Структура проекта:
- Введение: актуальность данной темы
- Основная часть – мероприятия
- Заключительная часть (ожидаемый результат)
- Информационные источники.
Введение
Формирование толерантного поведения является
одной из главных задач школы. Школа формирует
среду, которая приобщает подрастающее поколение
к социальным ценностям. В школе происходит
прогнозирование и планирование будущего, через
школу сообщество формирует и утверждает
собственные перспективы.
Однако сегодня всё большее распространение в
детской, особенно подростковой среде, получают
недоброжелательность, озлобленность,
агрессивность. Взаимная нетерпимость и
культурный эгоизм через средства массовой
информации, социальное окружение детей, семью
всё чаще проникают в школу. Поэтому так
актуально, сегодня активизировать процесс
поиска эффективных механизмов воспитания детей
в духе толерантности, уважения прав и свобод других,
не похожих на тебя людей.
Данный проект направлен на преодоление
негативного (интолерантного) отношение среди
школьников. Позволяет повысить правовую
культуру подростка.
Цели проекта:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях
- развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества
- развитие работать с информацией, формировать проблемы и находить пути их решения
- развитие критического мышления
Задачи:
- распространение знаний в области толерантности и прав человека;
- повышение гражданской активности;
- развитие гражданских навыков и установок на толерантное поведение, самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций;
- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях.
Целевая группа: возраст11-16 лет
Мероприятия:
1. Подготовительный этап (организация рабочей группы, помощники с каждого класса)
а) опрос или анкетирование (выявление и
подтверждение существующей проблемы)
б) составление диаграмм по итогам опроса
(вывешивание в вестибюле)
в) Опросчик, определяющий факторы формирования
этнической идентичности
г) создание ролика о правах и обязанностях
школьников
2. Психологические акции (для создания настоя в один день на разных переменах):
- «Возьмемся за руки» (позволяет «жителям школы» почувствовать себя единым целым)
- «Ты да я, да мы с тобой» (акция охватывает всю школу: разные помещения, людей разного возраста, интересов, занятий и др. Появление воздушных шариков – символ акции.). (Приложение 5)
3. Классный час
Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры Игра – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".
Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следую¬щих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Предлагаемые тренинги способствуют
овладению приемов эффективного общения через
игровые компоненты и технику активного слушания.
«Уроки толерантности» (один из представителей
класса проводит классный час) 10-11 класс
(создать коллаж Кто я? игра), 8-9 класс(я и мой мир
вокруг меня, игра 3 участника реклама товара,
равнодушие, слушать, неслушать), (Приложение
2), 5-7 (Встреча с самим собой), класс
руководитель проекта или старшеклассники. (Ознакомление,
презентация что такое толерантность? – Приложение 1)
4. Выпуск газеты про толерантность. (История толерантности, великие люди о толерантности, толерантность в нашей школе – анкетирование 8-11 класс «Проявляешь ли ты толерантность?», анкетирование учителей «Толерантность в повседневной жизни». (Приложение 4)
5. Конкурс рисунков «Эмблема толерантности»
6. Тренинг по толерантности в 5-11 класс (сплочение коллектива) (Приложение 5)
7. Ролевые игры (импатия встать на позицию другого человека)10-11 класс деловая игра. Используя вырезки из журналов и газет сделай коллаж. Игры с этнокультурной спецификой. 5-7 класс . Диалог культур – упражнения 8-9 класс. (Приложение 5)
8. Оформление карты мира с очагами интолерантности. Составление своей собственной программы толерантности. 5-11 класс. (Вывешивание в классе)
9. Презентации конференций, создание типичных портретов народов, проживающих в нашей республике. Опишите русских, татар, марийцев, чувашей, немцев, евреев и др. представителей народов Татарстана через следующие категории:
- отношения к обществу, к большим группам;
- отношения к малым группам непосредственного окружения;
- отношение к людям – гуманистические и коммуникативные характеристики;
- отношение к труду;
- отношение к себе;
- отношение к собственности;
- общая направленность личности;
- опыт и образ жизни.(традиции, народный костюм, музыка)
10. Классный час, тренинг «Нет прав без обязанностей» (один из представителей класса проводит классный час) 8-11 класс, 5-7 класс руководитель проекта. . Используя вырезки из журналов и газет сделай коллаж.(права и обязанности ребенка)
11. Выпуск газеты «Права и обязанности» (Приложение 3)
12. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. 5-11 класс.
13. Круглый стол (2 человека от класса) разработка, обсуждение и принятие общих правил о преодолении негативного отношения друг к другу. (стр. 81 дневник) «Закон дружды».
14. Игра – конкурс «Самый толерантный класс» (награждение) (Приложение 5)
15. Рисуем радость общения
16. Создание газеты «Пространство толерантности» (закон дружбы)
Ожидаемый результат:
- Преодоление негативного отношения к окружающим
- Принятие закона дружбы
- Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся общеобразовательных учреждений.
Оценка эффективности
Уменьшение столкновения непонимания между
школьниками, повышение уровня социальной
адаптации учащихся, уменьшение числа конфликтов
между учениками и учителями.
Последствия
Распространение опыта данного проекта. Взаимодействие со школами района, совместные фестивали, развитие толерантного отношения у старшего поколения. Данный проект позволил решить проблему интолерантности.
Информационные источники:
- Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 г.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Т.3,4. М.: генезис, 2001.
- Социально-педагогическое занятие "Твои права и обязанности" ТимофеенкоОксанаАлександровна, социальный педагог
- Газета "Биология", https://bio.1sept.ru/2003/36/4.htm
- Толерантность
- История толерантности
- Толерантность
- МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
- Школьный клуб
- Развиваем внимание
- Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1984.
- Сайт Толерантность: Библиотека. Клуб – http://www.tolerance.ru/p-biblio-club.shtml
- С.А. Коробкина «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах» Волгоград 2008г.
- «Работа классного руководителя» (методическое пособие) М 2006г.
- Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко «Классные часы 5-9 классы», М «ВАКО» 2006.
- Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога 5-11 классы» М»ВАКО» 2009.
- Г.В. Степанова «Толерантность и права ребенка»(Рабочий дневник). Петрозаводск 2010.
- http://ypk.yspu.org/tolerance/3-7.htm формирование толерантности в рамках классного руководства.
- Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.