Цель:
- Создание атмосферы творчества, способствующей развитию творческих функций личности учащихся.
- Воспитание патриотизма и любви к своей Родине у учащихся.
- Познакомить ребят с жителями нашего посёлка, жившими в годы войны.
Оборудование:
- Выставка книг
- Видео материал
- Презентация
- Музыкальное сопровождение
(Фоном играет музыкальная композиция)
Сидоревич С.Ю. Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей литературной гостиной.
Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жён, сестёр.
“От женщины-матери идёт начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь” - пишет белорусская писательница Светлана Алексеевич в книге “У войны не женское лицо”. А закончить эту мысль хочется так: “и тем более не детское”. Именно так называется наше сегодняшнее мероприятие, на котором мы хотим вам рассказать о том, как пережили весь этот ужас наши земляки, которые в то время были ещё детьми, какой вклад в Великую Победу внесли ваши ровесники – мальчишки и девчонки 12-15 лет.
Вологжина Т.Н. Июнь 1941. Лето было в разгаре, тысячи ребят радовались каждому лучику солнца, загорали, отдыхали. Шли такие любимые летние каникулы! Ранним утром 22 июня 1941г ничто не предвещало о начале трагедии.
Свинина Наталья-7 класс
Чтец№1
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зелёный сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звёздных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
Фонограмма 1-го куплета песни “Священная война”
Сидоревич С.Ю. Да, война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины.
Вологжина Т.Н. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала оборона Ленинграда. Фашисты окружили город и были уверены, что “скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде”.
Ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба, небольшой кусочек, больше никаких продуктов. К страшному слову “блокада” прибавилось слово “голод”. Люди слабели, едва двигались, умирали от голода.
Одним из самых страшных документов блокады стал личный дневник Ленинградской одиннадцатилетней девочки Тани Савичевой.
Выборнова Виктория - 7 класс.
Чтец №2
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Девочка из Ленинграда
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Презентация (приложение 1)
Овчинникова Анастасия-6 класс: Странички Таниного дневника рассказывают о тяжести блокады. По буквам и словам видно, что последние строчки девочка писала с огромным трудом.
Вот некоторые из них:
- “Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941г.”
- “Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942г.”
- “Мама (здесь карандаш дрожит) 13 мая в 7.30ч. утра 1942г.”
Таня не смогла написать слово “умерла”
Последняя страничка:
“Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её уже было невозможно. Она умерла 23 мая 1944г.
Таня, как и тысячи других детей Ленинграда не воевала с оружием в руках. Они просто жили в осажденном городе.
Нет не просто, они мужественно выносили тяготы блокады и показывали всему миру, что даже дети Ленинграда не сдаются.
Вологжина Т.Н.: Ребята, мы предлагаем вам познакомиться с жизнью ещё одной блокадницы Черепановой Эмилии Ивановны. Это девочка, также как и Таня Савичева, пережила голод и холод, она также, как Таня Савичева, смело смотрела смерти в глаза и ждала, ждала, когда наши солдаты освободят из рук фашистов. Сидоревич С.Ю. (Презентация истории я о ней)
Вологжина Т.Н. Сегодня у нас в гостях Великанова Т.В. и Обогрелова Антонина Ивановна, вы очень хорошо знаете этих женщин, но не знаете, каким было их детство. Вот об этом мы их и спросим. Мы хотели бы у вас узнать…..
Вопросы к беседе:
- Сколько вам было лет в 1941 году?
- Как вы узнали о том, что началась война?
- Что вы запомнили об этой войне, ваши яркие впечатления?
- Знали ли вы, что такое похоронка?
- Как помогали местные жители приблизить победу?
- Долгожданное слово “Победа”. Что испытывали люди, когда узнали об этом?
2. Беседа с Обогреловой А.И.
3. Беседа с Великановой Т.В.
Сидоревич С.Ю. А каким ещё было детство у ваших ровесников? Об этом мы узнаем из стихотворения Джека Алтаузена, которое прочитает нам Джофунтан Галина-6 класс.
Чтец №3 Девочка играла возле дома. (Джек Алтаезен)
Вологжина Т.Н.: Мы познакомились с жизнью Тани Савичевой, которая очень хотела жить. (книга)
Сегодня мы рады встрече с теми людьми, которые живут рядом с нами и продолжают радовать нас своим оптимизмом, верой и надеждой. Ведь именно это помогло им дожить до Победы.
И благодарны им за то, что из уст наших односельчан мы ещё можем услышать о той страшной войне, которая закончилась 65 лет назад.
Сидоревич С.Ю. В память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания.
(метроном)
Сидоревич С.Ю. А закончим мы нашу встречу музыкальным подарком – песней “Лизавета” в исполнении учащихся и руководителя клуба “Патриот” Вологжина Андрея Олеговича.