- Обучающая цель: знакомство детей с новым видом силы, изучить причины возникновения и особенности этой силы, ее проявления, научить умению объяснять те явления в природе и быту, где присутствует сила трения, изучить способы уменьшения и увеличения силы трения и ее использования в быту, технике, в природе (животными, насекомыми, растениями).
- Развивающая цель: углубить знания ребят в области физики о видах сил, расширить кругозор, развить любознательность детей к явлениям в природе.
- Воспитательная цель: воспитывать интерес у детей к физике, к умению применять свои знания в быту, в жизни, научить объяснять явления, воспитывать внимательность, наблюдательность.
Методы обучения:
- репродуктивный - (решение качественных задач);
- частично-поисковый - (где сила трения враг, а где друг?);
- проблемный - (почему вам передвигаться по льду трудно, а по земле легко?).
Средства обучения (оборудование, наглядность): учебники, сборники задач, план-алгоритм, различные шляпки гвоздей, пассатижи, детская машинка и песок, беговые лыжи и замазка, динамометр, молоток, бутылки из под масла и шампуни, подшипники, шины колес, резиновые сапоги и спортивные ботинки, рисунки.
Виды работ: с учебником, с приборами, с плакатом по сказке "Репка", у доски, словарная работа, тетрадь, игра "Ленточка", кроссворды, стихотворение и т.д.
Межпредметная связь: литература (загадки, сочинение, фрагменты из художественной литературы), физкультура (смазка лыж), биология (сила трения в животном и растительном мире), техника (железные полозья саней, протекторы на шинах колес.
Связь с жизнью: при объяснении силы трения используя знания прошлых лет.
Виды обратной связи: через вопрос-ответ, через работу с таблицами и учебником, через игру, через опыты, через отгадывание кроссворда.
Виды контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, опрос через таблицы, работа по алгоритмам при ответе, вопросы классу при объяснении, при написании сочинения о силе трения.
Групповая работа: игра.
Индивидуальная работа: при фронтальном опросе.
Физкультминутка: выход к доске, индивидуальный и фронтальный опрос, выход к столу с приборами.
Доска: дата, тема урока, плакаты "Репка", картинки, игра в виде ленты "Какие нужны приборы", домашнее задание.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ:
Что такое сила, какой буквой она обозначается, в каких единицах измеряется и каким прибором? (действие одного тела на другое, F, Н, динамометром)
Что означает выражение "Сила величина векторная"? (для силы характерно и направление )
Выйти к доске и на рисунке показать точку приложения и направления действия веса тела и силы тяжести, чем вес отличается от силы тяжести?
Определить и показать на динамометре равнодействующую двух сил 2Н и 5Н. и изобразить ее на доске. (7Н )
По предложенному плану-алгоритму рассказать о силе тяжести, о весе, о силе упругости.
3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.
Проблемный вопрос к классу:
1. Почему вам передвигаться по льду трудно, а по земле легко, в чем причина? (лед гладкий, а земля нет).
2. Что значит гладкий лед? (земля состоит из крупинок, а лед нет).
3. Если сила возникает при действие одного тела на другое, значит ли это, что между землей и вашей ногой появилась сила? (да)
4. Крупинки препятствуют движению? (да).
5. Сила, которая появилась при этом, направлена в сторону вашего движения (нет), а куда? (в противоположную сторону).
Учитель проводит опыт с детской игрушкой, которая спускается с наклонной плоскости на гладкий стол, а затем на стол насыпать песок и повторить опыт. Вопрос к классу:
1. В каком случае путь движения машинки больше, в первом или во втором (в первом ).
2. В каком случае и почему машинка остановилась быстрее, что ей мешало двигаться вперед? (во втором случае машинка остановилась быстрее, мешал песок, т.е. шероховатость поверхности, неровности).
А теперь узнаем, как называется эта сила, которая появляется при движении одного тела по поверхности другого, при этом может быть больше или меньше.
Предлагается игра- ленточка, "Какие нужны приборы". Приложение 1.
Итак, появилось слово трение.
А сейчас записываем тему урока " Сила трения" (Словарное слово).
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения называется силой трения (запись в тетрадях).
Итак, трение возникает там, где тела движутся, но тела могут передвигаться по-разному. Например, могут скользить, могут и перекатываться (лыжи и санки по снегу, катится автомобиль по дороге, вагон по рельсам). Показать опыт по учебнику рисунок 80 ( 30).
Можно один вид силы трения заменить другим. Вывод: (запись в тетрадях)
При равных нагрузках сила трения качения меньше силы трения скольжения.
А вот почему очень трудно сдвинуть книжный шкаф? Почему тело может удерживаться на наклонной плоскости (Опыт: карандаш расположить вдоль по наклонной плоскости), не выпадает забитый гвоздь, не развязывается ленточка, завязанная в бант (показать).
Ответ следующий: в данном случае сила трения очень большая, и тело не может двигаться, оно остается в покое.
И поэтому сила трения будет в разных случаях называться по-особому: силой трения скольжения, силой трения качения, сила трения покоя.
Запись в тетрадях.
Виды силы трения:
1. сила трения скольжения.
2. сила трения качения.
3. сила трения покоя.
На доску вывешивается картинки с проявлениями различных видов силы трения.
Зачитывается фрагменты из художественной литературы, где явления объясняются наличием силы трения.
Сейчас рассмотрим предметы, что находятся у меня на столе, и вы объясните как и где себя проявляет сила трения, какой вид трения силы трения присутствует.
Как и любую силу, силу трения можно измерить.
Вызвать ученика к демонстрационному столу и попросить, прицепив динамометр к бруску, осторожно и равномерно тянуть брусок по поверхности стола.
Ученик называет показания динамометра. Вывод:
Силу трения можно измерить динамометром. (Запись в тетрадях)
А силу трения можно как-то уменьшить? (да, применить смазку). Привести 2,3 примера.
Более подробно об этом мы поговорим на следующем уроке.
4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
1. Какой вид силы мы сегодня изучили?
2. Что является причиной возникновения силы трения?
3. Вы все читали сказку "Репка". Давайте попробуем ответить на вопросы, составленные по данной сказке. Вывешивается плакат с вопросами на доску.
4. А сейчас работаем со сборником задач по физике под автором В.И.Лукашик. здесь много интересных задач по данной теме (с №400 по №420).
5. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: парграфы 30, 31.Заполнить таблицу:
Примеры пользы силы трения | Примеры вреда силы трения |
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. 4. |
Желающие могут написать сочинение на любую из тем:
1. Вчера пропало трение.
2. Жило - было, трение.
3. Чудеса в стране "Трение".
Приложение №1
Игра - "Ленточка"
Эта игра позволит развить интерес к предмету, повысить кругозор, помочь научиться "добывать" знания, проверить знание словарных слов , проверить знание определений некоторых физических понятий.
На доске заранее готовлю игровое поле (рисунок 1) состоящее из "ленточки" клеток и столбика цифр.
1 | 6 | 4 | 3 | 2 | 2 |
1._______________________(тело)
2._____________________(вектор)
3.___________________ (молекула)
4._________________(динамометр)
5._______________________(сила)
6._______________________(весы)
Цифра под клеткой показывает, какую букву из слов ответа надо взять.
Ведущий (можно ученик) зачитывает вопрос: вызванный ученик выходит к доске, отвечает на вопрос и записывает ответ на доске " в столбик" - под соответствующим номером (при ответе на вопрос 1 - у цифры 1), подчеркивает нужную букву и заносит ее в клеточку. Затем подобным образом поступает с вопросом 2 и т.д. Когда слово "готово" (угадывать нельзя), о нем надо рассказать, все что знаешь, рассказ могут вести, сменяя друг друга несколько человек. Привожу " вопросы" к рисунку 1 по теме "Механика":
- Любой предмет в физике (тело).
- Отрезок, имеющий направление (вектор).
- Малая частица, из которой состоят все тела (молекула).
- Прибор для измерения силы (динамометр)
- Действие одного тела на другое, в результате чего у тела изменяется скорость (сила).
- Прибор, с помощью которого определяют массу тела (весы).
Виды сил (план-алгоритм)
- Название и определение силы.
- Причины ее возникновения.
- Точка приложения и направления силы.
- Ее графическое изображение.
- Отчего зависит модуль силы.
- Расчетная формула.
- Способ измерения силы.
- Примеры.
(можно использовать для силы давления, для силы тяжести, веса, силы упругости, силы трения, Архимедовой силы и других видов сил)
Десять вопросов по сказке "Репка"
- Маленькую или большую репку вытягивать легче?
- Из какого грунта - глинистого, песчаного или чернозема - труднее вытягивать репку?
- Может быть, стоило тянуть репку верх вертикально?
- А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть?
- Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?
- Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?
- Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть рывками или постепенно, наращивая силу?
- Не легче ли было вытягивать репку иного сорта - с очень гладкой поверхностью?
- Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь?
- С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, Жучка, внучка, бабка и дед?