Принятые стандарты нового поколения делают
упор на личностно-ориентированный подход в
образовательной деятельности, на развитие
ключевых компетенций обучающихся. Цель
компетентностного подхода – обеспечить
качество образования. Поэтому перед учителем
встает вопрос о выборе методов, которые бы
способствовали развитию различных компетенций у
обучающихся. На мой взгляд, одним из таких
методов является проектная деятельность. Данный
метод я использую не только в образовательном
процессе, но и во внеурочной деятельности.
Для данного возраста (1 класс) характерны
мини-проекты для поддержания мотивации и
интереса детей.
У детей этого класса уже был опыт в проектной
деятельности, результатом которой стало
создание книжки-малышки со скороговорками. На
данном занятии продолжится работа по созданию
книжки-малышки с загадками.
Цели проекта:
- Образовательная – организовать групповую деятельность учащихся; выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме, учить слушать друг друга и принимать решение, распределять ответственность.
- Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.
- Развивающая – развивать воображение, развивать навыки публичных выступлений.
Какие же компетенции развиваются на данном занятии?
- Коммуникативная – умение удерживать цель задания всеми участниками группы, эмоциональное принятие членами группы друг друга.
- Информационно-логическая – умение провести исследование через анализ текста, умение представить результат работы наглядно.
- Формируется компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
1. Обоснование выбора темы
В настоящее время обучение русскому языку переориентируется на выработку умений и навыков речевого общения. Этому способствует лингвистический анализ текста, который развивает логическое мышление, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка. Решить эти задачи нам помогает благодатный и бесценный материал этнопедагогики. Учитель, знающий пословицы, поговорки, загадки, сказки добьется быстрее успехов в обучении и воспитании детей. Большую ценность представляют загадки. Они передают особые реалии национальной жизни, позволяют услышать силу русского слова.
2. Выявление проблемы
Но если отгадывать загадку дети часто умеют с раннего возраста, то задание, требующее придумать загадку, часто вызывает затруднение. Этому нужно учить, а уроки посвященные составлению загадок, развивают у детей речь, логическое мышление, другие познавательные процессы. Позволяют проводить лингвистический анализ текста.
3. Этапы проектирования
1 этап. Изучение построения загадки и её
признаков.
Задача: выявить механизм построения
загадки, сформулировать её признаки.
2 этап. Составление загадки.
Задача: разработать урок составления
учащимися загадки.
«Учимся составлять загадку».
3 этап. Создание «Книжки – малышки»
Задача: оформить книжку с загадками
4. Предполагаемые результаты
У детей должны получиться загадки интересные, описательного характера с использованием изобразительно – выразительных средств языка.
Тема: «Учимся сочинять загадки».
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
– Что бы вы предложили детям в данной ситуации? (Игры,
скороговорки, загадки)
– А что такое загадка?
Наше занятие посвятим Загадке
– Где можно найти научное толкование слова загадка?
(В толковом словаре В.Даля)
– Любите ли вы отгадывать загадки?
– Скажите, а кто сочиняет загадки? (Народ,
поэты)
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.(С.Маршак)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.(К.Чуковский)
– Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (Для
развлечения, делают нашу речь более
красивой, образной, так как в загадках много
ярких, красивых слов,
сравнений, развивают мышление, творчество )
– А легко ли сочинять загадки?
– А вы хотели бы научиться сочинять загадки?
Тема нашего занятия «Загадки». Определите цель нашего занятия (научиться сочинять загадки)
III. Работа по теме
1. – Я предлагаю провести занятие по группам.
Работая в группах, вам нужно соблюдать
определенные правила.
(Повторить алгоритм работы в группах)
Арина Рамазанова
Арина Кульменева
Саша Капинос – набирают по цепочке команды.
2. – Мне хотелось бы услышать, а что вы уже знаете про загадки? (Ответы детей)
Учитель: Много столетий назад охотник,
боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не
говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять
“подставные” слова. С этими “подставными”
словами и связана народная загадка, в которой
неназванный предмет или явление описывались
путём указания на какие-либо признаки, например:
“Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл
я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня
храп-тахта” (“Пошёл я за лошадью, взял с собой
собаку и встретился с медведицей”)
В более поздние времена загадки использовались
для испытания мудрости и остроумия, смекалки и
находчивости. Загадки часто использовались в
древнерусских сказках и считались неким
испытанием, прохождение которого приводило к
исполнению желаний.
В наше время загадки не утратили своей
популярности. Они привлекают внимание многих
детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя
народным образцам. Авторские загадки легче
отгадываются, а лучшие из них становятся
настоящими народными загадками.
Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое
загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир,
так как загадки заключают в себе знания и
сведения о народе, а также об окружающем мире.
Само слово "загадка" образовано от
слова "гадать, которое означало "думать",
"размышлять".
3. – Перед вами лежат карточки, определите, на каких карточках загадки?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук “ж” твержу.Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.Архип осип.
Осип охрип.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
– Молодцы!
– По каким признакам вы узнали, что это загадка?
– Давайте вспомним основные признаки загадки:
4. «Проба пера»
– Сейчас мы вместе попробуем составить загадку.
Ландыш
– Какие цвета мы можем использовать? (Белый,
зеленый)
– Назовите отличительные признаки ландыша. (Душистый,
мелкие цветочки на одном стебельке, красные
горошки после цветения, распускается весной)
– На что похожи цветочки? (На горошки,
колокольчик)
– А стебелек? (Ниточка, ножка)
– Какая рифма может быть в нашей загадке?
(Горошки – на ножке; колокольчики – на ножке)
– Получаем загадку:
Душистые горошки На зеленой тонкой ножке
Висят на тонкой ножке. Колокольчики звенят
О весне нам говорят.
IV. Самостоятельная работа учащихся (в группах)
Цель вашей работы – сочинить загадку, оформить ее и представить.
Чтобы работа спорилась и вы успели уложиться во
времени, что вам необходимо сделать?
(распределить роли:
- Художники;
- Сочинители;
- Защитники работы.
V. Подведение итогов. Чтение загадок
VI. Домашнее задание (дифференцированное)
- Кому понравилось сочинять загадки – сочините свою.
- Найдите народную загадку и литературную, выучите их.
Итог данного урока – создание книжки-малышки «Загадка»