Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодёжи.
Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у молодёжи определенных знаний и умений, о способности применять эти знания на практике.
В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс)
Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания:
ЛИЧНОСТЬ
|
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации воспитательной работы, – это идея творчества.
Документы, лежащие в основе разработки программы воспитания.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция «О правах ребенка»;
- Концепция модернизации российского образования;
- Программа развития воспитания в системе образования России;
- Модель воспитания Волгоградской области;
- Устав МОУ СОШ № 10;
- Годовой план учебно-воспитательной работы МОУ СОШ № 10;
- Локальные акты школы, отражающие воспитательную работу школы.
Целью воспитательной системы школы является создание условий для развития личности ученика. Работа с учащимися строится по следующим направлениям: интеллектуальное воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание и экологическое воспитание.
Проектируемая в школе система обновления содержания образования и воспитания позволяет выстраивать воспитательную систему, ориентированную на:
- воспитание гуманистического мировоззрения через освоение общечеловеческих ценностей;
- овладение детьми основными сферами жизнедеятельности (художественное и
- техническое творчество, забота о здоровье и жилье, охрана природы, общение);
- формирование опыта гражданского поведения;
- самовоспитание, самооценку, самоанализ, самореализацию.
Принципами воспитания в системе являются: сотрудничество, личностно ориентированный подход, целостное развитие личности.
Анализ работы МОУ СОШ № 10 и приоритеты воспитания на предстоящий период.
Социальная среда школы.
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в отдалённом районе города и окружение частным сектором. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города и учреждениями дополнительного образования не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Отсюда большая потребность в организации школой активной и многообразной досуговой деятельности.
Значительная часть родителей – это средний статистический класс по уровню обеспеченности. Представления большинства родителей о будущем детей связаны с продолжением образования.
Рядом имеется две школы, ориентированные на один и тот же контингент. В итоге имеет место острая конкуренция, которая заставляет школу изучать спрос, формировать социальный заказ на основе объективной информации и следовать изменениям этого заказа. По итогам опросов, проводящихся регулярно, изменяется структура как базовой, дополнительной образовательной программы, вносятся изменения в воспитательную систему школы.
Создание условий для творческой самореализации учащихся решается в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования: ДЮЦ, ДДТ, ДЮСШ № 1, ДЮСШ № 2, ДООЦ, ЭБЦ, ДМШ, СДЮТиЭ (участие и проведение творческих, краеведческих, познавательных конкурсов, спортивных соревнований); Центральной детской библиотекой (участие в конкурсах, праздниках, творческих вечерах); Центром «Семья» (индивидуальные встречи, беседы, групповые занятия). Несмотря на удалённость школы от центра города, около 37% детей посещают учреждения дополнительного образования различной направленности.
Состав образовательного учреждения.
На начало 2010-2011 учебного года в школе обучается 401 учащийся, из них 154 – это учащиеся начальной школы, 304 – основной школы, 43 – старшеклассников. Чуть больше половины учащихся составляют девочки – 201 (51%). В творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности в школе занимается 215 человек (53%), из них в городских – 158 человек (37%). К организации ученического самоуправления привлечены 28% обучающихся.
К организации учебной и воспитательной деятельности активно привлекаются органы детского самоуправления. Возглавляет Детское объединение “Содружество” президент, который избирается в сентябре на ежегодной выборочной конференции из учащихся 9-11-ых классов. Он организует работу ученического самоуправления совместно с лидерами групп: “Учёба и порядок”, “Шефы”, группа поиск “Nachforchung”, “Затейники”, Пресс-центр. В состав данных групп входят представители 5-11-ых классов (10-12 человек в каждой группе). Группы формируются, учитывая заинтересованность, активность учащихся. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого. Руководит и курирует работой школьного ученического самоуправлениязаместитель директора по воспитательной работе и старшая вожатая. В организации деятельности Детского объединения “Содружество” задействованы более 50 человек (12% от общего числа учащихся).
На начало учебного года в школе обучается 33 ребёнка из многодетных семей, 94 – из неполных семей, 97 – это единственные дети в семье, 8 учащихся находятся под опекой.
52 ребёнка проживают в отдельных квартирах, а 383 – в частных домах.
На начало учебного года на внутришкольном учёте состоит 8 учащихся (1,9%), на учёте в ПДН – 1 человек. В результате индивидуально-профилактической работы сократилось число преступлений, совершённых учащимися школы (1 правонарушение за 2009-2010 учебный год); количество непосещающих школу учащихся снизилось до 0; в 2009-2010 учебном году администрация школы не допустила отчисления учащихся из школы.
Характеристика воспитанников и воспитательного потенциала образовательного учреждения.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В такой ситуации новая воспитательная парадигма требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Однако анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. В настоящее время не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. Как показали наблюдения и проведённое анкетирование учащихся, у некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Следовательно, в повседневной школьной жизни нашим воспитанникам необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.
Именно в стенах школы необходимо активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус. Качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Традиционно в школе действуют разновозрастные объединения по интересам (кружки вокальный, хоровой, «Риторика», «Домоводство», «Художественная вышивка», «Саратовские гармошки», «Немецкий фольклор», «Художественный труд», клуб «Экстрим», спортивные секции, клуб «Шахматная королева» для учащихся начальной школы), все они работают по своим локальным программам. Их цель – удовлетворение интересов и потребностей каждого школьника, предоставление каждому возможности проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.
Эффективность воспитательной системы школы зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи. Но при этом многие из них не в полной мере используют воспитательные возможности классных часов. Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволяет сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность. Воспитательная работа требует педагогически целесообразной организации жизни детей, поэтому большое внимание уделяется работе классных руководителей по диагностике и планированию воспитательного процесса в классах.
Главной целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель строит свою деятельность на основе анализа предыдущей деятельности; позитивных и негативных тенденций общественной жизни; на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе класса, межэтнических отношений. В соответствии с направлением воспитания классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися и родителями: индивидуальные (беседы, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные ( конкурсы, игры, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования и др.).
Работа классного руководителя с педагогами предполагает:
- систематическую организацию встреч родителей с работающими в классе педагогами;
- осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья обучающихся;
- знакомство учителей с условиями жизни учеников и взаимоотношениями в семье;
- выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности учёбы того или иного ребёнка, если оно имеет место.
Помимо этого, участие класса в проведении предметных декад способствует расширению интереса к предмету, а также благотворно сказывается на взаимоотношениях педагогического и ученического коллективов, в чём не может не быть заинтересован классный руководитель.
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями, одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа школьного психолога с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Самым продуктивным вариантом воспитательной работы является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя, основанное на позитиве. С этой целью проводятся следующие мероприятия:
- Традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону, причём о каких-либо достижениях ребёнка сообщается с той же частотой, что и о неудачах.
- Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.
- Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей.
- Организация общешкольных родительских конференций, лекториев для родителей, читаемых представителями, занимающимися воспитательной работой, с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.
- День открытых дверей для родителей учащихся начальной школы с открытыми уроками, выставкой детских работ, концертом учащихся.
- «Праздник успеха» – концертная программа по итогам года для родителей учащихся основной и средней школ.
- Организация встреч с медицинским работником школы по вопросам охраны здоровья ребёнка.
- Организация встреч с представителями разных профессий как помощь в профессиональной подготовке учащихся.
- Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом отдельных родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.
- Совместные встречи детей и родителей, организация экскурсий, походов, вечеров отдыха, то есть максимально возможное привлечение родителей в классную жизнь.
Необходимо приложить максимум усилий для создания работоспособного тройственного союза: классный руководитель – родители – ребёнок, направленного на благополучие и гармоничное развитие последнего.
Для организации внеурочной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в начальной школе, чьи родители заняты на работе, в школе открыта группа продлённого дня. В группе продлённого дня предусмотрена двигательная активность воспитанников на свежем воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на пришкольном участке) до начала самоподготовки и участие в мероприятиях эмоционального характера после самоподготовки.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностноориентированный подход по отношению к семье, родителям. В данном направлении выделено шесть основных параметров сотрудничества школы и семьи:
- изучение семей;
- информирование родителей;
- просвещение родителей;
- консультирование родителей;
- обучение родителей;
- совместная деятельность педагогов и родителей.
Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определяется взаимными потребностями семей и школы.
В школе организована работа по профилактике правонарушений. Работает Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся, приняты планы работы месячников по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, культуры поведения и правовых знаний, организованы лекции специалистов по данным вопросам, организовано взаимодействие со школьным психологом, работают агитбригады, учащимися школы выпускаются листовки, буклеты, рубрики правовой тематики в школьной газете «Десяточка». Ведётся совместная с Центром социальной помощи семье и детям, с Комиссией по делам несовершеннолетних, с Центральной городской детской библиотекой, с Детским образовательным оздоровительным центром, со станцией юных туристов, с правоохранительными органами и др. С целью повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, за учащимися группы риска назначаются шефы-наставники из числа администрации, учителей-предметников, членов родительского комитета, работников ОМ УВД
г. Камышина, военнослужащих, по своим деловым и моральным качествам способные выполнять возложенные на них обязанности. В школе введена должность общественного инспектора по охране прав детства, который курирует работу по выявлению и оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию: проводит консультации, собеседования с родителями; обследует метериально-бытовые условия жизни опекаемых детей; наблюдает за состоянием здоровья; оказывает помощь в обеспечении учебниками через школьную библиотеку; организует летний отдых опекаемых детей.
Спортивно-оздоровительная работа школы направлена на пропаганду здорового образа жизни; профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании, школьного и дорожного травматизма; внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Традиционными в школе являются общешкольные соревнования по волейболу, футболу, баскетболу, шахматам; Дни здоровья. Постоянно действует спортивно-патриотический клуб «Экстрим» для учащихся 6-11-х классов, целью которого является создание благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся; формирование у обучающихся высоких волевых и нравственных качеств, дисциплинированности; подготовка физически здоровых, способных к выполнения долга гражданина РФ, юношей и девушек.
Краеведческая работа является составной частью учебной и воспитательной работы. В школе создан и работает Музей немецкой культуры, который призван обеспечить дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Координационным центром краеведческой работы является Совет музея. В состав Совета входят заинтересованные учителя, учащиеся и привлечённые специалисты. Совет музея проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных тематических выставок; проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников учреждений; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. Один раз в год в школе проходит краеведческая конференция, на которой учащиеся представляют и защищают свои исследовательские работы, предоставляют в дар музея атрибуты немецких праздников или предметы быта немцев Поволжья.
Школьное ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого. Руководит и курирует работой школьного ученического самоуправлениязаместитель директора по воспитательной работе и старшая вожатая. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:
- первый уровень – классное, ученическое самоуправление;
- второй – школьное ученическое самоуправление «Детское объединение «Содружество».
«Детское объединение «Содружество» является органом ученического самоуправления школы. Он призван активно содействовать становлению сплочённого коллектива, формированию у всех учащихся сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям, определённым Уставом школы и Правилами поведения для учащихся.
Направления работы «Детского объединения «Содружество»:
- организация школьных дел, мероприятий, конкурсов, проектов и т.д.;
- помощь в подготовке к городским мероприятиям;
- участие в организации физкультурно-оздоровительной работы школы;
- помощь в организации учёта посещаемости учебных занятий, борьба с прогулами, опозданиями на уроки;
- организация дежурства по школе и контроль выполнения требований Устава школы;
- организация шефской помощи в проведении творческих дел с младшими школьниками;
- освещение жизни ученического коллектива через школьную газету и городскую печать.
А также:
- рассматривает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию и улучшению работы;
- заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности творческих групп.
Полностью текст работы представлен в Приложении.