Урок-практикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: доказать парадоксальность преобразований середины 50-х – начала 60-х гг.  XX в.

Задачи урока:

  • Провести поиск необходимой информации в нескольких источниках.
  • Выявить противоречия политики руководства СССР  в различных сферах жизни советского общества.
  • Дать оценку деятельности Н.С.Хрущёва, аргументируя свою точку зрения.

План урока

1. Введение (слайды 1-4).Определение темы урока.
2. Основная часть.

    • Противоречия в экономической сфере (слайд 5);
    • Противоречия в политической сфере (слайд 6);
    • Противоречия в социальной сфере (слайд 7);
    • Противоречия в духовной сфере (слайд 8).

3. Заключение. Причины противоречивости реформаторской деятельности Н.Хрущева (слайд 9).
4. Домашнее задание (слайд10)

ХОД УРОКА

Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Н.С.Хрущев и его десятилетие». До сих пор в работах российских и зарубежных историков, экономистов и политологов дается неоднозначная оценка данному периоду. Давайте обратимся к некоторым из них.

ДОКУМЕНТ 1.

Сопоставьте приведенные высказывания. Выделите общие мысли и суждения о причинах смещения Н.С.Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Сформулируйте тему урока.

А.  «Смещение Н.С.Хрущева в октябре 1964 г. считаю самым настоящим «дворцовым переворотом»… При этом ситуация была очень странной. В партии и в стране практически не ощущалось недовольства этой незаконной акцией, в общем-то демонстрацией произвола. Наоборот, почти повсеместно она была встречена с одобрением, а то и с радостью…
Эта ситуация кажется парадоксальной. То, что делал Н.С.Хрущев за время своего руководства партией и страной для всех слоев общества, для советских людей по логике вещей  должно было обеспечить ему значительную популярность. Но оказалось, что ее не было.
Утрату популярности едва ли можно объяснить внутренними и внешнеполитическими неудачами последней пары лет, хотя они были (это и повышение цен на мясо и молоко, и кровопролитие в Новочеркасске, и Карибский кризис). Мне кажется, главная причина состояла в том, что к этому времени у очень многих людей созрело ощущение, что Хрущев и его политика себя исчерпывают, пробуксовывают, что он ушел от одного берега (привычной сталинской политики) и никак не может пристать к другому. Иными словами, он потерял доверие и популярность из-за того, что вел половинчатую политику, погряз в половинчатых решениях, которые, по сути, решениями и не были… И потому он ничьей поддержкой не располагал, почти у всех вызывал раздражение». [1]

Б. «ХХ съезд, разоблачив преступления Сталина, осудив репрессии, обрек на гибель централизованную систему руководства. Не стало страха, на котором она держалась все эти годы. Но ничто не пришло ему взамен… Еще вчера послушный аппарат перестал выполнять, просто игнорировал неугодные ему указания отца… Аппарат жаждал спокойствия и стабильности. Хотелось пожить в свое удовольствие, забыв страхи сталинской поры. расслабиться от постоянного напряженного ожидания реорганизаций… Армия роптала на проведенные сокращения, в результате которых не столько вернулись домой солдаты, сколько остались без работы офицеры…
Интеллигенция тоже потеряла веру в отца. Он ухитрился поссориться со многими еще вчерашними своими сторонниками. Учил художников рисовать, поэтов писать стихи, режиссеров ставить спектакли и снимать кинофильмы.
Убежденный в экономических преимуществах крупных, механизированных крестьянских производств… отец, не дожидаясь результатов, энергично принялся за сокращения «малоэффективных» подворий и приусадебных участков. Они, казалось ему, связывают руки крестьянам, становятся обузой на фоне грядущего изобилия. Крестьяне считали иначе и проклинали еще совсем недавно столь популярного преобразователя…
Всем стало жить труднее. При действующей системе приростов производства ждать не приходилось. Требовались коренные преобразования, но до этого еще предстояло додуматься… Отец исчерпал себя. Его время истекло…» [2]

В.  «Хрущев не был первым и наверняка не останется последним руководителем, ставшим жертвой собственной политики: как и положено истинному реформатору, он разбудил процессы, развитие которых не был способен сам контролировать. И хотя это редко ставят в заслугу политику, он достоин самой высокой оценки за главное: Хрущев избавил страну от страха, не учтя, правда, при этом, что именно страх был символом и главным инструментом власти в России в предшествующие ему советские и досоветские годы». [3]

Учащиеся. Делают вывод о непоследовательности, противоречивости деятельности Н.С.Хрущева в 1953-1964гг.

Учитель. Для того, чтобы  понять происходящее в то время, нам необходимо выяснить:

  • Какие факты могли послужить основой для  данного утверждения.
  • Назвать причины, обусловившие противоречивый характер преобразований.

Назовите сферы, в которых проводились преобразования. (Экономическая, политическая, социальная, духовная)

Рассмотрим экономическую сферу. Какие противоречия вы можете назвать?

ДОКУМЕНТ 2.

Сравните приведенные оценки и выскажите свое понимание этой проблемы.

А.  «С именем Хрущева связана и целина. И она тоже была ошибкой. Освоение целины проводилось без экономического обоснования. Надо было не целину поднимать, а наши центральные области. В освоение залежных земель вложены огромнейшие средства. Да, что-то целина дала, но восклицательного знака я здесь не поставлю. При таких вложениях здесь, в Центральной России, мы имели бы хлеба и больше, и дешевле». [4] 

Б. «Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это нелепость. В таком размере – авантюра. Я никогда  не был против освоения целины, хотя Хрущев обвинил меня главным противником целины. Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах, а не в таких громадных, которые нас заставили огромные средства вложить, нести колоссальные расходы, вместо того чтобы в обжитых районах поднимать то, что уже готово… Я предлагал вложить эти деньги в  наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно». [5]

ДОКУМЕНТ 3.

В одной из статей говорилось, что мы должны быть благодарны Хрущеву уже за то, что он поставил на повестку дня развитие современного животноводства. В то же время по его инициативе было принято решение о ликвидации коров в частном секторе (у колхозников и рабочих совхозов).

Как соотнести одно с другим? Нет ли здесь противоречия? Каковы были последствия этого для развития сельскохозяйственного производства?

На основе изученного ранее материала и документов 2 и 3 учащиеся находят противоречия  в экономике.

  • целина-закупка зерна за границей;
  • развитие животноводства, снижение налогов с колхозников – ликвидация коров в частном  секторе;
  • повышение заработной платы – уравниловка в оплате труда высококвалифицированных и рабочих без квалификации;
  • создание совнархозов и ВСНХ – сохранение старых органов управления;
  • НТР и автоматизация производства – преимущественное развитие тяжелой и оборонной промышленности (группа А).

Учитель. Какие противоречия в политической сфере вы можете назвать? ( Используйте документ на с. 309 учебника Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров История Отечества.ХХ – начало ХХ1 века. и документ 4,5 в раздаточных материалах).

ДОКУМЕНТ 4.

«ХХ съезд КПСС – это точка отсчета нового периода в истории КПСС и Советского государства, всего коммунистического движения, переломный  этап в развитии стран народной демократии. в стратегическом плане выбранный курс был единственно верным, без него невозможно было здоровое развитие общества».  [6]

ДОКУМЕНТ 5.

«Процесс обновления, затронувший в 50-е годы разные сферы общественной жизни, начался прежде всего с восстановления демократических основ деятельности партии, ленинских норм и принципов руководства. После длительного перерыва стали регулярно собираться пленумы ЦК КПСС. Налаживалась внутрипартийная информация, увеличился поток писем от коммунистов, трудящихся.
Партийные органы освобождались от работников, не сумевших отказаться от авторитарных методов руководства, игнорировавших критику. От своих постов были освобождены первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана М.Д.Багиров, первый секретарь ЦК Компартии Грузии А.И.Мирцхулава, первый секретарь ЦК Компартии Армении Г.А.Арутюнян.
Был принят ряд постановлений, направленных на упорядочение и улучшение деятельности государственного аппарата, проведено его сокращение.
Однако в условиях административно-командной системы, которая фактически сохраняла свои позиции, управленческий аппарат через некоторое время не только восстановил себя, но и продолжал разрастаться.» [7]

ДОКУМЕНТ 6.

Некоторые события внешней политики СССР в 60-е годы.

1960г.
* 1 мая советская зенитная ракета сбила американский самолет У-2 ВВС США. Пилот остался жив – это был Фрэнсис Гарри Пауэрс, которого впоследствии обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в США. Визит президента Д.Эйзенхауэра в СССР не состоялся.
* В сентябре Н.С.Хрущев во второй раз приезжает в США на сессию ООН.
* Для студентов стран Азии, Африки и Латинской Америки в Москве открывается Университет дружбы народов.
* Отношения СССР с Китаем обострились, что оттуда были отозваны советские специалисты.

1961г. 
* «Берлинский кризис» – возникла стена, разделяющая Западный и Восточный Берлин.
* Большой театр гастролировал в Канаде и Америке, имел колоссальный успех.

Найдите здесь противоречие.

Противоречия в политической сфере:

Внутренней Внешней
1) восстановление демократических принципов в управлении страной –  установление единовластия  Н.С.Хрущева; 
2) реабилитация политических заключенных –  реабилитация не  коснулась участников  оппозиционных течений,  участников сфальсифицированных процессов 30-х г.
1) сотрудничество с другими странами – СССР способствует возникновению кризисов, очагов международной напряженности.

Учитель. Рассмотрим положение дел в социальной сфере.

ДОКУМЕНТ 7.

Хрущевское десятилетие характеризуется  принятием ряда важных социальных программ. По вопросам их реализации в среде историков, экономистов, политиков существуют различные мнения.

А. «Ни один его шаг не был сделан достаточно твердо, ни одно начинание не было доведено до конца… Больше всего реформы губило то, как именно они проводились и какие ограниченные – по сравнению с вспыхнувшими надеждами – результаты давали»– такова точка зрения социологов Ю.Левады и В.Шейнина. [8]

Б. «Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…

Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.

Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными.

Крестьянская реформа. До Хрущева крестьяне из-за немыслимых поборов и налогов вели жалкое существование… Кроме того, крестьяне были, по существу, на положении крепостных. Реформа привела к тому, что деревня стала жить более или менее по-человечески, и крестьяне получили возможность переходить из одного хозяйства, района и т. д. в другой, переезжать в город, обзаводиться паспортами. Конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством, однако коренная реформа все же дала положительные результаты.» [9]

Как вы считаете, можно ли оценивать социальную политику тех лет в целом как успешную?

Противоречия в социальной сфере:

  • снижение пенсионного возраста – невысокие пенсии;
  • жилищное строительство – малогабаритность жилья;
  • паспортизация сельского населения.

Учитель. Обратимся к духовной сфере.

ДОКУМЕНТ 8.

Из хроники важнейших событий культурной жизни страны середины 50-х – начала 60-х гг.:

  • опубликована повесть И.Эренбурга «Оттепель», давшая название целому периоду в литературно-художественном творчестве;
  • в Москве начал работу новый театр «Современник»;
  • восстановлены добрые имена многих деятелей культуры: В.Мейерхольда. И.Бабеля, О.Мандельштама, М.Кольцова и др.;
  • в Москве впервые проведен Международный конкурс скрипачей и пианистов имени П.И.Чайковского и Международный кинофестиваль;
  • исключен из Союза писателей Б.Пастернак за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго»;
  • VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве;
  • критика Н.С.Хрущевым работ московских художников и скульпторов на выставке в Москве;
  • встречи партийного руководства с творческой интеллигенцией (последняя прозвала эти встречи «ухрущение строптивых»);
  • созданы творческие союзы: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР;
  • начали выходить новые журналы «Юность», «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «История СССР», «Вопросы литературы», «Музыкальная жизнь» и др.;
  • открылась выставка картин Дрезденской галереи;
  • опубликованы запрещенные стихи С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, рассказы М.Зощенко;
  • в «Новом мире» напечатана повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Ознакомьтесь с изложенными выше фактами. Как они характеризуют культурную жизнь страны и духовное состояние общества в середине 50-х – начале 60-х гг.?

Противоречия в духовной сфере:

  • свобода творчества – ограничение тем творчества;
  • «оттепель» – нетерпимость к инакомыслию.

Какие объяснения противоречивости реформаторской деятельности Н.Хрущева вы можете дать, опираясь на приведенные выше факты.

Причины:

  • личные качества Н.С.Хрущева;
  • боязнь скомпрометировать себя и находящихся  у руководства страной лиц;
  • не готовность страны и руководства к глубоким переменам («дозированная демократия»).

Т.о. мы доказали и объяснили парадоксальность преобразований середины 50-х – начала 60-х гг.  XX в.

Домашнее задание.

Смоделируйте ситуацию, при которой начавшиеся Н.С.Хрущевым демократические преобразования всех сфер жизни советского общества могли бы успешно завершиться.

Список литературы:

  1. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. 1953-1985: Свидетельство современника. М., 1991, с. 102-103.
  2. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. М., 1994. т. 2, c.467-469.
  3. Грачев А. Два русла истории еще не воссоединились. Новое время. 1994 г. №15, с.6.
  4. Бунич П. « Литературная газета». 1994 г., 20 апреля.
  5. Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф.Чуева. М., 1991, с..346-347.
  6. Крючков В. Личное дело. М., 1996, ч.1, с. 44.
  7. Е.А. Гевуркова, А.Г.Колосков. Задания для самостоятельных работ по истории СССР. М., 1991, с.59.
  8. Размышления над страницами истории. 1953-1964: Почему тогда не получилось// Московские новости. 1988, №18.
  9. Федоров Г. Как нам оценивать Хрущева? // Московские новости. 1988. №31. С.2.
  10. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров.  История Отечества. ХХ- начало ХХ1 века.

Приложение 1