Мне бы хотелось поразмышлять, каким должен быть урок русского языка? Каким требованиям отвечать?
Каждый год учитель думает, как простроить собственную деятельность на уроке, чтобы
- создать атмосферу субъективности (успеха, комфортности, творчества);
- воспитать думающих учеников, умеющих:
- отстаивать свои позиции,
- аргументировать своё мнение,
- принимать совместные решения,
- обсуждать,
- дискутировать;
- привить любовь к урокам русского языка и быть его соавторами.
Каждый урок – это гибкий, целостный слиток разнообразных форм, видов, методов, структур. Это урок мысли, творение сердца и ума учителя и учеников.
В основу моей работы были положены идеи, предложенные известными педагогами: Шаталовым, Меженко, Любимовым (методика блочного преподавания), которые трансформировались, дополнились и приобрели свои отличительные черты:
Весь теоретический и практический материал был
- схематизирован,
- логизирован,
- структурирован и подан укрупненными блоками.
Благодаря такому способу подачи материала, ученики поняли, что каждый из них может
- знать русский язык на «хорошо» и «отлично»,
- понимать закономерности его развития,
- любить красоту русской речи,
- использовать всё её многообразие в собственной речи,
- создавать свои поэтические и прозаические произведения.
Это достигается изменением структуры уроков, которая включает в себя 8 этапов.
I. Погружение в материал блока (введение)
- Первичное изложение материала темы
- лекция учителя,
- беседа,
- актуализация полученных ранее знаний,
- систематизация,
- составление опорного конспекта учителем.
- «Вторичное» погружение. (Повторный разбор темы)
- работа с учебником (учебниками), справочной литературой;
- воспроизведение правил по блоку;
- беседа по вопросам;
- «сверка», сопоставление материала блока с правилами, предложенными в справочной литературе, учебнике, которые подтверждают тезисы блока;
- составление тезисов по блоку с привлечением примеров из художественных текстов, различных пособий.
- Выработка алгоритма-схемы, инструкции (вместе с ребятами).
Переходя к разговору об алгоритмах, во-первых, хотелось бы напомнить, что:
Алгоритм – это способ действия для получения определенного результата. Это один из методов, в котором выражается репродуктивная деятельность учащихся. Главное – идти от простого к сложному ; упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия.
Алгоритм
- сужает круг самих правил;
- позволяет простроить деятельность и формировать обобщенные умения и навыки по определенной теме;
- позволяет лучше осмысливать теоретический материал;
- применять его на практике.
При этом работают 3 вида памяти:
- слуховая,
- зрительная,
- двигательная.
Это позволяет повышать уровень усвоения материала.
Во-вторых, составление алгоритма-схемы дает возможность
- изменить способы подачи учебного материала;
- систематизировать полученные знания;
- сделать их краткими при информационной насыщенности;
- сделать их простыми, доступными для всех участников диалога.
II. Практическая работа
Выполнение тренировочных упражнений. Учитель сам руководит деятельностью класса:
- работа по алгоритму,
- объяснительное списывание,
- выборочное списывание,
- индивидуально-дифференцированная работа по карточкам-заданиям. (Ученики сами выбирают упражнения по степени их сложности, количеству. Работа может быть парной, групповой или индивидуальной).
III. Словарно-семантическая работа
Первая стадия работы над словом – семантизация:
- проговаривание слова (орфоэпические нормы произношения);
- выяснение лексического значения слова (работа с толковым словарем);
Вторая стадия – усвоение:
- запоминание,
- практическое овладение особенностями его использования,
(составить словосочетания, предложения);
- употребление семантизированных слов, словосочетаний, предложений в изложениях, сочинениях);
- взаимопроверка, то есть редактирование предложенных текстов;
- нахождение лексических, грамматических недочетов и их исправление;
- создание речевых ситуаций,
- способствующих обогащению словарного состава языка;
- направленных на выработку умений сознательного использования в самостоятельных высказываниях.
Например:
Представьте себе, что вы встретили вашего товарища и хотите сообщить ему:
а) что не успеете подготовить все вопросы к зачету;
б) что на летних каникулах поедете в лагерь;
в) что весна в этом году будет холодной.
Однако, вы не вполне уверены в том, что говорите.
Образец: Я, наверное, (вероятно, видимо, кажется) не успею подготовить вопросы к зачету.
Данные упражнения помогут усвоить тему: «Водные слова».
IV. Урок развития речи (внутрипредметное обобщение материала)
Цель:
- показать роль слова в тесте (поэтическом или прозаическом);
- вызвать глубокие ассоциации (заставить детей вспомнить то, что уже известно и выйти на иной уровень анализа);
- создать собственный текст:
- сочинение, эссе,
- творческая работа и другие.
V. Повторение ранее пройденного материала (орфографический или пунктуационный разбор текста)
Это позволит систематически обращаться к ранее изученному материалу.
VI. Заключительное изложение материала по блоку
Систематизация всех полученных знаний:
- беседа с классом;
- контрольный или тематический срез (контрольная работа может состоять из 5 заданий:
- теоретического материала,
- словарно-семантической работы,
- практических упражнений,
- творческого задания,
- разных видов разбора);
- практическая или творческая работа с грамматическим заданием;
- разные виды диктантов и т.д.
VII. Оценивание и самооценивание результатов деятельности
Следует заметить, что:
- на работу с блоком отводится определенное количество часов;
- материал блока не разрывается. Это дает возможность в целом представить объём изучаемого материала;
- во время работы оценки учащимся не ставятся, оцениваются только результаты контрольного среза. Это дает возможность повысить качество усвоения материала всеми (сильными, слабыми, средними) учениками;
- интегрирование материала позволяет работать с текстом изучаемых произведений по литературе на более высоком уровне;
- становится возможной гибкая система оценки.
VIII. Выполнение домашних заданий
У ребенка имеется памятка
Как работать дома с опорными конспектами (схемами).
- С помощью опорного конспекта вспомни содержание работы на уроке.
- Внимательно прочитай материал учебника, сравнивая его с опорным конспектом.
- Перескажи материал с помощью опорного конспекта и без него.
- Запиши опорный конспект по памяти или составь свой.
- Сравни написанный тобой конспект с образцом.
- Если допустил ошибки, исправь.
- Выполни упражнение ( упражнения).
Учителю необходимо на каждом уроке
Создавать ситуации | Избегать ситуации |
|
|
Таким образом, образуются субъективные взаимоотношения на уроке, что позволяет найти индивидуальный подход к ребенку и выстроить его индивидуальную траекторию усвоения материала.
Подведём итоги.
Что даёт изменение структуры уроков русского языка по принципу «укрупнённого блока»?
Вывод.
Блочное планирование и блочный контроль дают возможность включать следующие компоненты:
- системность изложения материала (методически целенаправленное структурирование теоретического материала);
- создание опор-схем, позволяющих облегчить обобщение;
- глубокое усвоение материала на разных этапах урока;
- оперативный и тематический контроль усвоения знаний;
- систематическое повторение;
- формирование у учащихся самостоятельного, творческого и научно-исследовательского подхода при решении лингвистических задач;
- гибкую систему оценивания;
- формирование субъективных отношений на уроке, позволяющих найти подход к ребёнку и выстроить индивидуальную траекторию усвоения материала;
- закрепление у учащихся ситуации успеха на уроке.
Предлагаю один из уроков по развитию речи в 6 классе по теме «Секреты художественного мастерства» – Приложение.