Русская народная сказка "Заяц-хваста"

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Познакомить учащихся с произведением.

2. Развивать умение работать с текстом.

3. Показать, что хвастовство – порок человека.

4. Воспитывать любовь к животным.

I. Организационные моменты.

II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов (оценка учащихся).

- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с авторскими произведениями Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.

- На какие группы делятся зайцы? (Лесные, полевые, гуменники)

- Чем они питаются?

- В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце идет речь? (О лесном)

- Какие слова или словосочетания доказывают, что это лесной заяц? (Докажите)

- Что вы узнали о лесном зайце?

- Какой он? (Трусливый, бестолковый, всего боится)

III. Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок- славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.

- А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста».

- Кто автор этой сказки?

1. Словарная работа.

При/хо/ди/лось
Гум/но
Кресть/я/нин
Рас/ска/за/ли
Ра/зыс/ки/вать
Ко/ко/ри/ной

пот/ре/па/ла
подх/ва/ти/ли
встре/ти/ла

у/си/щи
ла/пи/щи
зу/би/щи

- Значение каких слов вам не понятно?

Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы». - Сравните, чем отличаются?

Физминутка.

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не столкнулся, не упал.

2. Первичное знакомство с текстом

(Читает учитель)

- О чем эта сказка?

- Кто главные герои этого произведения?

- Какой заяц?

3. Вторичное знакомство с текстом

- Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.

- Каким заяц предстает в начале сказки? (Хвастливым)

- Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)

- Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? (Прочитайте)

- Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? (Трепать – дергать, трясти (приводить в порядок))

- Зачем ворона его потрепала? (Потому что хвастаться не красиво)

- Что однажды произошло с вороной? (Прочитайте)

- Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили» (подняли, уцепились в нее, кусали ее)

- Как вы понимаете словосочетание «давай мять»? (Давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать)

- Как заяц повел себя в этой ситуации? (Прочитайте)

- Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»? (Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне.)

- Найдите в тексте слова подтверждающие это.

- Заяц бросился на выручку вороне как? (Молниеносно, мгновенно)

- Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

- Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?

- В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)

- Подберите синонимы к слову храбрец (смелый, отважный, мужнственный).

Физминутка

Заинька

Утром заинька проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз умылся
Два прогнулся
Три нагнулся и присел,
У сосны остановился
И легонько покружился.

IV. Работа с рисунками

- На интерактивной доске вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии.

- Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).

V. Работа с пословицами

- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало)

«Любишь кататься – люби и саночки возить». (Эта пословица о труде)

«Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун)

- Какое маленькое дело сделал заяц?

VI. Путешествие в театр

- Посмотрим как эту сказку можно разыграть на сцене.

VII. Вывод

- Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке? (Хвастоство)

- Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к этому слову.

- Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите?

- А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество? (Животные)

- Какие сказки вы знаете?

- Так какая это сказка? К какой группе мы можем отнести эту сказку?

VIII. Чтение сказки по ролям