Цель:
- Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.
- Развитие речи, мышления и орфографической зоркости учащихся.
- Воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование: Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 3 класс. Часть 1., мультимедийная система, сигнальные карточки, раздаточный материал для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие присутствующих).
(Слайд 1)
- Девиз урока: “Грамоте учиться - всегда пригодится”. (Запись даты в тетрадях)
II. Актуализация знаний учащихся. Мозговая атака.
а) Главная часть слова. (Корень)
б) Опасное место в слове. (Орфограмма)
в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)
г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Стечение согласных)
д) Третья буква русского алфавита. (Буква в)
е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. (Буква д)
ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л)
ж) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. (Буква т)
III. Минутка чистописания.
У. - Какие четыре буквы вы сейчас называли?
Д. - Буквы в, д, л, т.
У. - Определите порядок следования букв в цепочке:
Вдлт Влтд В…
Д. - Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.
У: - Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.
(Дети работают в тетрадях)
У. - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)
IV. Сообщение темы и цели урока.
У. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(Варианты ответов учащихся)
- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.
V. Изучение нового материала. Работа в группах.
а) Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.
У. – Как вы приветствуете друг друга? (Ответы детей)
- Слово “здравствуй” очень старое. Оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть крепкими и могучими, как дерево. Мы и теперь, когда говорим это слово, желаем людям здоровья.
- Произнесите это слово. Запишите его в транскрипции. [З, д, р, а, с, т, в, у, й']
- Сколько звуков вы выделили? (9)
- Подберите однокоренные слова. (Здороваться, здоровье, здравие, здравствовать и др.)
- Понаблюдайте, как написан корень. Что интересного вы заметили?
Справка. В первых двух словах полногласное сочетание –оро-, в двух последних – сочетание –ра-. Сочетание -оро- является современным, а сочетание -ра- является признаком старославянского языка. Например: город – град, берег – брег.
- Значит, какой корень в слове “здравствуй”?
- Что вас удивило? Произносится ли в этом слове звук [в]? (Не произносится)
- А буква вэ пишется: “здравствуй”. (Показ таблички со словом)
- Сколько в слове букв? (10)
- Что вы видите в середине слова? (Стечение согласных)
- Сколько согласных букв в данном слове стоит рядом? (4)
- Давайте ещё раз произнесём это слово. Что вы заметили при произношении? (Один звук не произносится)
- Как можно назвать звук, который не произносится? (Непроизносимый согласный звук)
(Слайд 2)
б) Работа в группах. Мини-исследования слов.
У. - Прочитайте предложения. Что вы прочитали? Объясните, почему так говорят? (Ответы детей)
- I группа – Зимой …… светит, но не греет. (Солнце)
- II группа – В большом …… и далёкое близко. (Сердце)
- III группа – Тот, кто …….. , приносит счастье другим. (Счастлив)
У. - Исследуйте выделенное слово по следующему алгоритму:
(Слайд 3)
1. Обсудите транскрипцию слова.
2. Подберите однокоренные слова.
3. Выделите корень.
4. Сделайте вывод.
в) Защита мини-исследований слов.
(Каждая группа представляет своё мини-исследование по алгоритму и озвучивает вывод)
(Слайд 4)
У. - Сколько всего непроизносимых согласных звуков мы выделили? (4)
- Какими буквами на письме они обозначаются? (На слайде появляются буквы в, д, л, т)
- Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных)
(Появление исследованных слов на слайде)
- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова)
- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему?
- Кто сформулирует тему урока? (Варианты ответов учащихся)
Д. – Тема урока: “Непроизносимые согласные в корне слова”. (Появление названия темы на слайде)
г) Работа по учебнику. Проверка непроизносимых согласных в корне слова.
У. – 1. Откройте учебник на странице 59. Прочитайте и запомните правило. Расскажите правило друг другу.
(Работа в парах. Взаимопроверка)
2. Выполнение упражнения 78.
Место, местечко, местность, местный, (много) мест.
- Однокоренные ли это слова? Почему?
- Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками. Как они обозначены на письме? (Буквой т)
- Найдите среди однокоренных слов проверочные. Обоснуйте, почему они являются проверочными?
- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся)
- На странице 61 – 62 прочитаем правило и памятку “Как пользоваться правилом”.
(Работа в парах. Взаимопроверка)
3. Продолжение данной работы по слайду 5.
У. – Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов: (После устного объяснения правописания слова – появление проверочного слова на экране)
Здравствуй - здравие
солнце - солнышко
сердце - сердечко
счастлив – счастье.
У. - Обобщите всё, о чём мы говорили в порядке наших рассуждений.
Д. – В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверять непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.
VI. Физкультурная минутка. Игра “Хлопай-топай”.
(Слайд 6)
У. - Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!
Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный.
- Какое слово “лишнее”? (Парусник – обозначает предмет)
VII. Закрепление знаний учащихся.
(Слайд 7)
а) Самостоятельная работа. (Развитие зрительной памяти учащихся)
У. - Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (1 минуты).
У каждого словосочетания я убираю первое слово. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчерните непроизносимые согласные.
- честный ответ
- радостный взгляд
- поздний час
- известный спортсмен
- устный рассказ
У. – Какое из написанных слов можно назвать “лишним”?
Д. – Слово “поздний” - в нём непроизносимая согласная д, а в остальных словах – т.
У. - А что объединяет записанные вами слова? (Слова-признаки, они отвечают на вопрос какой?)
(Слайд 8)
б) Работа над орфограммой с применением сигнальных карточек.
У. – Прочитайте слово. Подберите проверочное слово и покажите мне карточку с выбранной буквой.
Свис…нул, грус…но, ненас…ный, хрус…нула, окрес…ность.
- Что общего у этих слов? (Непроизносимый согласный звук [т])
(Слайд 9)
в) Игра “Отгадай слово”
У. –Я загадываю слово. Угадавший ученик проверяет наличие в названном им слове непроверяемый согласный звук. (После отгадки слово появляется на слайде, а после проверки – открывается “опасное место в слове”)
1. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)
2. Счёт вслух. (Устный)
3. Луг, где пасут скот. (Пастбище)
4. Место вокруг чего-либо. (Окрестность)
5. Весёлое торжество. (Праздник)
У. – Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему?
- О таких словах мы продолжим разговор на следующем уроке.
VIII. Итог урока.
- Что сегодня нового узнали на уроке?
- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне?
Ученик:
Известный – известие, здравие – здравствуй.
Теперь от ребят не прячься согласный!
А трудности будут – словарик возьмём
И нужное слово всегда в нём найдём.
Домашнее задание: из любого художественного текста, взятого из нашего учебника “Литературное чтение” выписать 10 слов на изученную на уроке орфограмму.
Комментирование оценок.
Рефлексия:
- Кому было легко и интересно на уроке – покажите зелёный кружок.
- Кому интересно, но трудновато – жёлтый кружок.
- Кому неинтересно и трудно – красный кружок.
- Спасибо, дети, за урок!
Литература.
1. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Под научной редакцией А.А.Леонтьева.- М.: Баласс, 2006.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М.: 2009.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1. - М.: Баласс, 2008.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
5. Жиренко О.Е. и др. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1- 4 классы.- М.: 5 за знания, 2005.
6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – М.: Владос, 1999.
7. Большой толковый словарь русских существительных./под ред. Бабенко Л.Г. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.