Ход урока
I. Орг. момент.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Проверьте всё ли у вас готово к уроку: на партах у вас должна лежать тетрадь, ручки, простой карандаш, линейка. Вы готовы? Молодцы.
II. Сообщение темы и целей урока.
У: Ребята, хотя тема нашего сегодняшнего урока и звучит « Закрепление вычислительных навыков в пределах 100», но начнём мы урок с литературного отступления. На уроках чтения мы с вами проходили большой раздел: « Устное народное творчество» и в нём знакомились с русскими народными… (на доске заранее висят иллюстрации дома Бабы – Яги, заколдованного замка).
Д: Сказками.
У: Правильно. Мы с вами знаем, что сказки бывают….
Д: Русские народные и литературные.
У: Кто придумал эти сказки?
Д: Русские народные – придумал народ, а литературные – конкретный автор.
У: Какие виды сказок вы знаете?
Д: Волшебные, бытовые, сказки о животных….
Стук в дверь.
У: Ой, ребята, кто – то к нам пришёл, давайте посмотрим (заходит Царевна Несмеяна).
Царевна Несмеяна (Ц.Н): Здравствуйте ребята.
У нас в царстве случилась беда,
В мой замок прокралась Яга.
Его она хочет сломать,
Нельзя в нём смеяться,
Нельзя в нём играть.
Прошу вас, пожалуйста, мне помогите
Цвета у радуги вновь соберите.
Баба – Яга прислала Вам письмо (передаёт письмо учителю).
У: Давайте его прочитаем. Пойдите туда, не зная куда,
Соберите то, не зная что.
К сказочным друзьям моим загляните
И заданья их быстро решите.
У них возьмите подсказки в ответ
И замка вам откроется секрет.
Домой вы сможете попасть,
По небу налетавшись всласть.
– Поможем царевне спасти замок, выполним задания Бабы – Яги и её друзей?
Д: Да.
У: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Что вы можете сказать про сегодняшнее число?
Дети отвечают число чётное или нечётное, двузначное или однозначное, сколько в нём десятков и единиц.
III. Устный счёт. (Графический диктант)
У: Вот и первый наш гость. Догадались, кто это?
(на доске висит иллюстрация печки из сказки « Гуси – лебеди»)
Д: Да. Это печка. Из сказки « Гуси – лебеди».
У: И вот её задание. Ваш любимый графический диктант: если вы согласны с моим утверждением, то пишите, если нет,то – .
- Разность чисел 16 и 5 равна 11.
- Если 10 увеличить на 8, то получим 18.
- В 1 ч. – 50 мин.
- В 1 м – 100 см.
- 15 больше чем 6 на 9.
- Если 23 уменьшить на 3, то получим 21.
– Ребята, посмотрите, что у Вас должно было получиться.
– У нас с Вами получился маршрут путешествия. Вот и наша карта.
(вывешивается карта путешествия).
IV. Работа над задачей.
(на доске появляется иллюстрация Золотой рыбки)
У: Из какой сказки этот герой?
Д: Из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
У: Рыбка на песке решала задачу, вдруг набежала волна и смыла часть задачи. Ваша цель восстановить задачу. « В пруду у рыбки – 20 подружек, а в озере на 10 больше, чем в пруду. Сколько всего подружек у Золотой рыбки?».
(На доске заранее записана часть задачи)
1) 20 – 10 = 10 (п.)
Ответ: всего 10 подружек.
Читаем условие задачи, соотносим его с краткой записью.
– Чего не хватает в краткой записи?
Д: В задачи не хватает вопросы перед предлогом НА, так, как не известно, сколько рыбок в озере, а лишь сказано, что на 10 больше.
– Ещё не хватает фигурной скобки, так как главный вопрос задачи – сколько всего рыбок?
(К доске вызывается ребёнок, дописывает условие до конца)
У: Что рыбка ещё сделала не так?
Д: Задача решается в два действия, так как в условии два вопроса, а рыбка решила одним.
– Первое действие выполнено неверно, оно решается сложением, так как в условии есть слова НА 10 БОЛЬШЕ,
Значит:
1) 20 + 10 = 30(п.) – в озере.
У: Как запишем второе действие?
Д: Второе действие выполняется сложением, так как вопрос « сколько всего».
У: Молодей! Запиши.
2) 30 + 20 = 50 (п.) – всего.
Ответ: всего у рыбки 50 подружек.
У: Молодцы, мы справились и с этим заданием.
V. Физ. минутка.
У: Полпути мы с вами уже прошли. Следующий сказочный герой у нас на пути – КОЛОБОК.
– Из какой он сказки, кто его автор?
Д: Колобок – русская народная сказка.
У: Колобок круглый, толстый, он устал и просит вас сделать с ним зарядку.
(проходит физ.минутка)
VI. Закрепление пройденного материала.
У: Посмотрите, вот и следующие персонажи, вы их узнали?
(на доску прикрепляется иллюстрация двоих из ларца)
Д: Да, это Двое из ларца.
У: Они одинаковые и очень любят сравнивать всяческие предметы. Вот их задание: начертите 2а отрезка, один красный – 1дм, второй зелёный – 7см. На сколько см красный длиннее зелёного?
Можем ли мы сразу начертить и вычислить разницу?
Д:- Нет, т.к. даны разные единицы измерения. Сначала нужно перевести 1 дм в сантиметры, 1 дм = 10 см. Теперь мы можем начертить и решить.
(Вывешивается таблица 1 дм = 10 см)
У: Это задание вам надо выполнить самостоятельно, а потом мы с вами проверим, что у вас получилось.
После того, как ребята сделают, появляется правильный ответ:
1 дм = 10 см.
10 – 7 = 3(см).
Ответ: красный отрезок длиннее зелёного на 3 см.
У: Молодцы, я смотрю, все справились с заданием. Наконец, мы добрались до последнего героя. Кто это? Вы узнали его?
Д: Это Водяной из русской народной сказки «Летучий корабль».
У: Водяной у вас решил проверить, как вы умеете считать. И для этого он подготовил математические выражения со скобками. Для каждого ряда своя пара примеров. Но прежде чем решать, давайте вспомним порядок действий в выражениях со скобками.
Д: Сначала выполняются действия в скобках, затем за скобками.
(К доске приглашаются 3 ученика, им раздаются карточки с примерами)
1 карточка | 2 карточка | 3 карточка |
20 + (5 + 5) =? 70 – (20+30)=? |
(7 + 3) + 30 =? 78 + (9 – 7) =? |
70 – (40 – 30) =? 100 – (80 – 50) =? |
У: Обратите внимание на ответы, скажите, что у них общего?
Д: Все числа круглые, чётные и двузначные.
VII. Подведение итогов.
У: Молодцы, вот мы с вами и дошли до замка.
Посмотрите, он превращается в цветной, красивый дворец.
(Рисунок на доске меняется…)
Посмотрите, какие геометрические фигуры использовались в построении замка?
Д: Квадрат, прямоугольник, треугольники, круг.
У: У квадрата 4 равные стороны, 4 прямые угла,4 вершины; у треугольника – 3 стороны, 3 угла, 3 вершины.
У: А какие цветы здесь присутствуют?
Д: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
У: Правильно, а это цвета радуги. Вот мы с вами и собрали радугу.
У: А давайте узнаем сколько км, мы прошли от домика Бабы –Яги до замка царевны. Для этого вам нужно сложить числа которые написаны под иллюстрацией каждого сказочного героя.
Д: 2 км + 7 км + 3 км + 5 км + 6 км = 23 км
У: Посмотрите, какой длинный путь нам проделать и мы с вами устали. Прежде чем вернуться домой. Давайте послушаем нашу царевну Несмеяну.
Ц.Н.:
Большое спасибо, Вам наши друзья!
Без вас мне бы справиться, было нельзя.
Вы злую Ягу не боясь победили,
Мне, Несмеяне, Вы все угодили!
*******
В награду Вам ларец,
Туда спрятан леденец.
Каждому достанется.
Всякому понравиться.
(Царевна раздает из сундука сладкое угощение детям.)
Ц.Н.: до свидание, ребята. До встречи на страницах сказок.
(Провожаем Царевну Несмеяну…)
У: Вот и нам с Вами пора домой. Обратите внимание на доску, какие геометрические фигуры вы видите?
Д: 3 треугольника, квадрат, круг, овал.
У: Посмотрите, из этих фигур получается замечательный летающий корабль на нем мы и отправляемся домой.
У: Закрываем глаза и полетели. Вот мы с Вами вернулись в класс. Что понравилось, что вы запомнили? Выставляются оценки за урок.
VIII. Домашнее задание
У: А дома подумайте, какие ещё композиции можно составить из этих геометрических фигур? Фигуры можно поворачивать, менять местами.
Молодцы, ребята. Все замечательно потрудились.
– Спасибо за прекрасную работу. Урок закончен.