Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство с биографией Л. Н. Толстого.
  • Знакомство с былью «Косточка ».
  • Развитие навыков связного высказывания учащихся.
  • Совершенствование навыков осознанного и выразительного чтения детьми.
  • Понимание психологического содержания текста учащимися.
  • Воспитание чувства совести у детей.

Оборудование:

  • Проектор
  • Экран
  • Магнитофон или любой музыкальный инструмент, которым владеет учитель
  • Карточки красного, синего, зелёного цвета
  • Заготовки для проектной работы
  • Таблица отношений и отличительных черт героев были
  • Клей

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ручки, дневники, тетрадки –
Всё лежит у нас в порядке.

II. Постановка учебных задач урока

– Ребята, вы уже знаете многих писателей и поэтов, их произведения, знаете многие жанры литературы, поэтому вы сегодня будете моими отличными помощниками.
– Внимание на экран.
– Что это?

– А как пароход гудит? (Упражнение «Пароход»)
– Скороговорка (на экране). Каждый раз произносим с разным логическим ударением:
В САДУ У СЛАВЫ СЛИВЫ НА СЛАВУ,
СЛАВА ПОСЛАЛА СЛИВЫ ВЛАДИСЛАВУ.
– Молодцы.
– Как вы думаете, какая иллюстрация нам понадобится на уроке внеклассного чтения? (Л. Н. Толстой – портрет). Почему?

Л. Н. Толстой

– Молодцы. Следующий вопрос. Что это?

– Правильно, это сливы. Чем интересна слива? (Косточки). Очень интересно то, что у Л. Н. Толстого есть быль «Косточка».
– А теперь, ребята, постарайтесь назвать тему и цели нашего урока. (На экране опорная карточка):

Цель урока:

  • Познакомиться
  • Узнать
  • Учиться

(Ответы детей корректируются учителем, называет учитель тему и цели урока).

III. Беседа по теме урока

– Спасибо. Действительно, сегодня у нас очень важная работа – познакомиться с творчеством и произведением великого человека – Льва Николаевича Толстого.
Рассказ об авторе.
– Кто может что-то рассказать об этом писателе? (Ответы учащихся).

Рассказ учителя.

Л. Н. Толстой(28.08.1828-7.11.1910) Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: — Николай, Сергей и Дмитрий, а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария. Мальчику не исполнилось и 2 лет, умерла мать. В автобиографическом произведении «Детство» мать умирает, когда мальчику исполняется 10-12 лет и он является вполне сознательным. Однако портрет матери описан писателем исключительно из рассказов его родственников. После смерти матери, детей взяла на воспитание дальняя родственница. 7 ноября 1910 года по пути в Ясные Поляны на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги Л. Н. толстой умер. 10 ноября 1910 года писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать людей счастливыми. (К сообщению прикладывается слайдшоу: Приложение 1).

– Рассмотрев портрет автора, прослушав его краткую биографию, что можно сказать о содержании его произведений? (Они о жизни, о воспитании).

IV. Первичное чтение

– Что такое быль? (То, чтобыло вдействительности, происходило насамом деле.Рассказ одействительном событии, происшествии.)

– Ребята, вы будете слушать и следить за чтением. Постарайтесь представить образ Вани, мамы и отца. (Читает учитель. Дети листы перевернули, следят.)

V Работа по тексту. Словарная работа

– Смысл каких слов для вас не понятен? Что такое «горница»?

ГОР НИЦА

1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.).
2. Чистая половина крестьянской избы (обл.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

– Кому понравилось произведение, прошу встать с места. (Дети встают, если не все, то говорят своё мнение и тоже встают на ф/ минутку ).

ФИЗКУЛЬТПАУЗА

  • «Найди отличие».
  • «Сливы» (подобно игре «Рыбка»).

– Продолжаем работу.
– Почему данное произведение можно назвать былью? С кем это произошло?
– А вы знали, что нельзя есть косточки сливы?
– Тогда зачем нам читать такие произведения?
– Почему писатель говорит, что Ваня не взял сливу, а схватил ее?
– Каким представляете мальчика в этот момент?
– Откуда мама узнала, что одной сливы не хватает? Она была жадной?
– Что пережил Ваня за обедом?
– Какие слова подтверждают, что Ване стало стыдно?
– Почему он сначала покраснел как рак, а потом заплакал?
– Как вы понимаете выражение “покраснел, как рак”?
– Что такое совесть? (Показ словаря С.И. Ожегова, прочитывается определение.)
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
– Была ли совесть у Вани? Докажите словами из текста.
– Кто помог Ване оценить его поступок? Найдите в тексте этот момент, прочитайте.
– Есть ли бессовестные люди?
– А всегда ли вы поступаете по совести?
– Ваше молчание говорит, что вы задумались о своих поступках, вы сейчас оцениваете себя, а это хорошо.
– Заполним таблицу. Таблица качеств личности и отношения между героями были Л. Н. Толстого «Косточка». (Приложение 3).

VI. Вторичное чтение

– Ребята, мы сейчас текст прочитаем ещё раз, а вы как только вам начнёт нравиться Ваня встаньте, пожалуйста, с места. (Трое детей читают у доски по ролям – автор, папа, Ваня).
– Почему вы выбрали именно этот момент? (Ответы детей).
– Какое у вас отношение к Ване?
– Спасибо. А сейчас мы выполним проектную работу. У вас на столах есть заготовки образа мальчика. Представим, что это Ваня. (Предлагаются рисунки из Приложения 2). Выберите и наклейте, пожалуйста, выражение лица мальчика в начале рассказа – 1 ряд, в середине рассказа – 2 ряд, в конце рассказа – 3 ряд. Прочитайте пословицы, выберите подходящую, выскажите своё мнение, почему вы выбрали эту пословицу:

  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
  • Живи всяк своим умом.
  • Любую ошибку можно исправить.

А вот как изобразили Ваню художники. (Приложение 4)
(Оформляется выставка, дети защищают свои проекты, рассуждают).

VII. Домашнее задание

– Написать характеристику Ване.

IX. Итог урока

– Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна эта быль? (Приятно быть великодушным, уметь прощать. Папа помог сыну признаться.)
– Ребята, мы достигли своих поставленных целей? Оцените себя при помощи кружочков. Если урок полезный – покажите красный, успешный – синий, заставил задуматься – покажите зеленый кружок. Спасибо.
– Вас ждёт маленький сюрприз (раздаются рисунки сливы с написанными похвальными словами сзади рисунка). Прочитайте, что на них написано. Подарите сливу тому, чью работу на уроке вы считаете плодотворной. (Дети дарят друг другу рисунок сливы).
– Попрошу встать тех детей, кому подарили сливу. Молодцы, вы постарались. (Учитель словесно оценивает работу учащихся).
– Спасибо за урок.