Профильное образование – это качественно новое образование в современной школе. В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся инновационный характер образования и его непрерывность.
Образовательные ориентиры начала 21 века получили международное признание в качестве рабочих ориентиров во многих программах ЮНЕСКО.
Цель сетевой модели профильного обучения – создание сетевой организации профильного обучения, ориентированной на индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников, обеспечивающей выпускникам школ образование высокого качества.
Задачи проекта:
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов в соответствии с требованиями программ в том числе и через участие в проектах и конкурсах
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями, состоянием здоровья.
- расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить связь между общим и профессиональным образованием (а в дальнейшем – потенциальными рабочими местами)
Принципами создания сетевой модели являются:
- Личностное развитие учащихся
- Стимулирование развития предприимчивости и самостоятельности
- Постоянный анализ и оценка того, что необходимо в усовершенствовании профобразования
- Укрепление и расширение созданного сетевого взаимодействия учащихся, педагогов, администрации
- Опора подхода принятого в методологии на обучения через действие (т.е. обучения за счет активного участия в существующей ситуации реальной жизни)
Чтобы добиться успеха в будущем учащимся необходимо холистическое (целостное) понимание действительности. А для этого очень полезно убедиться в том, что те предметы, которые старшеклассники изучают в школе, нужны и важны в дальнейшем. А сделанный ими профильный выбор точен. Надо сказать, что данное решение достаточно нелегкое. Выпускник школы – хоть и старший в школе, остается ребенком со своими особенностями мышления. Ему необходима поддержка и со стороны родителей и со стороны школьного коллектива. А существуют проблемы:
- возникающие между врожденной мотивационной тенденцией каждого человека к поиску и реализации себя в определенной области знаний и отсутствием такого целеполагания в школе;
- между потребностями школьников развивать свои способности и отсутствием таких возможностей при уравнительных учебных планах, программах, предметах, задачах, педагогических технологиях;
- недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить;
- у них нет целостной научной картины окружающего социального мира. Все это лишает старшеклассников успешной адаптации в обществе после окончания школы;
Мотивация старшеклассников в выборе профиля опирается на факторы:
- Востребованность в современном обществе.
- Поддержка родителей.
- Самостоятельность в выборе.
Ответственность за будущее своих детей родители усваивают еще с обучения ребенка в начальной школе через взаимодействие: Родительское сообщество – педагогическое сообщество.
Задачами компетентных участников сетевого
взаимодействия является обеспечение
постоянного сопровождения и поддержки
родителей в процессе обучения их детей
Преимущества сетевого взаимодействия:
- учащиеся сохраняют возможность получить образование на базе школы по своему микрорайону, прежний состав школьников и учителей позитивно повлияет на адаптацию обучающихся старшей ступени (важно для школьников, ориентированных на отношения) хорошее знание особенностей своих учащихся членами педколлектива создаст условия для индивидуального подхода
- сохраняется возможность гармонизации содержания индивидуальных учебных планов, простота работы педагогов и требований к учащимся школы
Пять деятельностных «ключевых» успеха:
- Развитие навыков и умений учащихся
- Широкое применение проектной деятельности
- Кросс-координация программ проекта сетью административных работников
- Сеть (ассоциация) учеников
- Сеть (ассоциация) учителей
Учителю, как участнику данного проекта, отводится важная роль – фасилитатора.
Хотя предполагается, что старшеклассник учится планировать свои проекты и исследования самостоятельно. Осваивая «проектное мышление», им необходимо постоянно консультироваться со старшим. Но фасилитатор – пассивный руководитель. Он позволяет ученикам самостоятельно проводить рефлексию и вмешивается не всегда. Педагог делегирует ответственность за все процессы в сетевом взаимодействии и обеспечивает эффективную работу на всех этапах со всеми участниками.
Решая поставленные задачи профилизации, школа должна стать более открытой, активнее использовать инновационные возможности, устанавливать взаимовыгодные отношения с социальными партнерами, привлекать их к образовательному процессу в качестве членов сетевого взаимодействия.
Активные инновационные проекты предполагают развитие у учеников способностей самостоятельно выбирать предпочтительные для них виды трудовой и интеллектуальной деятельности, добывать знания для решения возникающих задач на основе продуктивного мышления.
Схема сетевой модели
Пояснение к схеме сетевой модели:
1. Школьные ресурсные объединения МОУ СОШ № 26, 27, 28, 30)
- Создают условия взаимодействия в учебной, методической и административной работе.
- Организуют встречи участников по индивидуальному плану ОРЦ
2. Средние специальные учебные заведения.
Колледж телекоммуникаций, лесотехнический колледж, ТУ № 26, ТУ № 48
- Расширяют и углубляют компетентность профильного образования школьников методом профориентации
3. Высшие учебные заведения
- ПГУ
- Организация курсов углубленного изучения математики для профильных классов
- Организация конкурсных мероприятий для старшеклассников
- Приглашение преподавателей ССУзов для проведения элективных курсов (в проекте)
- Организация педагогической практики студентов
- АГТУ
- Организация подготовительных курсов
- Конкурсные мероприятия
- Школьные и студенческие сообщества
- Приглашение преподавателей для проведения элективных курсов
- СГМУ
- Организация подготовительных курсов
4. Профессиональные организации
- ГУ МЧС РФ по АО
- Организацует и обеспечивает учебной базой профильные (кадетские) классы
- Обучает предмету «Основы аварийно-спасательного дела»
- Организует летние полевые лагеря
- Завод металлоконструкций
- Проводит учебные экскурсии
- Проектная деятельность учащихся опирается на результаты учебных экскурсий
- «Шведская модель обучения (SEED) через предпринимательство» – внедряется так же по результатам учебных экскурсий
5. АО ИППК РО
- Обеспечивает методическое сопровождение и курсовую подготовку педагогических работников.
- Участвует в индивидуальной работе с одаренными детьми.
- Участвует в проведении муниципальных, городских и областных предметных олимпиад.
- Координирует областную программу по патриотическому воспитанию, в т.ч. для областного этапа «Зарницы».
6. Музеи и филиалы музеев города позволяют
- углубляют знания предметов гуманитарного цикла, вводят исследовательскую деятельность в сетевой проект. Участвуют в экскурсионных, конкурсных и праздничных мероприятиях.
7. Общественные организации ярче всего проявились в проекте через Региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
Результаты сетевого профильного обучения фиксируются категорией "образованность обучающихся". Образованность – освоенность содержания образования, которая опирается на признаки: 1. количество компетенций 2. качество компетенций.
Результаты сетевого взаимодействия предполагают промежуточный и конечный. Промежуточные – освоение образовательных программ профильной подготовки старшеклассниками (победители олимпиад, конкурсов, экзамены, портфолио). Конечные – освоение образовательных программ профильной подготовки на уровне требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Наиболее объективно данные результаты фиксируются сегодня через систему единого государственного экзамена и поступление выпускников в высшие учебные заведения на бюджетной основе. В реальной жизни жесткого деления знаний на отдельные сегменты не существует. Все используется комплексно. Старшеклассники соединяют свои школьные знания с естественным контекстом профильного образования ВУЗов, ССУЗов , фирмами, предприятиями города.
Социальная актуальность такого рода знаний имеет важное значение, как и интеграция учебного процесса. Отвечающее современным требованиям образование может дать только такое учебное заведение. Он постоянно обсуждается и и обязательно должен разрешаться как педагогическая проблема.