Вопрос о влиянии музыкального образования на развитие способностей, на первый взгляд, не связанных с музыкой (математических, лингвистических, организаторских и др.) рассматривался не раз и подтвержден специальными исследованиями и биографиями замечательных людей. Но если спросить обычного выпускника музыкальной школы, чем особенным запомнились ему годы учебы, то, без сомнения, услышим, что это - уроки и события, на которых востребована и проявлена его «авторская», личная позиция. Именно, уроки с элементами творчества, а так же творческие задания, своего рода фестивали творчества, являются теми маяками, узелками на память, которые яркими вспышками «эндорфинов успеха» освещают всю жизнь.
Трудно не согласиться с Т. Э. Тютюнниковой: «Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Т.Э. Тютюнникова, учитель музыки Центра образования № 1679, канд. искусствоведения, лауреат премии «Грант Москвы».
Именно на уроках активного творческого музицирования закладываются основы освоения учебного материала посредством живого эмоционального отклика, личного отношения. Эти ситуации помогают ассимилировать учебный материал, сделать его понятным, освоенным, своим. И в дальнейшем, с радостью и без боязни воспринимать новое.
Творческие работы в виде спонтанного сочинения мы практикуем, начиная с подготовительного класса. Это: импровизации движения под музыку, сочинение ритмов, досочинение мелодии в структуре вопрос- ответ.
В основных классах мы практикуем такие формы: досочинить мелодию, выбрать из нескольких предложенных ритмов подходящий к стихотворению, составить ритм или ритмическую партитуру, сочинить и записать ритм к стихотворному тексту, сочинить мелодию песни на предложенный стихотворный текст, сочинить вариаций на предложенную тему. В плане освоения гармонии мы активно включаем в работу подбор аккомпанемента к мелодии, используя пройденные аккорды и гармонические обороты, сочинение мелодии на заданную гармоническую схему, или аккомпанемент в фактуре, подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям. Назову несколько пособий, которые помогли систематиризировать творческую работу, сделать ее регулярной: рабочие тетради Г.Ф. Калининой, сборник «Сольфеджио» Ю. Фроловой, «Воспитание творческих навыков» М.Е. Калугиной, «Давайте сочинять музыку» В.Д. Подвала.
Хочется заметить, что всякое действие может эффективно выполняться человеком лишь в том случае, когда он видит его смысл, поэтому постановка учебной задачи будет успешной, когда учитель обеспечит не только ясное понимание того, что должен сделать ученик, но и зачем это лично ему (ученику) нужно. Для успешной мотивации, с нашей точки зрения, важен не только учебный импульс, но и выбор темы.
ДМШ №3 – ровесник Победы. Она была открыта 5 июня 1945 года, когда страна еще была в разрухе. Может быть поэтому, или потому, что мое гражданское - патриотическое воспитание, сформированное в пионерско-комсомольской юности, не могло смириться с исчезновением патриотической темы из образования, творческие задания по теме Великая Отечественная война стали постоянным материалом для выпускников, на котором проверяются комплексные знания и навыки, полученные за период обучения в ДМШ.
2011 год - год Российской космонавтики, когда наша страна отмечает 50 лет со дня первого полета человека в космос. Это еще одна тема способная всколыхнуть чувство гордости за свою Родину, сопричастности ее судьбе.
Многоуровневый проект «Орбита дружбы», посвященный году Российской космонавтики, инициирован Усановой Е.В. , директором нашей школы, расположенной на улице, носящей имя первого космонавта Ю.А. Гагарина. Он включает в себя, в том числе, фестиваль творческих работ для учащихся младших классов «Веселая астрономия». Для участия в фестивале ребята представляют песни и музыкальные пьесы на свои собственные или предложенные стихи.
Первый этап фестиваля (сочинение мелодий песен) завершился в декабре. Второй этап фестиваля - гармонизация и аранжировка этих мелодий выпускниками школы будет проходить в форме открытого урока – концерта в апреле. На него будут приглашены, в том числе, авторы мелодий.
Подготовка к фестивалю - это творческая лаборатория, которая помимо решения учебных задач помогает стимулировать профессиональный и личностный рост как ученика, так и преподавателя.
Перечислим основные этапы работы над сочинением мелодии на поэтический текст.
- Выбор ритмического варианта прочтения стихотворения (их может быть несколько) зависит от авторского замысла и выражается в конечном итоге в выборе размера, ритмических особенностей будущей мелодии. Помощь преподавателя состоит в том, чтобы сначала направить учащегося на путь поиска, а затем, помочь остановить свой выбор на одном из вариантов. Запись ритма - это этап проверки профессиональных навыков.
- Выбор тональности, может быть свободный. Но в конце сочинения, преподаватель может предложить ученику транспонировать мелодию в тональность более сложную, что связано с учебными задачами, или более удобную для исполнения.
- Сочинение мелодии может быть свободное, но и включать конкретные учебные задачи ( освоение отдельных оборотов, интервалов, аккордов и т.д.).
- Форма мелодии, безусловно, продиктована формой стихотворения. Тем не менее, мы стараемся придать песне классические черты: период повторного строения, куплетная форма, 2х частная форма с элементами репризы.
- Сочинение мелодии - это повод поговорить о выразительных особенностях песенных и танцевальных, вокальных и инструментальных жанров.
После того, как сочинение написано, оно должно обязательно получить публичную оценку. Формы для показа сочинений возможны разные: выставка оформленных работ с иллюстрациями, концерт- зачет из сочинений в классе, концерт для родителей, исполнение песен другими учениками.
Исполнение своего сочинения перед публикой - это очень важный этап в работе над творческим заданием. На нем проверяются и тренируются профессиональные навыки: умение правильно выучить произведение и исполнить его цельно, без ошибок и остановок. Кроме того, преодоление страха публичного выступления со своим сочинением - это зачастую победа над многоглавым драконом боязни:
- оказаться «белой вороной»;
- показаться глупым или смешным;
- критиковать и быть критикуемым;
- открыто высказаться;
- быть непонятым или по праву неоцененным.
Испытав однажды ситуацию успеха в творчестве, человек и дальше придерживается этого способа решения проблем: проявлять инициативу и смелость в принятии решений, сочетать гибкость и личную независимость в их решении, выстраивать отношения в достижении своей цели. Это ли не «золотые узелки на память», которые потянут за собой шлейф успеха через всю жизнь.
Литература:
- Статья «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу» доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Киеарская Д. К.
- Интернет. Психология творчества. Определение творческого мышления ДЖ. Гилфордом
- Т.Э. Тютюнникова «Музыка - не скучная наука»