Дидактическая цель: создать условия для блока новой учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи:
образовательная:
- познакомить с видами народных сказок (бытовые, волшебные, о животных);
- дать понятие о зачине и концовке сказки;
- формировать навыки культуры речи;
- учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения, характера);
- учить составлять план и пересказывать;
развивающая:
- развитие личности школьника, творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитывающая:
- воспитывать интерес к сказкам, которые помогают верить в счастье, добро, учат бороться со злом.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в паре.
Средство обучения: для учителя: музыкальный центр с дисками, таблица: ромашка (с названиями фольклорных жанров):
Х | а | в | р | о | ш | е | ч | к | а |
Для работы в паре: “Собери пословицу”.
- Мал золотник, да дорог
- Какова пряха, такова на ней и рубаха.
- Видна птица по полету.
- Доброму Савве добрая слава.
Для групповой работы: (карточки – 6 шт.)
- грубая
- трудолюбивая
- ласковая
- наглая
- неряшливая
- добрая
- милосердная
- воспитанная
- надежная
- крикливая
Лист с домашним заданием:
I уровень – обязательный: стр. 127-133, вопросы, подробный пересказ;
II уровень – тренировочный: рассказать сказку младшим братьям, сестренкам или знакомому малышу во дворе;
III уровень – творческий: написать письмо-пожелание Хаврошечке и её жениху.
Для ученика: учебник “Литературное чтение” (часть 2), рабочая тетрадь (часть 2).
I. Организационный этап
Взаимное приветствие учителя и учащихся
II. Мотивация учебной деятельности (звучит фонограмма русской народной песни “Я на горку шла”)
Пою.
Я к вам в класс пришла,
Короб сказок принесла.
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело уморилась, уморилася!
(Звучит музыка)
- Добрый день, гости и дети! Как услышала, так и рассказываю.
В некотором царстве, в некотором государстве, ни на море, ни на океане, ни на острове Буяне, а на перекрёстке трёх дорог построили ни сегодня, ни вчера белокаменную школу № 3 в районе “Простоквашино” и учились в ней ребятушки во 2 “Б” классе: 11 девочек – припевочек и 14 мальчиков – красавчиков, 14 удальцов – молодцов.
Да таких умных, да таких красивых и шаловливых, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
- Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли, а проучились они в школе уже 2 года или 730 дней. И за это время кое- чему научились.
III. Постановка цели и задач урока
“Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные …(Cказки)
- Что мы сегодня будем читать?
- А как она называется, отгадайте. В этой сказке рассказывается о девочке - сироте, имя которой…
В этом слове 10 букв
- Ваша буква. (Хаврошечка)
- Итак, озвучьте тему урока.
- Чему бы вы хотели сегодня научиться?
IV. Актуализация опорных знаний
- К какому разделу в литературе относятся сказки?
- Как по-lругому называется устное народное творчество? (Фольклор)
- Какие ещё произведения устного народного творчества или фольклорного жанра вы знаете? (Составляю ромашку)
- На какие 2 группы можно разделить сказки? (Народные и литературные (авторские)
- А народные сказки какие бывают? (Бытовые, волшебные, о животных)
- Какими словами начинаются сказки?
- Жили-были дед да баба.
- Жили-были старик и старуха.
- В некотором царстве, в некотором государстве.
- В некоем королевстве.
- Как слышал сказку, так и рассказываю.
- В тридесятом царстве, в тридевятом государстве…
- В стародавние времена (годы).
- Расскажу вам сказочку хорошую-прехорошую, интересную-преинтересную, длинную-предлинную.
- В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил себе, да был…
Это начало сказки или “зачин”, от слова старинного “зачинать”, то есть “начинать”.
- А какими словами заканчиваются сказки?
- Я там был мёд, пиво пил.
- Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
- Стали жить-поживать, да добра наживать.
- На той свадьбе я был, вино пил, по усам текло, а в рот не попало.
- Зажили припеваючи.
- Стали жить- поживать в любви и согласии.
- Стали жить да быть и хлеб жевать.
- Тем и сказке конец, а вам мёду корец.
- Устроили пир на весь мир.
- Тут ждать да рассуждать не стали- весёлым пирком да за свадебку.
- Тут жить поживать, да добра наживать, лихо избывать, да медок попивать.
- Начало сказки – зачин, а конец? (Концовка)
- Итак, у сказки есть зачин и … (Концовка)
Сказки бывают народные и … (Авторские)
V. Первичное усвоение новых знаний
1. Чтение учителя и хорошо читающих детей.
- Я начну читать сказку, а вы продолжите чтение.
- Как надо читать сказку?
- громко
- певуче
- тихо
- необычно
- мелодично
2. Проверка первичного восприятия.
- Какой момент сказки показался вам самым интересным?
- Почему?
- Кто из героев вам особенно понравился?
- Что привлекло вас в нём?
- Когда вам было особенно радостно?
3. Чтение по частям, анализ содержания сказки и озаглавливание.
а) Чтение 1 части по абзацам.
- Что такое зачин сказки?
- Зачитайте определение на странице 137.
- Найдите и зачитайте зачин сказки.
- Почему так назвали сказку?
- Что означает слово “Хаврошечка”?
(Старинное русское имя, полное Хавронья, а Хаврошечка. Уменьшительно-ласкательное, маленькая, крошечная)
- Сейчас можно услышать такое имя?
- Как жилось Хаврошечке в чужой семье? Расскажите.
- Зачитайте (стр. 127)
- Кто помогал девочке-сироте?
- Что означает слово “сирота”? (Сирота - ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя)
б) Физминутка.
Хаврошечка хоть и была сирота, но была очень воспитан- ной девочкой. По утрам она всегда делала зарядку.
Улыбнётся солнышку, потянется сладко, повернётся вправо, затем влево.
- Расскажите как Крошечка - Хаврошечка разговаривала с коровушкой? (Ласково, всё сокровенное, тайное доверяла коровушке)
- Как в литературе называется разговор нескольких лиц?
- Что такое диалог?
- Кто участвует в диалоге?
- Сейчас этот отрывок мы прочитаем по ролям.
- Как читать слова Хаврошечки? (Жалостно, грустно, со слезами на глазах)
- Обратите внимание на знаки препинания.
в) Чтение по ролям (стр. 128).
- Как вы думаете, почему коровушка помогала девочке? (Маленькая, крошечная, воспитанная; росла без родителей, была сирота; коровушке было жалко девочку, она много трудилась)
- Действительно, “5 пудов велено ей было напрясть” - это много или мало?
- Пуд - старая русская мера веса, равная 16,38 кг, а 5 пудов= 81.9 кг
г) Физминутка.
Когда девочка работала она пела русские народные песни (“Как у наших у ворот”)
д) Озаглавливание 1 части.
- Как можно озаглавить 1 часть? (“Волшебная коровушка”, “Жизнь Крошечки – Хаврошечки ”)
е) Работа над 2 частью.
- Сколько дочерей было у хозяйки?
- Как их звали?
- Почему?
- Какими вы представляете дочерей хозяйки? Расскажите.
- Зачитайте. (Стр. 127, 129)
- К каким людям можно отнести хозяйку и её дочерей?
- Как вы думаете, а хозяйка любила своих дочек?
- Зачитайте, как хозяйка называла своих дочерей. (В сказках наблюдаются словесные повторы)
- Можно ли осуждать хозяйку за то, что она своих дочерей любила, а сироту нет?
- А кто же всё-таки увидел, что коровушка помогает сироте?
- А как это случилось?
- Озаглавьте 2 часть. (“Слежка за Хаврошечкой”, “Матушкино приказанье”)
ё) Работа над 3 частью.
- После того, как Триглазка вернулась домой и рассказала матери об увиденном, что стала настоятельно требовать старуха от старика?
- Действия Хаврошечки. (Предупредила коровушку о беде)
- Какой наказ дала коровушка девочке? Зачитайте. (Стр. 130-131)
- Так и сделала Хаврошечка: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.
VI. Первичное закрепление
1. Работа в рабочей тетради (стр. 83, №3).
- Прочитайте описание яблоньки. В каких словах слышится восхищение?
- Какое чудо всех удивляло? Подчеркните ответ:
- яблочки наливные;
- листья золотые;
- веточки серебряные.
- А теперь проведем несложный эксперимент.
Поменяйте местами эти слова, так как мы говорим в обыденной речи.
- Зачитайте, что получилось?
- Что переменилось в звучании сказки?
- Что исчезло из неё при подобных заменах? (Напевность, музыкальность, необычность)
Этим и отличаются сказки от других произведений.
Такая перестановка слов в литературе называется инверсией.
- Почему же яблонька не дала сорвать сёстрам яблок? (Ленивые, не любили работать, обижали сироту)
- Найдите и зачитайте место, где говорится о том, как яблонька не давала сёстрам сорвать яблоки. (Стр. 132)
2. Физминутка (звучит музыка).
- Представьте, что вы яблонька, ваши руки - это ветки.
Три сестры хотят нарвать яблок, а яблонька поднимает высоко над головами ветки)
- Почему веточки яблони приклонилиськ Хаврошечке? (Это была любимая коровушка)
- За что отблагодарила коровушка бедную сироту? (За то, что Хаврошечка сохранила человеческое достоинство, не озлобилась, не мстила хозяйке и её дочерям, а радовалась всему: солнцу, коровушке, молодому кудреватому человеку)
3. Озаглавливание 3 части.
(“Счастливая Хаврошечка”, “Справедливость восторжествовала”)
- Прочитайте концовку сказки.
- Какая это сказка: волшебная, бытовая, о животных? (Бытовая с элементами волшебства)
- Какие же волшебства произошли в сказке? (Хаврошечка коровушке в одно ушко влезет, из другого вылезет - всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы накатано; Триглазка - девочка; коровушка превратилась в яблоню)
4. Групповая работа (проверяем хлопками).
- Как вы считаете, какая была Хаврошечка? Обвести кружком подходящие определения.
- грубая
- трудолюбивая
- ласковая
- наглая
- неряшливая
- работа в паре;
- добрая
- милосердная
- воспитанная
- надёжная
- крикливая
- Сложить пословицу. Чья пословица подходит к этой сказке?
- золотник, Мал, дорог, да
- пряха, такова, Какова, и, на, рубаха, ней
- по, Видна, птица,полёту
- добрая, Савве, Доброму, слава
VII. Рефлексия
- Нужны ли сказки взрослым? А детям?
- Чему они учат? (Добру, милосердию, верности, надёжности)
- А какое человеческое качество вы бы взяли себе у Хаврошечки? Может быть этого качества у вас нет, а вы бы хотели его иметь.
Вывод: Лучше быть добрым, умным, милосердным, бескорыстным и тогда тебя заметят, полюбят, зауважают и отблагодарят.
VIII. Домашнее задание
I уровень: обязательный - стр.127-133, вопросы, подробный пересказ;
II уровень: тренировочный - рассказать сказку младшим братьям, сестрёнкам или знакомому малышу во дворе;
III уровень: творческий - написать письмо-пожелание Хаврошечке и её жениху.