Создание сетевой модели профильного обучения как педагогическая проблема

Разделы: Общепедагогические технологии


Профильное образование – это качественно новое образование в современной школе.  В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся инновационный характер образования и его непрерывность.

Образовательные ориентиры начала 21 века получили международное признание в качестве рабочих ориентиров во многих программах ЮНЕСКО.

Цель сетевой модели профильного обучения – создание  сетевой организации профильного обучения, ориентированной на индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников, обеспечивающей выпускникам школ образование высокого качества.

Задачи проекта:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов  в соответствии с требованиями программ в том числе и через участие в проектах и конкурсах
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями, состоянием здоровья.
  • расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить связь между общим и профессиональным образованием  (а в дальнейшем – потенциальными рабочими местами)

Принципами создания сетевой модели являются:

  • Личностное развитие учащихся
  • Стимулирование развития предприимчивости и самостоятельности
  • Постоянный анализ и оценка того, что необходимо в усовершенствовании профобразования
  • Укрепление и расширение созданного  сетевого взаимодействия учащихся, педагогов, администрации
  • Опора  подхода принятого в методологии на обучения через действие (т.е. обучения за счет активного участия в существующей ситуации  реальной жизни)

Чтобы добиться успеха в будущем учащимся необходимо холистическое (целостное) понимание действительности. А для этого очень полезно убедиться в том, что те предметы, которые старшеклассники изучают в школе, нужны и важны в дальнейшем. А сделанный ими профильный выбор  точен. Надо сказать, что данное решение достаточно нелегкое. Выпускник школы – хоть и старший в школе, остается ребенком со своими особенностями мышления. Ему необходима поддержка и со стороны родителей и со стороны школьного коллектива. А существуют  проблемы:

  • возникающие между врожденной мотивационной тенденцией каждого человека к поиску и реализации себя в определенной области знаний и отсутствием такого целеполагания в школе;
  • между потребностями школьников развивать свои способности и отсутствием таких возможностей при уравнительных учебных планах, программах, предметах, задачах, педагогических технологиях;
  • недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить;
  • у них нет целостной научной картины окружающего социального мира.  Все это лишает старшеклассников успешной адаптации в обществе после окончания школы;

Мотивация старшеклассников в выборе профиля опирается на факторы:

  • Востребованность в современном обществе.
  • Поддержка родителей.
  • Самостоятельность в выборе.

Ответственность за будущее своих детей родители усваивают еще с обучения ребенка в начальной школе через взаимодействие: Родительское сообщество – педагогическое сообщество.

Задачами компетентных участников сетевого взаимодействия является обеспечение постоянного  сопровождения и поддержки родителей в процессе обучения их детей
Преимущества сетевого взаимодействия:

  • учащиеся сохраняют возможность получить образование на базе школы по своему микрорайону, прежний состав школьников и учителей позитивно повлияет на адаптацию обучающихся старшей ступени (важно для школьников, ориентированных на отношения) хорошее знание особенностей своих учащихся членами педколлектива создаст условия для индивидуального подхода
  • сохраняется возможность гармонизации содержания индивидуальных учебных планов, простота работы педагогов и требований к учащимся школы

Пять деятельностных   «ключевых» успеха:

  • Развитие навыков и умений учащихся
  • Широкое применение  проектной деятельности
  • Кросс-координация программ проекта сетью  административных работников
  • Сеть (ассоциация) учеников
  • Сеть (ассоциация) учителей

Учителю, как участнику данного проекта, отводится важная роль – фасилитатора.

Хотя предполагается, что старшеклассник учится планировать свои проекты и исследования самостоятельно. Осваивая «проектное мышление», им необходимо постоянно консультироваться со старшим. Но фасилитатор – пассивный руководитель. Он позволяет ученикам самостоятельно проводить рефлексию и вмешивается не всегда. Педагог делегирует ответственность за все процессы в сетевом взаимодействии и обеспечивает эффективную работу на всех этапах со всеми участниками.

Решая поставленные задачи профилизации, школа должна стать более открытой, активнее использовать инновационные возможности, устанавливать взаимовыгодные отношения с социальными партнерами, привлекать их к образовательному процессу в качестве членов сетевого взаимодействия.

Активные инновационные проекты предполагают развитие у учеников способностей самостоятельно выбирать предпочтительные для них виды трудовой и интеллектуальной деятельности, добывать знания для решения возникающих задач на основе продуктивного мышления. 

Схема сетевой модели

Пояснение к схеме сетевой модели:

1. Школьные ресурсные объединения МОУ СОШ № 26, 27, 28, 30)

  • Создают  условия взаимодействия в учебной, методической и административной работе.
  • Организуют встречи участников по индивидуальному плану ОРЦ

2. Средние специальные учебные заведения.

Колледж телекоммуникаций, лесотехнический колледж, ТУ № 26, ТУ № 48

  • Расширяют  и углубляют компетентность профильного образования школьников методом профориентации

3. Высшие учебные заведения

  • ПГУ
    • Организация курсов углубленного изучения математики для профильных классов
    • Организация конкурсных мероприятий для старшеклассников 
    • Приглашение преподавателей ССУзов для проведения элективных курсов (в проекте)
    • Организация педагогической практики студентов
  • АГТУ
    • Организация подготовительных курсов 
    • Конкурсные мероприятия
    • Школьные и студенческие сообщества
    • Приглашение преподавателей для проведения элективных курсов
  • СГМУ
    • Организация подготовительных курсов 

4. Профессиональные организации

  • ГУ МЧС РФ по АО
    • Организацует и обеспечивает учебной базой профильные (кадетские) классы
    • Обучает предмету «Основы аварийно-спасательного дела»
    • Организует летние полевые лагеря
  • Завод металлоконструкций
    • Проводит учебные экскурсии
    • Проектная деятельность учащихся опирается на результаты учебных экскурсий
    • «Шведская модель обучения (SEED) через предпринимательство» – внедряется  так же по результатам учебных экскурсий

5. АО ИППК РО

  • Обеспечивает методическое сопровождение и курсовую подготовку педагогических работников.
  • Участвует в индивидуальной работе с одаренными детьми.
  • Участвует  в проведении муниципальных, городских и областных предметных олимпиад.
  • Координирует областную программу по патриотическому воспитанию, в т.ч. для областного этапа «Зарницы».

6. Музеи и филиалы музеев города позволяют

  • углубляют  знания предметов гуманитарного цикла, вводят исследовательскую деятельность в сетевой проект. Участвуют  в экскурсионных, конкурсных и праздничных мероприятиях.

7. Общественные организации ярче всего проявились в проекте через Региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Результаты сетевого профильного обучения фиксируются  категорией "образованность обучающихся".  Образованность – освоенность содержания образования, которая опирается на признаки: 1. количество компетенций 2. качество компетенций.

Результаты сетевого взаимодействия предполагают промежуточный и конечный. Промежуточные – освоение образовательных программ  профильной подготовки  старшеклассниками (победители олимпиад, конкурсов, экзамены,   портфолио). Конечные – освоение образовательных программ профильной подготовки на уровне требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Наиболее объективно данные результаты фиксируются сегодня через систему единого государственного экзамена и поступление выпускников в высшие учебные заведения на бюджетной основе.  В реальной жизни жесткого деления знаний на отдельные сегменты не существует. Все используется комплексно. Старшеклассники соединяют свои школьные знания с естественным контекстом профильного образования ВУЗов, ССУЗов ,  фирмами, предприятиями города.

Социальная актуальность такого рода знаний имеет важное значение, как и интеграция учебного процесса. Отвечающее современным требованиям образование может дать только такое  учебное заведение. Он постоянно обсуждается и  и обязательно должен разрешаться как педагогическая проблема.