Цели урока:
- познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;
- работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
- развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.
Оборудование:
- портрет Л.Н.Толстого;
- выставка книг Л.Н. Толстого;
- словарь С.И. Ожегова;
- кроссворд.
I. Минутки выразительного чтения
1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Учитель:
– О ком стихотворение?
– Что можете сказать о зайце?
– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.
2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.
Итог.
Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.
II. Работа над новым материалом
Учитель:
– Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А кого, вы узнаете из рассказа-загадки. (Рассказ-загадку читает ученица).
Учитель:
– Годы жизни писателя – 1828-1910.
Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…
– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).
– Какое произведение мы будем читать?
– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)
- Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).
- Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.
- К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).
- В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).
- Какое слово получилось? (“Быль”).
– Что такое быль?
Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).
– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.
III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”
1. Первичное чтение.
2. Беседа эмоционально-оценочного характера.
Учитель:
– Поделитесь своими мыслями и чувствами.
3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:
поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;
слободка – пригород;
сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;
полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;
бедовый – шустрый, смелый.
4. Чтение по частям.
Учитель:
– Каков же Филипок?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.
а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).
– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).
– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).
б) Чтение второй части “цепочкой”.
Учитель:
– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)
– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)
– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?
– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?
– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.
в) Чтение третьей части про себя.
Учитель:
– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)
г) Чтение четвёртой и пятой частей.
Учитель:
– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).
– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)
– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.
– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).
– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).
– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).
– Мог ли писатель дать другое название рассказу?
– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).
5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.
IV. Итог урока. Составление синквейна
Филипок
- Самостоятельный, настойчивый.
- Идёт, преодолевает, получает…
- Филипок добивается своей цели.
Ученик.
V. Домашнее задание