Цели.
1. Познакомить учащихся с произведением.
2. Развивать умение работать с текстом.
3. Показать, что хвастовство – порок человека.
4. Воспитывать любовь к животным.
I. Организационные моменты.
II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов (оценка учащихся).
- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с авторскими произведениями Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.
- На какие группы делятся зайцы? (Лесные, полевые, гуменники)
- Чем они питаются?
- В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце идет речь? (О лесном)
- Какие слова или словосочетания доказывают, что это лесной заяц? (Докажите)
- Что вы узнали о лесном зайце?
- Какой он? (Трусливый, бестолковый, всего боится)
III. Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок- славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.
- А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста».
- Кто автор этой сказки?
1. Словарная работа.
При/хо/ди/лось
Гум/но
Кресть/я/нин
Рас/ска/за/ли
Ра/зыс/ки/вать
Ко/ко/ри/ной
пот/ре/па/ла
подх/ва/ти/ли
встре/ти/ла
у/си/щи
ла/пи/щи
зу/би/щи
- Значение каких слов вам не понятно?
Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.
Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.
Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы». - Сравните, чем отличаются?
Физминутка.
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не столкнулся, не упал.
2. Первичное знакомство с текстом
(Читает учитель)
- О чем эта сказка?
- Кто главные герои этого произведения?
- Какой заяц?
3. Вторичное знакомство с текстом
- Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.
- Каким заяц предстает в начале сказки? (Хвастливым)
- Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)
- Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? (Прочитайте)
- Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? (Трепать – дергать, трясти (приводить в порядок))
- Зачем ворона его потрепала? (Потому что хвастаться не красиво)
- Что однажды произошло с вороной? (Прочитайте)
- Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили» (подняли, уцепились в нее, кусали ее)
- Как вы понимаете словосочетание «давай мять»? (Давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать)
- Как заяц повел себя в этой ситуации? (Прочитайте)
- Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»? (Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне.)
- Найдите в тексте слова подтверждающие это.
- Заяц бросился на выручку вороне как? (Молниеносно, мгновенно)
- Какие качества зайца мы видим в конце сказки?
- Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?
- В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)
- Подберите синонимы к слову храбрец (смелый, отважный, мужнственный).
Физминутка
Заинька
Утром заинька проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз умылся
Два прогнулся
Три нагнулся и присел,
У сосны остановился
И легонько покружился.
IV. Работа с рисунками
- На интерактивной доске вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии.
- Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).
V. Работа с пословицами
- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало)
«Любишь кататься – люби и саночки возить». (Эта пословица о труде)
«Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун)
- Какое маленькое дело сделал заяц?
VI. Путешествие в театр
- Посмотрим как эту сказку можно разыграть на сцене.
VII. Вывод
- Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке? (Хвастоство)
- Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к этому слову.
- Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите?
- А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество? (Животные)
- Какие сказки вы знаете?
- Так какая это сказка? К какой группе мы можем отнести эту сказку?
VIII. Чтение сказки по ролям