Цели.
Дидактическая –
- выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме; закрепить знания, умения, навыки;
- развивать и углублять понятия о частях слова.
Развивающая –
- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
- развивать рефлексию, самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словом, умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
- учить анализировать, выделяя главное, систематизировать;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать внимание, мышление;
- побудить к творчеству.
Воспитательная -
- способствовать повышению речевой культуры;
- воспитывать умение точно употреблять слова в речи;
- способствовать сплочению классного коллектива, осознать ценность совместной деятельности;
- создание успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости детей.
Задачи: отследить уровень усвоения изученного материала по теме “Состав слова”; помочь учащимся определить свой уровень усвоения данного материала. Обобщить знания по теме “Состав слова”.
Оборудование и программное обеспечение: классная комната; проектор, экран; презентация; карточки.
Методы обучения: словесный, фронтальный, индивидуальный, наглядный, частично-поисковый, проблемного изложения, групповой (работа в парах).
Ход урока
Организационный момент
(Слайд № 2) Ученики.
- Давайте заглянем мы на мгновение
В класс под литером 3 “Б”.
Двери открыты здесь всем для учения!
Чего ещё больше желать мы должны?!
Думай, дерзай и делай открытия
В классе под литером “Б”!
- Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!
- Девочки здесь?
- Здесь!
- Мальчики здесь?
- Здесь!
- Все готовы, приступить к уроку?
- Да.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Мотивационный момент.
(Слайд № 3) Ж. Руссо.
- Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.).
“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”.
- Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!
- Ребята, над какой большой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? (“Состав слова”)
(Слайд № 4) Тема и цели урока.
- Сегодня мы подведем небольшой итог того, чему мы уже научились. На уроке мы будем работать в тетради, на карточках. Поэтому откройте тетрадь и запишите число, классная работа. Продолжим работу по чистописанию. Но вначале вспомним письмо буквы …
(Слайд № 5) Йод.
Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Стань же властью всех стихий
Йод разлитый – буквой … (Й)
Минутка чистописания.
(Слайд № 6) Письмо в воздухе.
Написание буквы Й с письмом в воздухе и проговариванием, комментированием. Отложите тетради в сторону.
(Слайд № 7) Чистописание.
Звучит музыка.
Постановка учебной задачи.
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.
Проверка домашнего задания.
- Будем отгадывать загадки и узнаем, насколько прочно вы усвоили однокоренные слова, как научились разбирать слова по составу. На уроке должны быть все активны и внимательны.
(Слайд № 8) Повторение правил о частях слова.
Самая важная,
Определит смысл слова
И родственников укажет. (Корень)
В конце слова стоит,
Слова согласует и примирит.
Самая изменяемая,
Называется. (Окончание)
Слова состоят из частей,
А эта часть слова,
А ну-ка скажите скорей:
Какая часть слова стоит впереди,
И за что ей такие почести? (Приставка)
Ну а эта часть хитра
Если в слове есть она,
То размер определит,
И часть речи даже может
Очень просто изменить. (Суффикс)
- Какую же работу выполняют части слова? (Части слова определяют смысл слова, помогают изменить его смысл, образовав родственные слова. Помогут существительному превратиться в глагол или прилагательное и наоборот, согласовывают слова в предложениях и словосочетаниях. Они такие маленькие и так много значат! Поэтому они так и называются - значимые части слова).
Решение правописных задач.
(Слайд № 9) “Решение правописных задач”
- Ребята, давайте проверим ваше внимание. Я предлагаю вам решить “правописные задачи”. Посмотрите.
Грамматическая сказка “Семья слов”.
(Слайд № 10) Семья. Корень
– Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
(Слайд №10) Щел. задание. Выделить корень.
– Выдели в словах корень. (Лесной, лесник, леса, лесовичок, лесничий, лес.)
(Слайд № 11) Так говорят.
Обобщение учителя: Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”. Если надо что-то основательно переделать, говорят о “коренной переработке”.
Продолжение грамматической сказки “Новые друзья корней”.
(Слайд №12) Семья. Приставка.
– Долгое время на волшебной поляне жили одни корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они остаться здесь жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.
- Образуйте и запишите однокоренные слова с корнем -лез- при помощи приставок за-, по-, в-, под-, до-.
Обобщение учителя: приставки очень охотно дружат с глаголами и прилагательными. В русском языке много приставок. Попробуйте дома, вспомнить и записать приставки никуда не подглядывая, если вспомните более 40, то у вас превосходная память, если 30 – тоже неплохо, ну а если меньше, то не огорчайтесь. Ведь знать и помнить это не одно и тоже. Вы их знаете, используете в речи, только они не захотели вспомниться.
- Кто помнит стихотворение о приставке?
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
А при помощи приставки
Образуются слова.
Речевая физминутка.
(Слайд № 13)
Продолжение грамматической сказки “Работа суффиксов”.
- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, они хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и могут многое порассказать.
(Слайд 14) Семья. Суффикс.
– Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и захотели они на ней остаться. Только они расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была та самая волшебная поляна, которую облюбовали корни и приставки. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Туда пошли работать и приставки. Они образовывали новые слова.
Обобщение учителем: суффиксы – это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например – лес – лесной, сад – садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть – которые часто используются в образовании новых слов.
(Слайд 14) Образовать при помощи приставки слова.
Игра “В две команды”.
(Слайд 15) Игра.
На слайдах слова: водник, водитель, громоотвод, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, довод, водоросль, водомер.
Первая команда должна быстро собрать карточки со словами, родственными слову вода, вторая - слову водить.
Вода – водник, водолаз, водопой, водоросль, водомер.
Водить – довод, громоотвод, водитель, заводной, вводный.
Продолжение грамматической сказки “Как Корень слова учил Окончания уму-разуму”.
Обобщение учителем: окончание меняет форму слова, а не образуют новых слов.
Сценка
Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.
Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.
Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.
Корень: Выходит и вам трудно живется.
Окончания: Еще как трудно.
Закрепление материала
- Посмотрите на следующий слайд. Мы решим с вами шарады.
- Кто из вас знает, что такое шарада?
(Слайд 17) Отгадайте слово.
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Расписка)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка)
(Слайд 18) Стих. Составьте предложение.
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Обобщение учителя: Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.
- Из слов составьте предложение. Предложение записывают в тетради.
(Серый волк в густом лес встретил рыжая лиса)
(Слайд 19) Составьте предложение.
Домашнее задание.
(Слайд 20) Задание.
Написать отзыв об уроке. Составить и записать слова, используя различные приставки.
Итог урока.
(Слайд 21) Л.Толстой
– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.
Рефлексия.
У вас на партах лежат сердечки. Запишите на одной стороне, что понравилось, а на другой, что ….