Цели урока:
- повторить изученный материал по теме;
- развивать умения применять имеющиеся знания при выполнении заданий практического характера;
- формировать у учащихся чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Форма урока: игра «Интеллектуальный ринг».
Среди учащихся класса формируется 2 команды («Красные» и «Зеленые») по 5 человек. Выбирается жюри (2-3 человека) из числа сильных учеников. Остальные ученики – болельщики.
ХОД УРОКА
Слово учителя: Наш урок сегодня
пройдет не совсем обычно, мы проведем игру
«Интеллектуальный ринг». Я думаю, что всем будет
интересно. Смысл игры заключается в её названии.
Интеллект – ум, рассудок, способность мыслить. На
этой игре надо блеснуть эрудицией.
Ринг – место для борьбы. Борьбы двух команд и
болельщиков.
Итак, слева от меня команда «Зеленых». И
болельщики, которые сидят с левой стороны, болеют
за эту команду. Справа от меня команда «Красных».
И соответственно, её болельщики.
Если команда затрудняется ответить, она может
обратиться за помощью к болельщикам, ответ тогда
будет оцениваться на 0,5 балла ниже.
Речь пошла о баллах и самое время представить
наше уважаемое жюри.
Прежде чем начать игру, я ещё немного задержу
ваше внимание. Наша игра будет состоять из 4
раундов. Каждый раунд длится 8 минут. Перед
раундом – небольшая разминка. Команды и
болельщики отвечают на вопросы и выполняют
задания по теме «Литосфера». Правильный ответ
команды оценивается в 1 балл, помощь болельщиков
– 0,5 балла, конкурс болельщиков – 0,5 балла.
Команды готовы? Жюри? Болельщики? Начинаем
первый раунд!
1 раунд. «Минералогический»
В этом раунде выполняются задания по теме «Горные породы».
Разминка: загадки о полезных ископаемых.
Команде «Красных»:
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Команде «Зеленых»:
Он черный и блестящий,
Помощник настоящий;
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
Задания командам:
1) Дополнить схему «Горные породы»
2) Определить названия горных пород по образцам (выдаются образцы трех горных пород, например, гранит, мрамор, известняк)
Конкурс болельщиков: Шифротелеграмма.
Захар Загадкин прислал своему другу Фоме
Отгадкину следующую шифротелеграмму:Прошу
выслать почтой 12 образцов горных пород и
минералов: штат, мель, плотина,
долото, графин, угорь, мера,
цирк, слово, упал, январь,
г.Пенза.
Названия каких горных пород и минералов здесь
зашифрованы?
2 раунд. «Вулканический»
В этом раунде мы отвечаем на вопросы о движении земной коры, вулканах, гейзерах.
Разминка:
Команде «Красных»:
Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла?
Ещё вопрос вам от меня. (Вулкан)
Команде «Зеленых»:
Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан вам тот известен? (Гейзер)
Задания командам. Вопросы «ромашки», за каждый правильный ответ – 1 балл.
1 лепесток. Какие вулканы называют
действующими? Назвать и показать на карте 3
действующих вулкана.
2 лепесток. Какие факты доказывают
существование медленных вертикальных колебаний
земной коры?
3 лепесток. Назовите три внутренних оболочки
земного шара, дайте им краткую характеристику
(мощность, состояние вещества).
4 лепесток. Что такое землетрясение? От чего
они происходят? Покажите на карте районы
распространения землетрясений.
5 лепесток. Что такое вулкан? Нарисуйте
схематический разрез вулкана, укажите его
составные части.
6 лепесток. Что такое гейзер? Как образуются
гейзеры? Почему районы их распространения
совпадают с районами интенсивного вулканизма?
Итоги первого и второго раундов
3 раунд. «Горы и равнины»
В этом раунде нужно вспомнить основные формы рельефа и, используя свои знания, составить описание рельефа своей местности.
Разминка:
Команде «Красных»:
От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг, как зовут его? (Овраг).
Команде «Зеленых»:
По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. (барханы)
Задание командам: Составить описание рельефа своей местности по плану.
А) Частью какой равнины является ваша
местность?
Б) К какому виду равнин по высоте относится
равнина?
В) Какие горные породы слагают вашу местность?
Г) Какова хозяйственная деятельность человека в
вашей местности, как человек изменяет её рельеф?
Конкурс болельщиков.
Болельщикам «Красных»:
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?
Болельщикам «Зеленых»:
А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин.
Ну, какой они окраски?
Болельщикам обеих команд заполнить кроссворд «Литосфера».
- Высочайшая вершина Кавказских гор.
- Форма рельефа.
- Внутренняя часть Земли.
- Горы, образовавшиеся в результате вторичных горообразовательных процессов.
- Равнина с абсолютной высотой более 500 метров.
- Выветривание под воздействием колебаний температуры.
- Горячие источники, бьющие из земли.
- Группа гор, расположенная в ряд на многие километры.
- Расплавленная каменная масса в недрах Земли.
4 раунд. «Картографический»
Разминка.
Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята
На каких материках
Гор вершины в облаках.
Команде «Красных»: 620 с.ш. 1500 з.д. (г.Мак-Кинли, Северная Америка)
Команде «Зеленых»: 310 ю.ш. 700 з.д. (г.Аконкагуа, Южная Америка)
Задание командам. «Картографическая
дуэль». Каждый участник команды выходит к карте и
показывает один географический объект (горы или
равнину). За каждый правильный показ – 0,5 балла.
Номенклатура: Анды, Кордильеры, Уральские горы,
Кавказ, Гималаи, Альпы, Западно-Сибирская
равнина, Восточно-Европейская равнина,
Амазонская низменность, Среднесибирское
плоскогорье.
Конкурс болельщиков:
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
- Ядро, мантия, впадина, земная кора.
- Вершина, дюны, барханы, овраг.
- Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
- Каменный уголь, мел, песок, известняк.
- Подошва, склон, отмель, вершина.
- Жерло, мантия, очаг магмы, кратер.
– Вот и закончился наш «Интеллектуальный ринг». Пока жюри подводит итоги, выявляет, кто же сегодня победил, я прошу команды выбрать самого лучшего знатока литосферы, которого бы вы премировали «5» за их активную работу, независимо от результатов игры.
Подведение итогов урока, выставление оценок победившей команде, активным участникам игры и болельщикам.