Откуда берутся обидчивые? Анализ конфликтных ситуаций

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование: верёвка (канат), мяч, схемы нарастания и разрешения конфликта, «Лунная соната» Бетховена, по 3 квадратика разного цвета на каждого участника разговора.

Возраст: 15-16 лет:

Цели:

  • помочь усвоить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»;
  • познакомить с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации;
  • настроить на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятия себя другого;
  • помочь осознать‚ необходимость прощения;
  • развитие воображения на основе упражнения «Ассоциация».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Сегодня у нас важная и очень актуальная для каждого из нас тема. В словаре С.Ожегова этому слов дано такое определение «Столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор. В большинстве случаев это влечет за собой обиду, непонимание. Да, мы будем говорить о том, как появляются обидчивые, о конфликтах пути их разрешения. Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы проведем игру «Перетягивание каната». Победила команда мальчиков. Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт и появиться обиженные? А из-за чего он мог произойти? (мальчики сильнее, судья подсуживал, зрители мешали, некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида).

Ведущий: Да эта ситуация похожа на конфликт. А как вы думаете, что нужно для возникновения конфликта?

Ответ: присутствие двух человек двух точек зрения и предмет спора

Ведущий: А теперь вспомните другую ситуацию, которая довольно часто возникает, а семье, связанную с дежурством:

– Я вчера дежурил
– Нет
– Дежурил
– Нет
– Да
– Нет, ничего не знаю, дежурь сегодня.

Ведущий: Это конфликт? Как вы считаете? (Да конфликт, потому что есть два человека, предмет спора – выяснение кто должен дежурить).

Ведущий: Чаще всего в результате конфликта оба участника обижены и  испытывают какие-то чувства.
Назовите их (гнев обиду, раздражение боль, ярость, желание мстить).
Человек борется с обидчиком даже в мыслях, возникают сомнения в существовании справедливости и в случае, если конфликт решается неправильно, то происходит нарастание конфликта, котороё схематически,
можно отразить вот так:

6. Разрыв
5. Агрессия
4. Унижение
3. Противодействие
2. Недовольство
1. Несогласие

Упражнение «Ассоциация»

– Давайте попытаемся исследовать, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека.
Тот, кто поймает мяч должен подумать и  сказать, с чем у него ассоциируется слово «конфликт», какой образ подсказывает ваше воображение. (После первого ряда модификаций, или если не справляются «Если музыка – то какая?», «Если погода – то какая?» и т.д). А теперь, пожалуйста, все встаньте и с закрытыми глазами подержите перед собой то, что в вашем представлении является конфликтом, прислушайтесь к своим чувствам и сделайте с этим образом то, что вам хочется (выбросить, порвать и т.д.).
Что после этого почувствовали? (Покой радость, веселье)

Вот так выглядит схема разрешения и предотвращения конфликта:

9. Временный разрыв
8. Согласие
7. Понимание
6. Умение слушать
5. Анализ своих действий
4. Компромисс
3. Юмор
2. Нежность
1. Покой

Ведущий: А среди нас есть тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки. А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал? Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Мы уже говорили о тех чувствах, которые испытывает обиженный человек и обидчик.
– А что чувствуют дальше?

Ответ: Желание помириться

Ведущий: А как быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождающегося обидой, агрессией тебе предстоит жить рядом с обидчиком? А если тебе этот человек – брат или сестра?

Ответ: Предстоит налаживать отношения.

Ведущий: А как их налаживать?

(О советах японских психологов рассказывает заранее подготовленный участник разговора)

Японские психологи предлагают в момент обиды сначала посмотреть в окно, потом глубоко вздохнуть и посмотреть в зеркало, улыбнуться и самому себе сказать: Он больше не будет! Вы сами удивитесь, как быстро рассеются грустные мысли и желание обидеться отойдет само.
Оставшись наедине с собой, проиграйте в уме недавнюю ссору. Представьте, что вы и есть ваш обидчик, скопируйте его позу, говорите его словами. Попробуйте влезть в его шкуру, ощутите его чувства. Это можно сделать на самом деле или мысленно. Через какое-то время напряжение в ваших отношениях начнет спадать. Если обидчиком стали вы сами, не затягивайте эту ситуацию, а наоборот как можно быстрее загладьте конфликт. К примеру, начните его закидывать вопросами на разные темы. Например «У тебя есть тетрадь в клеточку?», «Ты пойдёшь сегодня на секцию?». Методично задавая вопросы, вскоре заметите, как обида перерастёт в лёгкое раздражение, а потом последует небольшой взрыв. И только потом человек оттает, и обида уйдет.

Ведущий: Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гинесса занесли удивительное слово из языка американских индейцев. Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего оба хотят, но не делать этого в надежде, что это сделает другой». Вспомните хотя бы одну подобную ситуацию из собственной жизни и ответьте: Чего же хотят оба?

Ответ: Примирения, извиниться за обиды, простить.

Ведущий: А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?

Ответ: Если мы видим, что человек раскаивается, считает себя виновным, его можно простить. Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то не стоит лелеять в себе обиду.

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Ведущий: В психотерапии есть такое направление – сказкотерапия. Душу человека пытаются исцелить сказкой, Я тоже хочу рассказать вам маленькую
терапевтическую сказку «Прости».

Однажды, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание и Молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено вместе умереть. Немые  губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе. И потянулись руки навстречу, и Слово родилось «Прости»! В чем суть этой сказки? Кому её следует рассказать и почему? Какой вывод вы делаете?

Ведущий: Я предлагаю вам послушать стихотворение Э Асадова, которое читали еще мы, и думаю оно будет интересно и вам. Читаем стихотворение «Трусиха».

Ведущий: Как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?

Ответ: Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, т.к, ей стыдно за него. Могут встретиться через некоторое время, т.к. парню стыдно за своё поведение. Могут встречаться, но отношения будут уже не те.

Ведущий: Что чувствует девушка после происшедшего инцидента? (Обиду, разочарование, жалость к парню)

Ведущий: А что чувствует юноша? (Вину, стыд за себя, гордость за девушку).

Ведущий: А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной безопасности и безопасности девушки. Его даже можно назвать её защитником. Он реальнее оценил силу противника, и принял, возможно, самое верное решение. А девушка – бесстрашная натура, которая подставляет парня и себя. Ведь она фразами провоцирует агрессивные и преступные действия. И всё же, как сложатся отношения между ними?

Ведущий: На примере этого стихотворения я  хотела чтобы вы поняли, что нужно учиться вставать на место другого человека, принимать его аргументы, даже если они противоречат собственным. Ведь мы сами несовершенны. Прощающий человек это осознаёт, как и то что и другие несовершенны.

Заключение: У каждого из вас по три  квадратика. Подумайте, и с помощью них, попробуйте ответить на мой вопрос: Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным и изменит ли он ваше поведение в конфликтных ситуациях? Если да, то положите красный квадратик, если нет – черный, если всё еще сомневаетесь – желтый.

Ведущий: Я рада, что сегодняшний разговор прошёл не зря, и будет здорово если мы научимся понимать, что человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже. Он просто другой, со своими  индивидуальными особенностями и взглядом на жизнь. И если возникла обида, непонимание, но это не ущемляет ваше чувство собственного достоинства, то нужно прощать. А простить, это значит освободить от обиды себя и другого, избавиться от отрицательных эмоций.