Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся школы 1-й ступени

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения

Задачи:

  1. выявить теоретические подходы в решении проблемы развития творческих способностей;
  2. проанализировать опыт школы по проблеме развития творческих способностей учащихся;
  3. разработать содержание обучающих, тестирующих программ средствами ИКТ по различным предметным областям, направленным на развитие творческих способностей учащихся;
  4. подобрать диагностические методики, определяющие развитие творческих способностей учащихся;
  5. на основе диагностики творческих способностей проанализировать полученные результаты;

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Задача школы поддержать ребенка, и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеклассной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

Тесты на творческую активность, проведенные в нашей школе, показывают, что нестандартно мыслящих учеников лишь 11%. Их будет гораздо больше, если школа создаст условия для максимального проявления творческой инициативы ученика, способность и желание будут поддерживаться и развиваться в учащихся всеми доступными средствами.

Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Наступает эра компьютерных технологий, компьютерная цивилизация. Компьютерное общество ставит молодых людей перед необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, творческой личности, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, в какой бы области он ни работал.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет другого выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку.

Современный социальный заказ требует совершенствования информационной подготовки педагогов, овладение ими мультимедийными технологиями; и задача сферы образования сегодня – разработка новых технологий обучения, базирующихся на современных информационных подходах, технологиях и средствах.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Актуальность опыта неоспорима и объясняется тем, что главный ускоритель и средство модернизации системы образования – информатизация образования: внедрение, интеграция технологий в существующие технологии обучения.

Если рассматривать компьютер – инструмент педагогического труда, как мощный и объективный фактор эволюции и модернизации всех систем образования, то современная система образования сможет стать основой для утверждения информационного общества в нашей стране.

На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе. Естественным императивом воспитания членов нового информационного общества должна стать установка на самостоятельное получение знания, на самообразование, на самопознание.

Произошла смена ориентиров: от знаниевой парадигмы к деятельностной (тенденция развития той деятельности обучаемого, которая связана с поиском нового знания, сближение профессиональной деятельности в любой отрасли с методологией и методами научного поиска).

В деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником. Они читают словари и специальную литературу, используют компьютер и Интернет, ставят вопросы и ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий ученый Л.С.Выготский, когда писал: «Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были творцами в этом мире». «Творчество это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования». «Творчество—это деятельность, которая дает новые ценные результаты. Они могут быть новыми и ценными только для самого человека или для всего общества. Творческая личность стремится к творческой деятельности и умеет ее осуществлять».

Психологи отмечают, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. В младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования, рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.

Происходит смена технологий обучения и принципов обучения, основанная на информатизации современного социума.

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи, (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.

Как нужно организовать учебную деятельность, чтобы она способствовала развитию творческих способностей у учащихся? Применение компьютерных технологий и интерактивных форм обучения в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА (Приложение 1)

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, создающие условия для творческого решения. Компьютерные средства и информационные технологии значительно влияют на учебный процесс, повышая его эффективность. Взаимодействие с компьютером – это интерактивное обучение. Есть несколько определений интерактивного обучения.

«Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащихся, основанный на диалоге. Это обучение, основанное на взаимодействии учащихся с учебной средой» (Б.М.Бим-Бад)

«Интерактивное обучение – научение (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой)» (М.Кларин, 2000 г.)

«Интерактивное обучение – это взаимодействие, диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). Интерактивное обучение – это диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой». (Уткин С.М.)

Учителю важно создать условия на уроке, используя приемы смыслообразующего характера, чтобы изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начал переживаться как субъективно важный.

Поэтому на современном этапе образования упор делаю на формы многосторонней коммуникации, суть которой заключается в активности каждого субъекта образовательного процесса (детей, учителя, родителей), в отсутствии репрессивных мер управления и контроля со стороны учителя. Происходит взаимное обучение в паре, группе. Главной компетенцией учителя становится роль помощника-консультанта. Источник новизны – преобразованный опыт самих учащихся, обобщая и систематизируя с помощью детей, приходим к выводам. Самое главное – научить детей ориентироваться в массе информации.

Интерактивное обучение – это диалог любых субъектов друг с другом, с использованием доступных им средств и методов. Посредниками интерактивного обучения являются карточки, люди и компьютеры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В своем педагогическом опыте я ориентируюсь на Концепцию модернизации российского образования. Задачи, изложенные в Концепции модернизации образования не могут быть решены при организации процесса обучения, направленного только на формирование ЗУН. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью могут быть сформированы с помощью личностно-ориентированной системы обучения.

Целенаправленная работа по развитию творческого потенциала в учебно-воспитательном процессе начинается с отбора содержания образования. Учителю важно уметь определять задания, направленные на развитие общих творческих способностей. В.П.Беспалько выделяет уровни усвоения знаний— «способность учащегося выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщенной ученику в процессе обучения». (Приложение 3)

1) Уровень «распознания-репродукции» - обучающийся умеет: распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, действовать в соответствии с предложенным образцом.

2) Уровень «умений» - конструктивный уровень— обучающийся умеет: предварительно использовав несколько алгоритмов и проанализировав возможные общие пути решения, распознать в измененной ситуации образец, а затем применить известный способ деятельности.

3) Творческий уровень (знания-навыки) — обучающийся умеет: усваивать новый учебный материал и применять знания на практике на основе самостоятельного поиска, прогнозирования и результатов решений.

  1. Принципы интерактивного обучения:
  • Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта)
  • Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной)
  • Позиция учителя.

Учитель выступает в трех позициях. В каждой из которых он организует взаимодействие участников с той или иной областью учебной среды.

  • лектор-эксперт (излагает новый материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы уч-ся)
  • организатор (налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения заданий, подготовка мини-презентаций)
  • консультант-фасилитатор (выступает в роли помощника сопровождающего собственный поиск учеников)
  1. Интерактивный характер общения «человек – компьютер»

Изменение технологии получения знания учащимися на основе таких важных дидактических свойств компьютера как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведет к коренному изменению роли педагога.

Главной его компетенцией становится роль помощника-консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика «целостного качества быть личностью»

В зависимости от методического построения урока компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

  • Репродуктивной («педагогика Упанишад»: следуй за мной, делай как я)
  • Интерактивной («педагогика Сократа»: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя)
  • Развивающей («педагогика саморазвития», «индивидуальная образовательная программа»: учитель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели)
  • Парадигмы саморазвития - свободного путешествия в пространстве культуры
  1. Информационный подход к педагогическому процессу (технология Г.К. Селевко)

В своей работе я использую идеи Уткина С.М. и теоретические подходы М. Кларина, Б.М.Бим-Бада, но ключевой является идея С.М.Уткина, так как его «определение интерактивного обучения» взято за основу, потому что использованы информационно коммуникационные технологии и посредником при взаимодействии является компьютер и заложенные в нем программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Paint.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТ

Технология опыта заключается в совершенствовании методики проведения традиционных структурных этапов урока и введение новых технологий обучения, а так же в использовании методов диалогического общения; сократического метода, исследовательского метода, использование проектной деятельности, парных, групповых и индивидуальных форм деятельности

Создание предметно-развивающей среды, ориентированной на выбор учащихся через карточки-посредники для парной и групповой работы, обучающие и тестирующие программы с использование ИКТ.

Работа с модульной частью электронного пособия может происходить во время изучения нового материала, выполнения упражнения, проведения контрольных работ (проведение опытов, практических занятий (Приложение 2)

Компьютерные средства обучения являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения.

Интерактивный характер взаимодействия с компьютером обеспечивается обучающим диалогом, множественным выбором решений.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать материал» к тому «как лучше его показать».

Мультимедиа – позволяет объединить в одном тех.устройстве возможности других технических средств, например магнитофона, видеоплеера. Мультимедиа обеспечивает переход от жестко фиксированного для классической письменной культуры к «мягкому» – на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиатекста к трансформации подталкивает читателя – зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней. Это дает большие возможности для развития «визуального мышления».

2. Организация сочетательного диалога: вход в диалог, поддержание диалога, выход из диалога, учет результатов диалога.

3. Организация деятельности в парах постоянного состава, в парах сменного состава (игры «Ручеек», «Карусель», «Иду в гости», «Разбегалочки»), в малых группах постоянного состава, в мигрирующих группах, центры активного обучения.

4. Проектная деятельность

5. Использование творческих заданий, построенных на основе тестов Гилфорда и Торренса.

  1. Способность к генерированию идей – найти необычное применение какому-либо предмету. Используется для оценки спонтанной гибкости на основе прехода из одного класса объектов в другой. Например:
    • Газету можно читать, а можно…
    • Соль можно добавлять в пищу, а можно…
    • В кастрюле можно варить суп, а можно…
    • Удочкой можно ловить рыбу, а можно…
  1. Нарисуй пословицу - одна из команд предлагает другой пословицу и сообщает ее одному из участников команды. Этот участник изображает пословицу на доске с помощью рисунка, в котором каждое слово отображается символом. Его команда должна за 5 минут отгадать пословицу, задавая вопросы, на которые стоящий к доски отвечает «да» или «нет».
  2. Последствия – дается задание – описать последствия: что будет, если
    • Постоянно будет идти дождь
    • Люди перестанут умирать
    • Люди смогут жить под водой
    • Человек станет невидимым
  1. Кружки и овалы – невербальный тест на выявление образной гибкости, беглости, оригинальности. Учащимся предлагается лист бумаги с 20 овалами и 20 кругами. Надо дорисовать различные предметы или образы, вызванные ассоциациями с этими кругами.
  2. «Эмоции и краски» - выразить различные эмоции – любовь, гнев, радость в живописных рисунках абстрактной живописи

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Оценку результативности в своей работе я осуществляю по следующим критериям, выработанным учеными Торренсом, Дж. Гилфордом, В.П.Беспалько.

Критерии оценки творческих способностей

  1. Умение видеть проблему.
  2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
  3. Гибкость как умение:
    · понять новую точку зрения;
    · отказаться от усвоенной точки зрения.
  4. Оригинальность, отход от шаблонов.
  5. Способность к перегруппировке идей и связей.
  6. Способность к абстрагированию или анализу.
  7. Способность к конкретизации или синтезу.

Как мы видим, в творческий процесс вовлекаются логические и образные компоненты мышления, эмоционально - чувственная сфера. Перечисленные выше критерии могут быть использованы в практической деятельности и должны стать базой для создания единиц обучения.

Адресная направленность

Данный опыт может быть интересен как учителям начальных классов, так и учителям-предметникам, заинтересованным в использовании на своих уроках ИКТ.

Современные публикации по теме

  1. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников. Журнал «Начальная школа плюс до и после» №4, 2006 г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество.—М., 1991.
  3. Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей. Педагогика № 5, 2006 г.
  4. Осмоловская И.М. Дидактика.—М., 2006 г.
  5. Плитинь Н.Н. Показатели оценки системы качеств знаний учащихся.— журнал Завуч начальной школы, № 1, 2007 г.
  6. Педагогический энциклопедический словарь—М., 2003 г.
  7. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя –М., 2001 г.
  8. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках – Волгоград, 2008 г.
  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М., 2005
  10. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе – сборник материалов, составитель Козина Е.В. – Владимир ВОИУУ 2004 г.