Идея, лежащая в основе проекта, реализованного с сентября 2009 г. по май 2010 г. в гимназии, не нова в системе образования и состоит в том, что в случае невозможности осуществления традиционного взаимодействия субъектов образовательного процесса, возможно использование дистанционных форм взаимодействия при помощи сетевых технологий, а именно:
- в сети могут быть выложены учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся;
- через сеть можно организовать общение и процесс личных консультаций с учителем группы обучающихся, а также родителей обучающихся.
При реализации проекта, принималось во внимание, что дистанционное обучение не является альтернативой традиционным формам получения знаний, а дополняет их. Для гимназии это первый опыт и целью проекта явилась отработка технологий дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, через использование свободно распространяемых программных продуктов.
Среди задач проекта выделяются следующие:
- на основе анализа данных по техническим возможностям (наличие ПК и Интернет) участников образовательного процесса разработать алгоритмы (технологии) оптимизации процесса дистанционного взаимодействия, и внедрить их в практику педагогического процесса;
- описать технологию применения свободно распространяемых программных продуктов в рамках проекта;
- обозначить перспективы дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса.
Структура проекта включает ряд подпроектов, которые объединены общей проблемой и целью и характеризируются наличием собственной тематики в рамках темы проекта, а также подцелями, задачами и методами их решения в русле своей темы.
Подпроект «Дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса через организацию видео-уроков»
Разработка и реализация следующего подпроекта «Дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса через организацию видео-уроков» была обусловлена вынужденной остановкой учебного процесса, связанного с карантинными мероприятиями.
Участники подпроекта: учителя высшей категории: учитель русского языка и литературы Войдашенко Т.С., учитель математики Куликова И.В., учитель физики Дрюкова т.т., учитель английского языка Кашкина К.В.
Целевая группа: основная – учащиеся 5-А, 8-А, 9-А классов гимназического уровня (всего 3 класса).
Косвенная группа – учащиеся 5-Б, 9-Б, 9-В классов, родители обучающихся из целевой группы.
Цель проекта: организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.
Задачи подпроекта:
- Разработать дидактические единицы (видео-уроки).
- Осуществить цифровую съемку уроков.
- Ознакомиться с компьютерным оснащением, уровнем пользования Интернет в семьях обучающихся.
- Подготовить пользовательскую инструкцию для обучающихся и родителей по использованию Интернет контента и работе на сайте гимназии.
- Реализовать взаимодействие через электронную почту, Skype для получения обратной связи.
- Описать технологию создания видео-уроков и работе с ними в сети Интернет через использование свободно распространяемого программного обеспечения.
Методы: работа в творческой группе учителей, родительские собрания, сбор информации, создание инструкций, инструктирование, мониторинг участия всех целевых групп в подпроекте.
Достигнутые непосредственные результаты:
- участвовало: 74 учащихся 3-х классов, (96%), 38 учащихся косвенной целевой группы, 96 родителей;
- подготовлено и проведено: 4 совещания рабочей группы учителей; родительское собрание, инструктаж родителей; осуществлен сбор информации о наличии компьютера и подключения к сети Интернет в семье или на рабочем месте родителя (74% семей имеют доступ в Интернет); опрос родителей и обучающихся перед началом работы, по окончании работы дистанционно;
- созданы: 10 видео-уроков (выложены в Интернет); видео- и фотоматериалы о реализации проекта.
- описана технология создания видео уроков на имеющемся оборудовании.
Косвенные результаты:
Подключили домашние компьютеры к сети Интернет 16 семей. Приобрели компьютеры 3 семьи.
Помимо и вместе с удовлетворением потребительских требований как показал анализ- опрос, большинство родителей и обучающихся было еще недостаточно, или в слабой степени информировано о возможностях дистанционного обучения (52% от числа опрошенных), а у части целевой аудитории было негативное или скептическое отношение к его качеству (10% от числа опрошенных). Позитивно-нейтральное отношение высказали 38% опрошенных участников проекта. Соответственно, по окончании проекта эти же цифры изменились следующим образом: 0%\ 3%\ 97%.
Описание технологии создания видео уроков для дистанционного обучения с помощью свободно распространяемых программных продуктов.
1. Съёмка цифровой камерой (Sony Cyber-Shot DSC-W290);
2. Конвертация.
Имеющаяся в наличии камера DSC-W290 не сохраняет видео файлы в формате MP4. Свободно распространяемая программа VirtualDub (описываемая ниже) в текущей версии не работает с файлами такого формата. Поэтому была произведена конвертация видео в формат *.avi с помощью свободно распространяемой программы Pazera Free MP4 to AVI Converter (www.pazera-software.com/products/mp4-to-avi-converter).
Для этого видео файл необходимо добавить в список обрабатываемых файлов, выбрать необходимые настройки и нажать “Convert”. В результате получен файл в формате AVI.
Если ваша камера может сохранять видео файлы в формате AVI, то пункт конвертации можно пропустить.
3. Редактирование.
В ходе видеосъемки часто в кадр попадают фрагменты, которые мы хотим исключить из конечного варианта видео. Кроме этого часто возникает необходимость сознательно «ухудшить» качество видео файла, склеить видео файл из нескольких и т.д.
В процессе редактирования используется свободно распространяемая программа VirtualDub (virtualdub.sourceforge.net).
После запуска программы необходимо открыть нужный для редактирования файл: File -> Open video File.
Чтобы вырезать «нежелательный» фрагмент из отснятого видео, нам нужно установить начало и конец выходного видео файла.
Для этого используются команды: Edit -> Set selection start и Edit -> Set selection end.
Далее выбираем настройки сжатия видео. (Нам необходимо это сделать, потому что на сайте youtube.com, который будет использоваться для загрузки видео, есть ограничения на размер видео).
Video -> Compression.
Сохраняем файл: File -> Save as AVI…
4. Выкладывание видео файла в Интернет.
Заходим через браузер на сайт youtube.com. Для того, чтобы иметь возможность «закачать» видео, должен быть создан аккаунт на сайте google.com (например, можно завести почтовый ящик на gmail.com.
Наш аккаунт определился и мы нажимаем «Добавить видео».
На открывшейся странице снова выбираем «Добавить видео» и выбираем сохранённый нами отредактированный видео файл.
Пока видео загружается на сервер, мы можем ввести информацию, описывающую наш видео файл.
Далее нажимаем «Сохранить изменения».
Затем выбираем «Перейти к моим видео».
Если мы нажмём на ссылку с названием видео файла, то мы окажемся на странице с нашим видео. Теперь в строке ввода адреса вашего браузера находится ссылка на ваш видео файл.
Вы можете поделиться ей с любым желающим!
В нашем случае было выложено 10 ссылок на сайт гимназии для работы с ними обучающихся.
Как пример, одна из них: Физика/9 класс/2-ой закон Ньютона – www.youtube.com/user/NikitaKardakov?feature=mhw5#p/u/0/0xEbtIK-2z4
Подпроект «Электронный журнал»
Предпроектная деятельность здесь была осуществлена куратором подпроекта, учителем информатики Пиастро М.Д. и состояла в создании сайта гимназии на сервере Google.com, документа «Электронный журнал», а также работы по регистрации аккаунтов.
Целевая группа: основная – учащиеся 5-го класса, родители обучающихся, классный руководитель, косвенная группа – учителя предметники.
Обучающемуся для дистанционного взаимодействия потребовалось наличие (по месту жительства) следующего технического и программного обеспечения:
- Компьютер, подключенный к сети Интернет;
- Браузер;
- Программа для отправки и приема электронной почты (например, MS Outlook).
Целью данного подпроекта явилась организация дистанционного взаимодействия по информированию родителей об учебной деятельности обучающихся.
Задачами подпроекта стали:
- создание удаленного доступа в сети Интернет, формы журнала.
- разработка и внедрение технологии работы родителей и обучающихся в удаленном доступе с электронным журналом.
- описание технологии работы с электронным журналом.
Методы: сбор информации, создание инструкций, инструктирование, мониторинг участия всех целевых групп в подпроекте.
Среди непосредственных достигнутых результатов:
- участие 28 обучающихся 5-го класса (100%), 47 родителей;
- сбор информации о наличии компьютера и подключения к сети Интернет в семье или на рабочем месте родителя обучающегося (82% имеют доступ в Интернет);
- подготовка и проведение: 2 инструктажей родителей, 2 инструктажей обучающихся; анкетирование родителей и обучающихся на начальном этапе работы, через месяц работы, через пять месяцев работы.
Косвенные результаты подпроекта таковы:
- в 11-ти семьях компьютеры были подключены к сети Интернет;
- 12 учащихся и 9 родителей были обучены пользовательским навыкам;
- актуализация потребностей в получении информации о результативности учебного процесса через сеть Интернет у обучающихся выросла с 15% до 81 %, у родителей с 63% до 100%.
Технология работы над подпроектом:
1. Создание электронного журнала в системе Google Docs.
2. Создание аккаунта для каждого учащегося класса.
3. Изучение наличия ПК и Интернет у обучающихся. Инструктаж родителей и обучающихся по работе с журналом.
4. Еженедельное обновление информации классным руководителем.
Результативность проекта «Технологии организации дистанционных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, через использование свободно распространяемых программных продуктов сети Интернет»
Непосредственные результаты:
В русле проекта на основе анализа данных по техническим возможностям (наличие ПК и Интернет) участников образовательного процесса было разработано и реализовано 2 подпроекта, подчинённых проблеме организации дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, а также реализованы и описаны технологии реализации подпроектов через свободно распространяемые программные продукты.
В разработке проекта активное участие приняли 6 учителей из них 4 классных руководителя.
В реализации проекта приняли активное участие 102 обучающихся (100% целевой группы), 38 обучающихся (35 % косвенной целевой группы), 153 родителя.
В рамках проекта организовано и проведено 16 организационных мероприятий различного уровня (4 совещания рабочей группы учителей, 1 родительское собрание, 3 инструктажа для родителей и 3 инструктажа для обучающихся, 10 опросов для целевых групп), из них 9 мероприятий с участием родителей обучающихся.
В реализации проекта активно использовались современные образовательные технологии: компьютерные, интерактивные.
Реализация проекта через анализ опроса всех участников целевых групп проекта показала повышение заинтересованности всех целевых групп в получении услуг дистанционного взаимодействия.
Проект содействовал:
- стимулированию интереса и активизации когнитивно-познавательной деятельности обучающихся в русле образовательного процесса. Показатель: качество обученности в участвующем в двух подпроектах классе 5А остается с начала года стабильно высоким и даже выросло к 3-й четверти (на конец четверти в классе из 28 человек 10 отличников, 13 ударников и нет неуспевающих);
- формированию навыков и развитию умений работы в сети Интернет всех целевых групп проекта;
- активизации взаимодействия родителей обучающихся с учителями-предметниками и классными руководителями;
профессионально-личностному развитию педагогов в сфере освоения инновационных форм работы с детьми.
Выводы
положительные:
- использование свободно распространяемых в сети интернет продуктов делает возможным использование технологий дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса в современной школе;
- заложенная в основу проекта идея дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса позволяет обеспечить для заказчиков образовательных услуг в настоящем и будущем стратегические преимущества по сравнению с исключительностью реализуемых традиционных форм обучения, а именно:
- сокращение временных затрат на пребывание в учебном заведении, что особенно актуально для инклюзивного образования или в периоды вынужденной приостановки образовательного процесса в ОУ;
- дополнительное приобретение навыков работы с компьютерными и информационно-коммуникационными электронными технологиями обучающимися и членами их семей;
- оптимизация по объему и значительное улучшение качества учебно-методических материалов за счет использования электронных носителей и постоянной актуализации информации;
- более эффективное использование технических и организационных возможностей для осуществления гибкого индивидуального подхода к обучению;
отрицательные:
- на современном этапе компьютеризации ОУ отсутствие высокоскоростного Интернета, приводит к большим временным затратам по обеспечению эффективного дистанционного взаимодействия;
- неполная обеспеченность компьютерами семей обучающихся и невозможность сетевого взаимодействия вынуждает дублировать информацию на традиционных носителях, что обуславливает дополнительные временные затраты и исключает осуществление эффективного и своевременного контроля знаний;
- для реализации технической стороны постоянного дистанционного взаимодействия требуется отдельный специалист или специальная дополнительная подготовка для учителей;
Проект раскрыл большие возможности для дальнейших исследований в области дистанционного взаимодействия и образования.
Перспективы проекта
- Разработка модели дистанционного взаимодействия всех участников ОП.
- Изучение, анализ и применение дидактических возможностей, свойств и функций Интернет-технологий.
- Отбор, организация и структуризация содержания УМК в курсах дистанционного обучения.
- Создание электронных дидактических единиц.
- Разработка педагогических требований к созданию курсов дистанционного обучения.
- Разработка методики подготовки преподавателей дистанционного обучения.
- Изучение психологических особенностей взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного взаимодействия.
- Отработка педагогических технологий дистанционного обучения.
- Методика организации консультаций для учителей в реальных и виртуальных методических объединениях.
- Решение проблем оценки и контроля в дистанционном обучении.
Литература и интернет ссылки
- distant.ioso.ru – Лаборатория дистанционного обучения.
- Педагогические технологии дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Полат Е.С.) \ Академия 2006.
- Полат, Е. С. Роль и место телекоммуникаций в системе школьного образования / Е.С. Полат // Телекоммуникации в образовании. – М., 1995.