Каким должен быть современный урок русского языка? Секреты художественного слова. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Мне бы хотелось поразмышлять, каким должен быть урок русского языка? Каким требованиям отвечать?

Каждый год учитель думает, как простроить собственную деятельность на уроке, чтобы

  • создать атмосферу субъективности (успеха, комфортности, творчества);
  • воспитать думающих учеников, умеющих:
    1. отстаивать свои позиции,
    2. аргументировать своё мнение,
    3. принимать совместные решения,
    4. обсуждать,
    5. дискутировать;
  • привить любовь к урокам русского языка и быть его соавторами.

Каждый урок – это гибкий, целостный слиток разнообразных форм, видов, методов, структур. Это урок мысли, творение сердца и ума учителя и учеников.

В основу моей работы были положены идеи, предложенные известными педагогами: Шаталовым, Меженко, Любимовым (методика блочного преподавания), которые трансформировались, дополнились и приобрели свои отличительные черты:

Весь теоретический и практический материал был

  • схематизирован,
  • логизирован,
  • структурирован и подан укрупненными блоками.

Благодаря такому способу подачи материала, ученики поняли, что каждый из них может

  • знать русский язык на «хорошо» и «отлично»,
  • понимать закономерности его развития,
  • любить красоту русской речи,
  • использовать всё её многообразие в собственной речи,
  • создавать свои поэтические и прозаические произведения.

Это достигается изменением структуры уроков, которая включает в себя 8 этапов.

I. Погружение в материал блока (введение)

  1. Первичное изложение материала темы
    • лекция учителя,
    • беседа,
    • актуализация полученных ранее знаний,
    • систематизация,
    • составление опорного конспекта учителем.
  2. «Вторичное» погружение. (Повторный разбор темы)
    • работа с учебником (учебниками), справочной литературой;
    • воспроизведение правил по блоку;
    • беседа по вопросам;
    • «сверка», сопоставление материала блока с правилами, предложенными в справочной литературе, учебнике, которые подтверждают тезисы блока;
    • составление тезисов по блоку с привлечением примеров из художественных текстов, различных пособий.
  3. Выработка алгоритма-схемы, инструкции (вместе с ребятами).

Переходя к разговору об алгоритмах, во-первых, хотелось бы напомнить, что:

Алгоритм – это способ действия для получения определенного результата. Это один из методов, в котором выражается репродуктивная деятельность учащихся. Главное – идти от простого к сложному ; упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия.

Алгоритм

  • сужает круг самих правил;
  • позволяет простроить деятельность и формировать обобщенные умения и навыки по определенной теме;
  • позволяет лучше осмысливать теоретический материал;
  • применять его на практике.

При этом работают 3 вида памяти:

  • слуховая,
  • зрительная,
  • двигательная.

Это позволяет повышать уровень усвоения материала.

Во-вторых, составление алгоритма-схемы дает возможность

  • изменить способы подачи учебного материала;
  • систематизировать полученные знания;
  • сделать их краткими при информационной насыщенности;
  • сделать их простыми, доступными для всех участников диалога.

II. Практическая работа

Выполнение тренировочных упражнений. Учитель сам руководит деятельностью класса:

  • работа по алгоритму,
  • объяснительное списывание,
  • выборочное списывание,
  • индивидуально-дифференцированная работа по карточкам-заданиям. (Ученики сами выбирают упражнения по степени их сложности, количеству. Работа может быть парной, групповой или индивидуальной).

III. Словарно-семантическая работа

Первая стадия работы над словом – семантизация:

  • проговаривание слова (орфоэпические нормы произношения);
  • выяснение лексического значения слова (работа с толковым словарем);

Вторая стадия – усвоение:

  • запоминание,
  • практическое овладение особенностями его использования,

(составить словосочетания, предложения);

  • употребление семантизированных слов, словосочетаний, предложений в изложениях, сочинениях);
  • взаимопроверка, то есть редактирование предложенных текстов;
  • нахождение лексических, грамматических недочетов и их исправление;
  • создание речевых ситуаций,
    1. способствующих обогащению словарного состава языка;
    2. направленных на выработку умений сознательного использования в самостоятельных высказываниях.

Например:

Представьте себе, что вы встретили вашего товарища и хотите сообщить ему:

а) что не успеете подготовить все вопросы к зачету;
б) что на летних каникулах поедете в лагерь;
в) что весна в этом году будет холодной.

Однако, вы не вполне уверены в том, что говорите.

Образец: Я, наверное, (вероятно, видимо, кажется) не успею подготовить вопросы к зачету.

Данные упражнения помогут усвоить тему: «Водные слова».

IV. Урок развития речи (внутрипредметное обобщение материала)

Цель:

  • показать роль слова в тесте (поэтическом или прозаическом);
  • вызвать глубокие ассоциации (заставить детей вспомнить то, что уже известно и выйти на иной уровень анализа);
  • создать собственный текст:
    1. сочинение, эссе,
    2. творческая работа и другие.

V. Повторение ранее пройденного материала (орфографический или пунктуационный разбор текста)

Это позволит систематически обращаться к ранее изученному материалу.

VI. Заключительное изложение материала по блоку 

Систематизация всех полученных знаний:

  • беседа с классом;
  • контрольный или тематический срез (контрольная работа может состоять из 5 заданий:
    1. теоретического материала,
    2. словарно-семантической работы,
    3. практических упражнений,
    4. творческого задания,
    5. разных видов разбора);
  • практическая или творческая работа с грамматическим заданием;
  • разные виды диктантов и т.д.

VII. Оценивание и самооценивание результатов деятельности

Следует заметить, что:

  1. на работу с блоком отводится определенное количество часов;
  2. материал блока не разрывается. Это дает возможность в целом представить объём изучаемого материала;
  3. во время работы оценки учащимся не ставятся, оцениваются только результаты контрольного среза. Это дает возможность повысить качество усвоения материала всеми (сильными, слабыми, средними) учениками;
  4. интегрирование материала позволяет работать с текстом изучаемых произведений по литературе на более высоком уровне;
  5. становится возможной гибкая система оценки.

VIII. Выполнение домашних заданий

У ребенка имеется памятка

Как работать дома с опорными конспектами (схемами).

  1. С помощью опорного конспекта вспомни содержание работы на уроке.
  2. Внимательно прочитай материал учебника, сравнивая его с опорным конспектом.
  3. Перескажи материал с помощью опорного конспекта и без него.
  4. Запиши опорный конспект по памяти или составь свой.
  5. Сравни написанный тобой конспект с образцом.
  6. Если допустил ошибки, исправь.
  7. Выполни упражнение ( упражнения).

Учителю необходимо на каждом уроке

Создавать ситуации Избегать ситуации
  1. пробуждения у детей любопытства, удивления, сопереживания;
  2. потребности
    • в поиске решений,
    • обсуждений,
    • исследований,
    • преодолений трудностей.
  3. взаимодействия
    • с разными партнерами,
    • разным составом групп;
  4. самоутверждения «я могу»;
  5. достижения общего и личного успеха.
  • требований;
  • приказов;
  • прямого оценивания ребенка;
  • угроз;
  • наказания;
  • насильственного подчинения.
  • однообразных заданий;
  • унылых уроков;
  • подавления;
  • унижения.

Таким образом, образуются субъективные взаимоотношения на уроке, что позволяет найти индивидуальный подход к ребенку и выстроить его индивидуальную траекторию усвоения материала.

Подведём итоги.

Что даёт изменение структуры уроков русского языка по принципу «укрупнённого блока»?

Вывод.

Блочное планирование и блочный контроль дают возможность включать следующие компоненты:

  • системность изложения материала (методически целенаправленное структурирование теоретического материала);
  • создание опор-схем, позволяющих облегчить обобщение;
  • глубокое усвоение материала на разных этапах урока;
  • оперативный и тематический контроль усвоения знаний;
  • систематическое повторение;
  • формирование у учащихся самостоятельного, творческого и научно-исследовательского подхода при решении лингвистических задач;
  • гибкую систему оценивания;
  • формирование субъективных отношений на уроке, позволяющих найти подход к ребёнку и выстроить индивидуальную траекторию усвоения материала;
  • закрепление у учащихся ситуации успеха на уроке.

Предлагаю один из уроков по развитию речи в 6 классе по теме «Секреты художественного мастерства» – Приложение.