Оборудование: верёвка (канат), мяч, схемы нарастания и разрешения конфликта, «Лунная соната» Бетховена, по 3 квадратика разного цвета на каждого участника разговора.
Возраст: 15-16 лет:
Цели:
- помочь усвоить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»;
- познакомить с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации;
- настроить на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятия себя другого;
- помочь осознать‚ необходимость прощения;
- развитие воображения на основе упражнения «Ассоциация».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий: Сегодня у нас важная и очень актуальная для каждого из нас тема. В словаре С.Ожегова этому слов дано такое определение «Столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор. В большинстве случаев это влечет за собой обиду, непонимание. Да, мы будем говорить о том, как появляются обидчивые, о конфликтах пути их разрешения. Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы проведем игру «Перетягивание каната». Победила команда мальчиков. Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт и появиться обиженные? А из-за чего он мог произойти? (мальчики сильнее, судья подсуживал, зрители мешали, некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида).
Ведущий: Да эта ситуация похожа на конфликт. А как вы думаете, что нужно для возникновения конфликта?
Ответ: присутствие двух человек двух точек зрения и предмет спора
Ведущий: А теперь вспомните другую ситуацию, которая довольно часто возникает, а семье, связанную с дежурством:
– Я вчера дежурил
– Нет
– Дежурил
– Нет
– Да
– Нет, ничего не знаю, дежурь сегодня.
Ведущий: Это конфликт? Как вы считаете? (Да конфликт, потому что есть два человека, предмет спора – выяснение кто должен дежурить).
Ведущий: Чаще всего в результате
конфликта оба участника обижены и испытывают
какие-то чувства.
Назовите их (гнев обиду, раздражение боль, ярость,
желание мстить).
Человек борется с обидчиком даже в мыслях,
возникают сомнения в существовании
справедливости и в случае, если конфликт
решается неправильно, то происходит нарастание
конфликта, котороё схематически,
можно отразить вот так:
6. Разрыв
5. Агрессия
4. Унижение
3. Противодействие
2. Недовольство
1. Несогласие
Упражнение «Ассоциация»
– Давайте попытаемся исследовать, как конфликт
отражается на внутреннем состоянии человека.
Тот, кто поймает мяч должен подумать и
сказать, с чем у него ассоциируется слово
«конфликт», какой образ подсказывает ваше
воображение. (После первого ряда модификаций, или
если не справляются «Если музыка – то какая?»,
«Если погода – то какая?» и т.д). А теперь,
пожалуйста, все встаньте и с закрытыми глазами
подержите перед собой то, что в вашем
представлении является конфликтом,
прислушайтесь к своим чувствам и сделайте с этим
образом то, что вам хочется (выбросить, порвать и
т.д.).
Что после этого почувствовали? (Покой радость,
веселье)
Вот так выглядит схема разрешения и предотвращения конфликта:
9. Временный разрыв
8. Согласие
7. Понимание
6. Умение слушать
5. Анализ своих действий
4. Компромисс
3. Юмор
2. Нежность
1. Покой
Ведущий: А среди нас есть тот, кто был
обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки. А
есть среди нас тот, кто сам никогда никого не
обижал? Да, каждому случалось обидеть кого-то и
быть обиженным кем-то. Мы уже говорили о тех
чувствах, которые испытывает обиженный человек и
обидчик.
– А что чувствуют дальше?
Ответ: Желание помириться
Ведущий: А как быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождающегося обидой, агрессией тебе предстоит жить рядом с обидчиком? А если тебе этот человек – брат или сестра?
Ответ: Предстоит налаживать отношения.
Ведущий: А как их налаживать?
(О советах японских психологов рассказывает заранее подготовленный участник разговора)
Японские психологи предлагают в момент обиды
сначала посмотреть в окно, потом глубоко
вздохнуть и посмотреть в зеркало, улыбнуться и
самому себе сказать: Он больше не будет! Вы сами
удивитесь, как быстро рассеются грустные мысли и
желание обидеться отойдет само.
Оставшись наедине с собой, проиграйте в уме
недавнюю ссору. Представьте, что вы и есть ваш
обидчик, скопируйте его позу, говорите его
словами. Попробуйте влезть в его шкуру, ощутите
его чувства. Это можно сделать на самом деле или
мысленно. Через какое-то время напряжение в ваших
отношениях начнет спадать. Если обидчиком стали
вы сами, не затягивайте эту ситуацию, а наоборот
как можно быстрее загладьте конфликт. К примеру,
начните его закидывать вопросами на разные темы.
Например «У тебя есть тетрадь в клеточку?», «Ты
пойдёшь сегодня на секцию?». Методично задавая
вопросы, вскоре заметите, как обида перерастёт в
лёгкое раздражение, а потом последует небольшой
взрыв. И только потом человек оттает, и обида
уйдет.
Ведущий: Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гинесса занесли удивительное слово из языка американских индейцев. Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего оба хотят, но не делать этого в надежде, что это сделает другой». Вспомните хотя бы одну подобную ситуацию из собственной жизни и ответьте: Чего же хотят оба?
Ответ: Примирения, извиниться за обиды, простить.
Ведущий: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответ: Если мы видим, что человек раскаивается, считает себя виновным, его можно простить. Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то не стоит лелеять в себе обиду.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Ведущий: В психотерапии есть такое
направление – сказкотерапия. Душу человека
пытаются исцелить сказкой, Я тоже хочу
рассказать вам маленькую
терапевтическую сказку «Прости».
Однажды, где нужно было произнести Слово,
встретилось Молчание и Молчание. За один шаг до
надвигающейся беды узнали друг друга две горькие
обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной
встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и
молчание. Они увидели конец своей дороги и
осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено
вместе умереть. Немые губы сжались, а языки
мучительно искали Слово. Их силы были на исходе. И
потянулись руки навстречу, и Слово родилось
«Прости»! В чем суть этой сказки? Кому её следует
рассказать и почему? Какой вывод вы делаете?
Ведущий: Я предлагаю вам послушать стихотворение Э Асадова, которое читали еще мы, и думаю оно будет интересно и вам. Читаем стихотворение «Трусиха».
Ведущий: Как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?
Ответ: Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, т.к, ей стыдно за него. Могут встретиться через некоторое время, т.к. парню стыдно за своё поведение. Могут встречаться, но отношения будут уже не те.
Ведущий: Что чувствует девушка после происшедшего инцидента? (Обиду, разочарование, жалость к парню)
Ведущий: А что чувствует юноша? (Вину, стыд за себя, гордость за девушку).
Ведущий: А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной безопасности и безопасности девушки. Его даже можно назвать её защитником. Он реальнее оценил силу противника, и принял, возможно, самое верное решение. А девушка – бесстрашная натура, которая подставляет парня и себя. Ведь она фразами провоцирует агрессивные и преступные действия. И всё же, как сложатся отношения между ними?
Ведущий: На примере этого стихотворения я хотела чтобы вы поняли, что нужно учиться вставать на место другого человека, принимать его аргументы, даже если они противоречат собственным. Ведь мы сами несовершенны. Прощающий человек это осознаёт, как и то что и другие несовершенны.
Заключение: У каждого из вас по три квадратика. Подумайте, и с помощью них, попробуйте ответить на мой вопрос: Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным и изменит ли он ваше поведение в конфликтных ситуациях? Если да, то положите красный квадратик, если нет – черный, если всё еще сомневаетесь – желтый.
Ведущий: Я рада, что сегодняшний разговор прошёл не зря, и будет здорово если мы научимся понимать, что человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями и взглядом на жизнь. И если возникла обида, непонимание, но это не ущемляет ваше чувство собственного достоинства, то нужно прощать. А простить, это значит освободить от обиды себя и другого, избавиться от отрицательных эмоций.