперь узнаем, как называется эта сила, которая появляется при движении одного тела по поверхности другого, при этом может быть больше или меньше.

Предлагается игра- ленточка, "Какие нужны приборы". Приложение 1.

Итак, появилось слово трение.

А сейчас записываем тему урока " Сила трения" (Словарное слово).

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения называется силой трения (запись в тетрадях).

Итак, трение возникает там, где тела движутся, но тела могут передвигаться по-разному. Например, могут скользить, могут и перекатываться (лыжи и санки по снегу, катится автомобиль по дороге, вагон по рельсам). Показать опыт по учебнику рисунок 80 ( 30).

Можно один вид силы трения заменить другим. Вывод: (запись в тетрадях)

При равных нагрузках сила трения качения меньше силы трения скольжения.

А вот почему очень трудно сдвинуть книжный шкаф? Почему тело может удерживаться на наклонной плоскости (Опыт: карандаш расположить вдоль по наклонной плоскости), не выпадает забитый гвоздь, не развязывается ленточка, завязанная в бант (показать).

Ответ следующий: в данном случае сила трения очень большая, и тело не может двигаться, оно остается в покое.

И поэтому сила трения будет в разных случаях называться по-особому: силой трения скольжения, силой трения качения, сила трения покоя.

Запись в тетрадях.

Виды силы трения:

1. сила трения скольжения.

2. сила трения качения.

3. сила трения покоя.

На доску вывешивается картинки с проявлениями различных видов силы трения.

Зачитывается фрагменты из художественной литературы, где явления объясняются наличием силы трения.

Сейчас рассмотрим предметы, что находятся у меня на столе, и вы объясните как и где себя проявляет сила трения, какой вид трения силы трения присутствует.

Как и любую силу, силу трения можно измерить.

Вызвать ученика к демонстрационному столу и попросить, прицепив динамометр к бруску, осторожно и равномерно тянуть брусок по поверхности стола.

Ученик называет показания динамометра. Вывод:

Силу трения можно измерить динамометром. (Запись в тетрадях)

А силу трения можно как-то уменьшить? (да, применить смазку). Привести 2,3 примера.

Более подробно об этом мы поговорим на следующем уроке.

4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

1. Какой вид силы мы сегодня изучили?

2. Что является причиной возникновения силы трения?

3. Вы все читали сказку "Репка". Давайте попробуем ответить на вопросы, составленные по данной сказке. Вывешивается плакат с вопросами на доску.

4. А сейчас работаем со сборником задач по физике под автором В.И.Лукашик. здесь много интересных задач по данной теме (с №400 по №420).

5. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: парграфы 30, 31.Заполнить таблицу:

Примеры пользы силы трения Примеры вреда силы трения
1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Желающие могут написать сочинение на любую из тем:

1. Вчера пропало трение.

2. Жило - было, трение.

3. Чудеса в стране "Трение".


Приложение №1

Игра - "Ленточка"

Эта игра позволит развить интерес к предмету, повысить кругозор, помочь научиться "добывать" знания, проверить знание словарных слов , проверить знание определений некоторых физических понятий.

На доске заранее готовлю игровое поле (рисунок 1) состоящее из "ленточки" клеток и столбика цифр.

           
1 6 4 3 2 2

1._______________________(тело)

2._____________________(вектор)

3.___________________ (молекула)

4._________________(динамометр)

5._______________________(сила)

6._______________________(весы)

Цифра под клеткой показывает, какую букву из слов ответа надо взять.

Ведущий (можно ученик) зачитывает вопрос: вызванный ученик выходит к доске, отвечает на вопрос и записывает ответ на доске " в столбик" - под соответствующим номером (при ответе на вопрос 1 - у цифры 1), подчеркивает нужную букву и заносит ее в клеточку. Затем подобным образом поступает с вопросом 2 и т.д. Когда слово "готово" (угадывать нельзя), о нем надо рассказать, все что знаешь, рассказ могут вести, сменяя друг друга несколько человек. Привожу " вопросы" к рисунку 1 по теме "Механика":

  1. Любой предмет в физике (тело).
  2. Отрезок, имеющий направление (вектор).
  3. Малая частица, из которой состоят все тела (молекула).
  4. Прибор для измерения силы (динамометр)
  5. Действие одного тела на другое, в результате чего у тела изменяется скорость (сила).
  6. Прибор, с помощью которого определяют массу тела (весы).

Виды сил (план-алгоритм)

  1. Название и определение силы.
  2. Причины ее возникновения.
  3. Точка приложения и направления силы.
  4. Ее графическое изображение.
  5. Отчего зависит модуль силы.
  6. Расчетная формула.
  7. Способ измерения силы.
  8. Примеры.

(можно использовать для силы давления, для силы тяжести, веса, силы упругости, силы трения, Архимедовой силы и других видов сил)

Десять вопросов по сказке "Репка"

  1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?
  2. Из какого грунта - глинистого, песчаного или чернозема - труднее вытягивать репку?
  3. Может быть, стоило тянуть репку верх вертикально?
  4. А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть?
  5. Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?
  6. Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?
  7. Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть рывками или постепенно, наращивая силу?
  8. Не легче ли было вытягивать репку иного сорта - с очень гладкой поверхностью?
  9. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь?
  10. С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, Жучка, внучка, бабка и дед?