Задачи урока:
Формировать у учеников представления о разнообразии природы на Земле.
Познакомить детей с холодными и жаркими районами Земли, с животным миром этих районов.
- Учить приёмам работы с глобусом.
- Развивать мышление, внимание, воображение.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Презентация из 19 слайдов (среда Power Point).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по новому материалу
Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Определить маршрут путешествия поможет Мудрая Черепаха (рисунок Черепахи). Отгадайте, пожалуйста, её загадки.
Среди снегов и льда не голодает
За рыбой в холодную воду ныряет
Густая белая шерсть спасает
От морозов согревает.
Дети: Белый медведь.
Учитель: Молодцы!
Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя – маленький хвост,
Спереди зверя – хвост большой.
Кто же это? Кто он такой?
Дети: Слон.
Учитель: Молодцы! Вы отгадали все загадки Мудрой Черепахи. Значит, сегодня мы познакомимся с жизнью белых медведей, слонов. Прочитайте тему нашего урока (Слайд 1,2). А поможет нам в этом удивительный цветок “Цветик-семицветик”.
Учитель: Чтобы нам помог цветок нам надо оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Вели оказаться там, где живут белые медведи!
Ученик подходит к доске отрывает лепесток, а остальные встают, кружатся с закрытыми глазами, произносят слова, останавливаются, открывают глаза и садятся.
Учитель: Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно (Слайд 3).
Дети: Да мы оказались на севере, нам стало холодно.
Учитель: Мы забыли приобрести необходимые вещи. Посмотрите задание 1 на стр. 31 в рабочей тетради и скажите, что нам понадобится?
Дети: Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи, аэросани.
Учитель: Мы готовы путешествовать по Северному Ледовитому океану. В этом районе Земли расположен Северный полюс (Учитель показывает на глобусе). Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом (Слайд 4). Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Климат очень суровый. Зимой дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до – 60 градусов. Но и к таким условиям приспособились многие животные.
Кто нас встречает?
Мудрая Черепаха приготовила нам загадку, отгадав ее, мы узнаем животного.
Зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
Дети: Морж (Слайд 5).
Учитель: Прочитайте, какие еще животные еще встречаются в этом суровом крае (Слайд 6).Дети читают название животных.
Учитель: И вот мы встречаем самого крупного зверя (Слайд 7).
Полярные (белые) медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. Они достигают длину более 3 метров и могут весить более тонны. Толстый слой жира и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. В середины зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту (Слайд 8). Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами. Белый медведь занесен в красную книгу.
III. Практическая работа
Учитель: А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей
Учитель демонстрирует образец аппликации и рассказывает порядок выполнения работы.
План работы:
– Вырежи силуэт медведя.
– Белые нитки намотай на пальцы, сними нитки и разрежь их.
– Намажь клеем шаблон и наложи резаные нитки.
– Сверху приклеим нос и глаза.
Работы проверяются.
IV. Продолжение работы по новой теме
Учитель: Дети, но на Земле есть два полюса: Северный и Южный (учитель показывает на глобусе полюса).
Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой (Слайд 9) Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде?
Дети: Нет, там тоже холодно.
Учитель: А сейчас Цветик-семицветик поможет нам оказаться на Южном полюсе.
Дети проговаривают стихотворение, отрывают следующий лепесток, кружатся с закрытыми глазами, садятся за парты.
К суровым условиям приспособились многие животные.
Мудрая Черепаха приготовила нам загадку, отгадав ее, мы узнаем животного.
Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак.
Дети: Пингвины (Слайд 10).
Учитель: Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов и рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
Кроме пингвинов в Антарктиде живут и другие животные ( Слайд 11).
Учитель: Мы побывали в холодных районах Земли и узнали много интересного.
– Какие на Земле есть полюса?
– Как называются холодные районы Земли?
Учитель: А где живут слоны?
Вновь на помощь приходит Цветик-семицветик. Отрывается следующий лепесток, новое желание: Вели отправиться в теплые страны, где живут слоны.
Ребята, мы оказались в теплых странах, какая одежда нам нужна?
Дети рассказывают, что можно снять теплые вещи.
Учитель: На Земле есть районы, где круглый год жарко. Даже зимой температура воздуха 20 градусов тепла. Это саванны и тропические леса. Путешествуя по этим районам мы встретили удивительных животных.
Мудрая Черепаха приготовила нам загадку, отгадав ее, мы узнаем животного.
Я стою, разинув рот.
Носом пищу зверь берет.
Подхожу к нему с вопросом:
“Вы и воду пьете носом?”
Он отвесил мне поклон.
Я сказал: “ Чудак вы ……”
Дети: Слон (Слайд 12).
Учитель: Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты. Хоботом они собирают пищу, пьют и защищаются от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Слоны живут семьями (Слайд 13). Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о своих детях до 15 лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Много приходиться пройти слону за день, чтобы найти 150 – 180 кг пищи. Слоны живут в лесах вблизи водоемах(Слайд 14). За день слону нужно выпить не менее 10 веер воды. В жаркое лето, когда пересыхают реки и ручьи, слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них. Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая ее хоботом. Слоны – очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнять тяжелую работу (Слайд 15)
В жарких странах живут и другие животные (Слайды 16, 17).
Итог урока (Слайд 18).
Обобщение изученного на уроке проходит по вопросам с опорой на схему:
Учитель: Какие районы есть на Земле?
Дети: Холодные и теплые.
Учитель: О каких холодных районах Земли мы узнали?
Дети: Северный Ледовитый океан и Антарктида.
Учитель: Чем похожи эти районы?
Дети: Они покрыты снегом и льдом.
Учитель: В каких районах Земли круглый год жарко?
Дети: В саванне, в тропическом лесу.
Домашнее задание: Слепить из пластилина слоника.
Использованная литература:
Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина. Поурочные разработки по курсу “Мир вокруг нас” 1 класс М. “Вако” 2010 г.
Сборник “Я иду на урок в начальную школу. Природоведение”.
- Животный и растительный мир (Сборник загадок). Издательство “Экзамен” Москва 2009.
Энциклопедия для детей. Том 2. Москва “Аванта” 1997 г.