Вид урока: смешанный урок.
Цели:
1) умение анализировать условие задачи, умение логически мыслить, умение выделять основные этапы решения, умение конкретизировать и обобщать, умение анализировать полученный результат, умение делать выводы;
2) обобщить и систематизировать материал по данной теме; рассмотреть задания ЕГЭ по изученным темам;
3) развитие умений работы в группах, воспитывать умения выслушивать друг друга и находить единственно верный путь решения, воспитание коллективизма и взаимопомощи.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока
Повторение и обобщение по теме “Производная”; выяснить, в чём заключается геометрический смысл производной и как исследуются функции с помощью производной.
Вопрос: Что объединяет эти задания?
Сделать вывод. При нахождении углового коэффициента касательной, нахождении тангенса угла наклона касательной находят значение производной в конкретной точке. В этом заключается геометрический смысл производной.
Вопрос. На какие ещё вопросы можно ответить, находя производную функции?
(Ответ. Наибольшее и наименьшее значения функции, нахождение точек экстремума, максимумов и минимумов функции).
3. Работа в группах.
В заданиях ЕГЭ встречаются задания (конкретно — задания В8 и В11), где возникает необходимость в знании и понимании темы “Производная”.
Сейчас вы в группах выполните задания по графикам — задание В8 — и задание на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, точек максимума и минимума — задание В11.
По мере выполнения — фиксируйте ответы на доске.
Время выполнения — 10 минут.
Рисунок 1
Карточка с заданиями для 1 группы.
Карточка с заданиями для 2 группы.
Карточка с заданиями для 3 группы.
4. Проверка решённых заданий на доске (с проговариванием)
Учитель. Оцените вклад каждого в работу группы. Внесите результаты в оценочные листы контроля.
5. Самостоятельная работа
Учитель. А сейчас пришло время самостоятельной работы. Будьте внимательны! Время выполнения работы — 7 минут. Работа имеет 4 разных варианта, включает в себя 5 вопросов: 5 вопросов по графикам и 1 вопрос В11. При правильном выполнении данной работы вы сможете набрать 6 баллов.
Вариант 1. На рисунке изображён график функции y=f(x). uu
Вариант 2. Функция y=f(x) задана графиком её производной.
Вариант 3. На рисунке изображён график функции y=f(x).
Вариант 4. Функция y=f(x) задана графиком её производной.
6. Проверка самостоятельной работы
(На кодоскопе).
Внести результаты выполнения самостоятельной работы в оценочную таблицу.
При наличии времени проверка В11 из вариантов 1 и 4.
7. Подведение итогов урока.
Обобщили ранее изученный материал по теме “Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы”. Выделили основные этапы выполнения каждого из заданий.
Вопрос. В чём заключается геометрический смысл производной.
Каковы основные этапы нахождения наибольшего и наименьшего значений функции и точек экстремума?
8. Домашнее задание.
Дополнительное задание.
В11. Найти минимум функции y=10x – ln(x+9) + 6.
Оценочная таблица группы 1.
Фамилия | Устная работа | Работа в группе | Дополнения | Самостоятельная работа | Итоговая отметка |
Оценочная таблица группы 2.
Фамилия | Устная работа | Работа в группе | Дополнения | Самостоятельная работа | Итоговая отметка |
Оценочная таблица группы 3.
Фамилия | Устная работа | Работа в группе | Дополнения | Самостоятельная работа | Итоговая отметка |