Метод проектов на уроках трудового обучения. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Каждый учитель стремится найти эффективные приемы обучения, которые гарантировали бы позитивные результаты в образовании учащихся. Именно поэтому в курсе изучения технологии (трудового обучении) я рекомендую использовать метод проектов.

Проект как способ организации педагогического процесса представляет собой поэтапную практическую деятельность по достижению намеченных целей, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой.

Разрабатывая обоснование проекта, (т.е. осознание зачем и почему надо выполнить этот проект, какова основная задача предстоящей работы) ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, правильно и красиво выражать свои мысли (идет работа по развитию речи), проводя расчет необходимого материала, учатся правильно считать (закрепляют изучение математического действия), обдумывая использование необходимых для выполнения проекта материалов и экологически обосновывая свой замысел, углубляют знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах.

Приведу пример некоторых проектов.

Я разработала урок трудового обучения по теме: «Рельефная аппликация из бумаги. Составление композиции «Зима». Выпуск газеты».

Цель урока: создать условия для развития умения на собственном опыте и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

На данном уроке используется поисковый проект, так как учитель направляет работу учащихся, помогает им выйти из затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию.

Для того чтобы уложиться в рамки урока, учащиеся должны иметь опыт работы в группах, уметь совместно ответить на вопрос, иметь общее представление о плакате, рефлексии.

Рассмотрим более подробно особенности деятельности учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом.

I этап. Запуск проекта. На этом этапе дети подготавливают рабочие места, распределяются по группам. Учитель проверяет готовность учащихся, определяет группы. Затем он сосредотачивает внимание учащихся на уроке и наизусть читает стихотворение.

II этап. Актуализация знаний. На этом этапе учитель определяет уровень готовности к поисковой работе, подготавливает учащихся к моменту исследования. Дети перечисляют зимние месяцы (урок проходил перед Новым годом), вспоминают народные приметы, пословицы. Рассказывают, каким они себе представляют зимний месяц, чем пахнет зимой, какие следы можно увидеть зимой в лесу на снегу, как мы распознаем деревья в зимнем лесу. Какие деревья украшают лес зимой? Далее учитель четко формулирует задания для самостоятельной работы.

1) Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
2) Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?

III этап. Сообщение цели и темы урока (целеполагание и мотивация). Дети выбирают главного редактора выпускаемой газеты, называют качества личности редактора. Корреспонденты были заранее определены, они занимались сбором информации. Учитель и дети совместно составляют план работы. На этом этапе происходило поэтапное определение путей реализации проекта. Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют вместе с учителем конечный результат деятельности.

IV этап. Практическая работа. Распределяются обязанности между группами. Все вместе составляют композицию «Зима». Корреспонденты читают статьи. Готовые изделия прикрепляются на лист ватмана.

V этап. Проверка и оценка результатов. Защита проекта. Все дети защищают проект (газету), рецензируют. Дети отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия (самооценка результатов деятельности). Учитель задает вопросы: Что показалось вам интересным? Что было сложно для вас? Чему мы научились сегодня? Какое главное дело мы сделали?

Тема:
Объект труда:
Цель:

Задачи:

 

 

I. Организационное начало:

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Сообщение темы и цели урока.

 

IV. Осознание и осмысление учебного материала. Поэтапное определение путей реализации проекта

 

 

 

 

 

V. Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Проверка и оценка результатов. Защита проекта.

 

VII. Подведение итогов. Рефлексия

Выпуск газеты. Составление композиции «Зима».
Композиция «Зима» (рельефная аппликация из бумаги).
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте  и опыте других, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.
– Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
– Создать условия для повторения и обобщения знаний и умений по технологии оригами, развивать навыки сгибания бумаги.
– Развивать речь, внимание, мышление, память.
– Воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, чувство взаимопомощи, воспитывать любовь к окружающему миру.

Запуск проекта.

Учитель наизусть читает стихотворение.
У наших зим – особенная прелесть.
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей.
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке чудеса

Н. Рыленков

На дворе зима.
Сколько месяцев зимой (Три).
Перечислите (Декабрь, январь, февраль).
Как в старину называли месяц декабрь? (Лютень, студень, ледостав).
Какую пословицу про месяц декабрь знаете?
Примерные ответы.
(Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает.)
Давайте приклеим к нашему цветку-годовику еще три лепестка.
Какого цвета они должны быть? (Белого).

Закроите глаза.

Представьте, что мы пришли в зимний лес. Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина. Лес спит. Иногда слышно, как снег охапками падает с веток. Хруст-хруст – это прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосенком. Тук-тук-тук – слышно, как трудится дятел, лесной санитар. Пи-пи-пи – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. Ци-ци-ци – холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы? – словно спрашивает молодая синичка. Пень-пень трр – нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несоленое сало, – отвечает ей взрослая птица. И снова тихо в лесу.

Откройте глазки.

Расскажите, каким вы себе представили зимний лес?

Примерные ответы. (Тихо в лесу. Падают снежинки. Сосны, ели оделись в тяжелые снеговые шубы. Пни нахлобучили белоснежные шапки. Деревья, будто лесные богатыри. Тонким льдом покрылись речки. Притихла, уснула как в сказке).

– Кто скажет, чем пахнет зима? (Морозной свежестью, снегом, елкой).
– Что можно увидеть в лесу на снегу? (Следы животных и птиц).
– Как мы распознаем деревья в зимнем лесу? (Березу по стволу (такой ствол только у нее) и по сережкам.
– Как узнаем дуб? (Это дерево могучее, с шероховатой корой и кое-где на всю зиму сохранились темные сухие листья).
– По каким признакам узнаете рябину? (По гроздьям красных ягод).
– А какие деревья украшают зимой?
– Отгадайте!

Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.

– Это ель, ее знают и любят все.
Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
Какую ель лучше нарядить на праздник, живую или искусственную?
Постараемся ответить на эти вопросы в конце урока.

Физминутка

Сегодня урок труда необычный. На уроке труда мы все вместе выпустим газету. Вы, наверное, читаете газеты. Какие газеты вы знаете?
У каждой газеты есть свое название.
Как вы думаете, о чем будет наша газета? (О зиме).
Какое название можно дать нашей газете? («Зимний лес», «Зимние чудеса»).

Для того чтобы выпустить газету, нам нужно выбрать самого главного человека – редактора. Как вы думаете, каким должен быть редактор газеты? Это должен быть умный, хорошо читающий, знающий, интересующийся всем, что происходит вокруг, человек. Предложите, кого бы вы хотели выбрать? А статьи в газету пишут корреспонденты. Корреспонденты у нас уже давно занялись сбором информации, обработали их и подготовили статьи.
– Уважаемый редактор!
С чего начнем? (Нужно украсить газету).
Сегодня на уроке труда мы все вместе составим композицию «Зима». Это будет зимняя фотография в нашей газете.
Композиция – сочинения, размещение различных предметов на листе бумаги.
Скажите, что мы умеем делать из бумаги на зимнюю тему?
– Умеем вырезать снежинки.
– Умеем делать елку.
– Умеем делать снегиря.
– Умеем делать лису.
– Умеем делать зайца.

Все наши умения соберем в одно целое и составим композицию.
Давайте распределим обязанности между группами.
Приходит редактор на помощь. Чем займется 1 группа?
– 1 группа делает зимующих птиц (Редактор раздает технологические карты);
– 2 группа вырезает снежинки;
– 3 группа делает елку;
– 4 группа делает лису;
– 5 группа делает зайца;
– 6 группа делает елку.
Все вместе составляем композицию «Зима». Дети выносят готовые изделия и с помощью учителя прикрепляют на лист ватмана.

Физкультминутка «Зайка»

Учитель обращается к редактору.
– Газету украсили. Что будем делать дальше?
Редактор: Прослушаем статьи, которые подготовили наши корреспонденты!
– Как ты назвала свою статью?
Ирина («Ель»).
Лена («Это интересно»).
Женя («Как помогает ель птицам и животным зимой»).
Юля («Свиристель»).
Костя («Синичка-московка»).
Все дети защищают проект (газету).

Какая газета получилась?
Как вы думаете, интересная газета получилась?
Любой человек может подойти и узнать много интересного о еле, зимующих птицах, может любоваться нашей композицией.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чему мы научились на уроке?
Что показалось вам интересным?
Что было сложно для вас?
Какое главное дело мы сделали?