Цели:
- Знакомство с биографией Л. Н. Толстого.
- Знакомство с былью «Косточка ».
- Развитие навыков связного высказывания учащихся.
- Совершенствование навыков осознанного и выразительного чтения детьми.
- Понимание психологического содержания текста учащимися.
- Воспитание чувства совести у детей.
Оборудование:
- Проектор
- Экран
- Магнитофон или любой музыкальный инструмент, которым владеет учитель
- Карточки красного, синего, зелёного цвета
- Заготовки для проектной работы
- Таблица отношений и отличительных черт героев были
- Клей
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ручки, дневники, тетрадки –
Всё лежит у нас в порядке.
II. Постановка учебных задач урока
– Ребята, вы уже знаете многих писателей и
поэтов, их произведения, знаете многие жанры
литературы, поэтому вы сегодня будете моими
отличными помощниками.
– Внимание на экран.
– Что это?
– А как пароход гудит? (Упражнение «Пароход»)
– Скороговорка (на экране). Каждый раз произносим
с разным логическим ударением:
В САДУ У СЛАВЫ СЛИВЫ НА СЛАВУ,
СЛАВА ПОСЛАЛА СЛИВЫ ВЛАДИСЛАВУ.
– Молодцы.
– Как вы думаете, какая иллюстрация нам
понадобится на уроке внеклассного чтения? (Л. Н.
Толстой – портрет). Почему?
– Молодцы. Следующий вопрос. Что это?
– Правильно, это сливы. Чем интересна слива?
(Косточки). Очень интересно то, что у Л. Н. Толстого
есть быль «Косточка».
– А теперь, ребята, постарайтесь назвать тему и
цели нашего урока. (На экране опорная карточка):
Цель урока:
- Познакомиться
- Узнать
- Учиться
(Ответы детей корректируются учителем, называет учитель тему и цели урока).
III. Беседа по теме урока
– Спасибо. Действительно, сегодня у нас очень
важная работа – познакомиться с творчеством и
произведением великого человека – Льва
Николаевича Толстого.
Рассказ об авторе.
– Кто может что-то рассказать об этом писателе? (Ответы
учащихся).
Рассказ учителя.
(28.08.1828-7.11.1910) Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: — Николай, Сергей и Дмитрий, а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария. Мальчику не исполнилось и 2 лет, умерла мать. В автобиографическом произведении «Детство» мать умирает, когда мальчику исполняется 10-12 лет и он является вполне сознательным. Однако портрет матери описан писателем исключительно из рассказов его родственников. После смерти матери, детей взяла на воспитание дальняя родственница. 7 ноября 1910 года по пути в Ясные Поляны на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги Л. Н. толстой умер. 10 ноября 1910 года писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать людей счастливыми. (К сообщению прикладывается слайдшоу: Приложение 1).
– Рассмотрев портрет автора, прослушав его краткую биографию, что можно сказать о содержании его произведений? (Они о жизни, о воспитании).
IV. Первичное чтение
– Что такое быль? (То, чтобыло вдействительности, происходило насамом деле.Рассказ одействительном событии, происшествии.)
– Ребята, вы будете слушать и следить за чтением. Постарайтесь представить образ Вани, мамы и отца. (Читает учитель. Дети листы перевернули, следят.)
V Работа по тексту. Словарная работа
– Смысл каких слов для вас не понятен? Что такое «горница»?
ГОР НИЦА –
1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.).
2. Чистая половина крестьянской избы (обл.).
– Кому понравилось произведение, прошу встать с места. (Дети встают, если не все, то говорят своё мнение и тоже встают на ф/ минутку ).
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
- «Найди отличие».
- «Сливы» (подобно игре «Рыбка»).
– Продолжаем работу.
– Почему данное произведение можно назвать
былью? С кем это произошло?
– А вы знали, что нельзя есть косточки сливы?
– Тогда зачем нам читать такие произведения?
– Почему писатель говорит, что Ваня не взял
сливу, а схватил ее?
– Каким представляете мальчика в этот момент?
– Откуда мама узнала, что одной сливы не хватает?
Она была жадной?
– Что пережил Ваня за обедом?
– Какие слова подтверждают, что Ване стало
стыдно?
– Почему он сначала покраснел как рак, а потом
заплакал?
– Как вы понимаете выражение “покраснел, как
рак”?
– Что такое совесть? (Показ словаря С.И.
Ожегова, прочитывается определение.)
Совесть – чувство нравственной ответственности
за свое поведение перед окружающими людьми,
обществом.
– Была ли совесть у Вани? Докажите словами из
текста.
– Кто помог Ване оценить его поступок? Найдите в
тексте этот момент, прочитайте.
– Есть ли бессовестные люди?
– А всегда ли вы поступаете по совести?
– Ваше молчание говорит, что вы задумались о
своих поступках, вы сейчас оцениваете себя, а это
хорошо.
– Заполним таблицу. Таблица качеств личности и
отношения между героями были Л. Н. Толстого
«Косточка». (Приложение 3).
VI. Вторичное чтение
– Ребята, мы сейчас текст прочитаем ещё раз,
а вы как только вам начнёт нравиться Ваня
встаньте, пожалуйста, с места. (Трое детей читают
у доски по ролям – автор, папа, Ваня).
– Почему вы выбрали именно этот момент? (Ответы
детей).
– Какое у вас отношение к Ване?
– Спасибо. А сейчас мы выполним проектную работу.
У вас на столах есть заготовки образа мальчика.
Представим, что это Ваня. (Предлагаются рисунки
из Приложения 2).
Выберите и наклейте, пожалуйста, выражение
лица мальчика в начале рассказа – 1 ряд, в
середине рассказа – 2 ряд, в конце рассказа – 3
ряд. Прочитайте пословицы, выберите подходящую,
выскажите своё мнение, почему вы выбрали эту
пословицу:
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
- Живи всяк своим умом.
- Любую ошибку можно исправить.
А вот как изобразили Ваню художники. (Приложение
4)
(Оформляется выставка, дети защищают свои
проекты, рассуждают).
VII. Домашнее задание
– Написать характеристику Ване.
IX. Итог урока
– Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна
эта быль? (Приятно быть великодушным, уметь
прощать. Папа помог сыну признаться.)
– Ребята, мы достигли своих поставленных целей?
Оцените себя при помощи кружочков. Если урок
полезный – покажите красный, успешный – синий,
заставил задуматься – покажите зеленый кружок.
Спасибо.
– Вас ждёт маленький сюрприз (раздаются
рисунки сливы с написанными похвальными словами
сзади рисунка). Прочитайте, что на них
написано. Подарите сливу тому, чью работу на
уроке вы считаете плодотворной. (Дети дарят
друг другу рисунок сливы).
– Попрошу встать тех детей, кому подарили сливу.
Молодцы, вы постарались. (Учитель словесно
оценивает работу учащихся).
– Спасибо за урок.