Опыт и перспективы реализации проекта "Технологии организации дистанционных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса через использование свободно распространяемых программных продуктов сети Интернет"

Разделы: Общепедагогические технологии


Идея, лежащая в основе проекта, реализованного с сентября 2009 г. по май 2010 г. в гимназии, не нова в системе образования и состоит в том, что в случае невозможности осуществления традиционного взаимодействия субъектов образовательного процесса, возможно использование дистанционных форм взаимодействия при помощи сетевых технологий, а именно:

  • в сети могут быть выложены учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся;
  • через сеть можно организовать общение и процесс личных консультаций с учителем группы обучающихся, а также родителей обучающихся.

При реализации проекта, принималось во внимание, что дистанционное обучение не является альтернативой традиционным формам получения знаний, а дополняет их. Для гимназии это первый опыт и целью проекта явилась отработка технологий дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, через использование свободно распространяемых программных продуктов.

Среди задач проекта выделяются следующие:

  • на основе анализа данных по техническим возможностям (наличие ПК и Интернет) участников образовательного процесса разработать алгоритмы (технологии) оптимизации процесса дистанционного взаимодействия, и внедрить их в практику педагогического процесса;
  • описать технологию применения свободно распространяемых программных продуктов в рамках проекта;
  • обозначить перспективы дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса.

Структура проекта включает ряд подпроектов, которые объединены общей проблемой и целью и характеризируются наличием собственной тематики в рамках темы проекта, а также подцелями, задачами и методами их решения в русле своей темы.

Подпроект «Дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса через организацию видео-уроков» 

Разработка и реализация следующего подпроекта «Дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса через организацию видео-уроков» была обусловлена вынужденной остановкой учебного процесса, связанного с карантинными мероприятиями.

Участники подпроекта: учителя высшей категории: учитель русского языка и литературы Войдашенко Т.С., учитель математики Куликова И.В., учитель физики Дрюкова т.т., учитель английского языка Кашкина К.В.

Целевая группа: основная – учащиеся 5-А, 8-А, 9-А классов гимназического уровня (всего 3 класса).

Косвенная группа – учащиеся 5-Б, 9-Б, 9-В классов, родители обучающихся из целевой группы.

Цель проекта: организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

Задачи подпроекта:

  1. Разработать дидактические единицы (видео-уроки).
  2. Осуществить цифровую съемку уроков.
  3. Ознакомиться с компьютерным оснащением, уровнем пользования Интернет в семьях обучающихся.
  4. Подготовить пользовательскую инструкцию для обучающихся и родителей по использованию Интернет контента и работе на сайте гимназии.
  5. Реализовать взаимодействие через электронную почту, Skype для получения обратной связи.
  6. Описать технологию создания видео-уроков и работе с ними в сети Интернет через использование свободно распространяемого программного обеспечения.

Методы: работа в творческой группе учителей, родительские собрания, сбор информации, создание инструкций, инструктирование, мониторинг участия всех целевых групп в подпроекте.

Достигнутые непосредственные результаты:

  1. участвовало: 74 учащихся 3-х классов, (96%), 38 учащихся косвенной целевой группы, 96 родителей;
  2. подготовлено и проведено: 4 совещания рабочей группы учителей; родительское собрание, инструктаж родителей; осуществлен сбор информации о наличии компьютера и подключения к сети Интернет в семье или на рабочем месте родителя (74% семей имеют доступ в Интернет); опрос родителей и обучающихся перед началом работы, по окончании работы дистанционно;
  3. созданы: 10 видео-уроков (выложены в Интернет); видео- и фотоматериалы о реализации проекта.
  4. описана технология создания видео уроков на имеющемся оборудовании.

Косвенные результаты:

Подключили домашние компьютеры к сети Интернет 16 семей. Приобрели компьютеры 3 семьи.

Помимо и вместе с удовлетворением потребительских требований как показал анализ- опрос, большинство родителей и обучающихся было еще недостаточно, или в слабой степени информировано о возможностях дистанционного обучения (52% от числа опрошенных), а у части целевой аудитории было негативное или скептическое отношение к его качеству (10% от числа опрошенных). Позитивно-нейтральное отношение высказали 38% опрошенных участников проекта. Соответственно, по окончании проекта эти же цифры изменились следующим образом: 0%\ 3%\ 97%.

Описание технологии создания видео уроков для дистанционного обучения с помощью свободно распространяемых программных продуктов. 

1. Съёмка цифровой камерой (Sony Cyber-Shot DSC-W290);

2. Конвертация.

Имеющаяся в наличии камера DSC-W290 не сохраняет видео файлы в формате MP4. Свободно распространяемая программа VirtualDub (описываемая ниже) в текущей версии не работает с файлами такого формата. Поэтому была произведена конвертация видео в формат *.avi с помощью свободно распространяемой программы Pazera Free MP4 to AVI Converter (www.pazera-software.com/products/mp4-to-avi-converter).

Для этого видео файл необходимо добавить в список обрабатываемых файлов, выбрать необходимые настройки и нажать “Convert”. В результате получен файл в формате AVI.

Если ваша камера может сохранять видео файлы в формате AVI, то пункт конвертации можно пропустить.

3. Редактирование.

В ходе видеосъемки часто в кадр попадают фрагменты, которые мы хотим исключить из конечного варианта видео. Кроме этого часто возникает необходимость сознательно «ухудшить» качество видео файла, склеить видео файл из нескольких и т.д.

В процессе редактирования используется свободно распространяемая программа VirtualDub (virtualdub.sourceforge.net).

После запуска программы необходимо открыть нужный для редактирования файл: File -> Open video File.

Чтобы вырезать «нежелательный» фрагмент из отснятого видео, нам нужно установить начало и конец выходного видео файла.

Для этого используются команды: Edit -> Set selection start и Edit -> Set selection end.

Далее выбираем настройки сжатия видео. (Нам необходимо это сделать, потому что на сайте youtube.com, который будет использоваться для загрузки видео, есть ограничения на размер видео).

Video -> Compression.

Сохраняем файл: File -> Save as AVI…

4. Выкладывание видео файла в Интернет.

Заходим через браузер на сайт youtube.com. Для того, чтобы иметь возможность «закачать» видео, должен быть создан аккаунт на сайте google.com (например, можно завести почтовый ящик на gmail.com.

Наш аккаунт определился и мы нажимаем «Добавить видео».

На открывшейся странице снова выбираем «Добавить видео» и выбираем сохранённый нами отредактированный видео файл.

Пока видео загружается на сервер, мы можем ввести информацию, описывающую наш видео файл.

Далее нажимаем «Сохранить изменения».

Затем выбираем «Перейти к моим видео».

Если мы нажмём на ссылку с названием видео файла, то мы окажемся на странице с нашим видео. Теперь в строке ввода адреса вашего браузера находится ссылка на ваш видео файл.

Вы можете поделиться ей с любым желающим!

В нашем случае было выложено 10 ссылок на сайт гимназии для работы с ними обучающихся.

Как пример, одна из них: Физика/9 класс/2-ой закон Ньютона – www.youtube.com/user/NikitaKardakov?feature=mhw5#p/u/0/0xEbtIK-2z4

Подпроект «Электронный журнал»

Предпроектная деятельность здесь была осуществлена куратором подпроекта, учителем информатики Пиастро М.Д. и состояла в создании сайта гимназии на сервере Google.com, документа «Электронный журнал», а также работы по регистрации аккаунтов.

Целевая группа: основная – учащиеся 5-го класса, родители обучающихся, классный руководитель, косвенная группа – учителя предметники.

Обучающемуся для дистанционного взаимодействия потребовалось наличие (по месту жительства) следующего технического и программного обеспечения:

  1. Компьютер, подключенный к сети Интернет;
  2. Браузер;
  3. Программа для отправки и приема электронной почты (например, MS Outlook).

Целью данного подпроекта явилась организация дистанционного взаимодействия по информированию родителей об учебной деятельности обучающихся.

Задачами подпроекта стали:

  • создание удаленного доступа в сети Интернет, формы журнала.
  • разработка и внедрение технологии работы родителей и обучающихся в удаленном доступе с электронным журналом.
  • описание технологии работы с электронным журналом.

Методы: сбор информации, создание инструкций, инструктирование, мониторинг участия всех целевых групп в подпроекте.

Среди непосредственных достигнутых результатов:

  • участие 28 обучающихся 5-го класса (100%), 47 родителей;
  • сбор информации о наличии компьютера и подключения к сети Интернет в семье или на рабочем месте родителя обучающегося (82% имеют доступ в Интернет);
  • подготовка и проведение: 2 инструктажей родителей, 2 инструктажей обучающихся; анкетирование родителей и обучающихся на начальном этапе работы, через месяц работы, через пять месяцев работы.

Косвенные результаты подпроекта таковы:

  • в 11-ти семьях компьютеры были подключены к сети Интернет;
  • 12 учащихся и 9 родителей были обучены пользовательским навыкам;
  • актуализация потребностей в получении информации о результативности учебного процесса через сеть Интернет у обучающихся выросла с 15% до 81 %, у родителей с 63% до 100%.

Технология работы над подпроектом:

1. Создание электронного журнала в системе Google Docs.

2. Создание аккаунта для каждого учащегося класса.

 

3. Изучение наличия ПК и Интернет у обучающихся. Инструктаж родителей и обучающихся по работе с журналом.

4. Еженедельное обновление информации классным руководителем.

Результативность проекта «Технологии организации дистанционных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, через использование свободно распространяемых программных продуктов сети Интернет»

Непосредственные результаты:

В русле проекта на основе анализа данных по техническим возможностям (наличие ПК и Интернет) участников образовательного процесса было разработано и реализовано 2 подпроекта, подчинённых проблеме организации дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, а также реализованы и описаны технологии реализации подпроектов через свободно распространяемые программные продукты.

В разработке проекта активное участие приняли 6 учителей из них 4 классных руководителя.

В реализации проекта приняли активное участие 102 обучающихся (100% целевой группы), 38 обучающихся (35 % косвенной целевой группы), 153 родителя.

В рамках проекта организовано и проведено 16 организационных мероприятий различного уровня (4 совещания рабочей группы учителей, 1 родительское собрание, 3 инструктажа для родителей и 3 инструктажа для обучающихся, 10 опросов для целевых групп), из них 9 мероприятий с участием родителей обучающихся.

В реализации проекта активно использовались современные образовательные технологии: компьютерные, интерактивные.

Реализация проекта через анализ опроса всех участников целевых групп проекта показала повышение заинтересованности всех целевых групп в получении услуг дистанционного взаимодействия.

Проект содействовал:

  • стимулированию интереса и активизации когнитивно-познавательной деятельности обучающихся в русле образовательного процесса. Показатель: качество обученности в участвующем в двух подпроектах классе 5А остается с начала года стабильно высоким и даже выросло к 3-й четверти (на конец четверти в классе из 28 человек 10 отличников, 13 ударников и нет неуспевающих);
  • формированию навыков и развитию умений работы в сети Интернет всех целевых групп проекта;
  • активизации взаимодействия родителей обучающихся с учителями-предметниками и классными руководителями;

профессионально-личностному развитию педагогов в сфере освоения инновационных форм работы с детьми.

Выводы

положительные:

  • использование свободно распространяемых в сети интернет продуктов делает возможным использование технологий дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса в современной школе;
  • заложенная в основу проекта идея дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса позволяет обеспечить для заказчиков образовательных услуг в настоящем и будущем стратегические преимущества по сравнению с исключительностью реализуемых традиционных форм обучения, а именно:
  • сокращение временных затрат на пребывание в учебном заведении, что особенно актуально для инклюзивного образования или в периоды вынужденной приостановки образовательного процесса в ОУ;
  • дополнительное приобретение навыков работы с компьютерными и информационно-коммуникационными электронными технологиями обучающимися и членами их семей;
  • оптимизация по объему и значительное улучшение качества учебно-методических материалов за счет использования электронных носителей и постоянной актуализации информации;
  • более эффективное использование технических и организационных возможностей для осуществления гибкого индивидуального подхода к обучению;

отрицательные:

  • на современном этапе компьютеризации ОУ отсутствие высокоскоростного Интернета, приводит к большим временным затратам по обеспечению эффективного дистанционного взаимодействия;
  • неполная обеспеченность компьютерами семей обучающихся и невозможность сетевого взаимодействия вынуждает дублировать информацию на традиционных носителях, что обуславливает дополнительные временные затраты и исключает осуществление эффективного и своевременного контроля знаний;
  • для реализации технической стороны постоянного дистанционного взаимодействия требуется отдельный специалист или специальная дополнительная подготовка для учителей;

Проект раскрыл большие возможности для дальнейших исследований в области дистанционного взаимодействия и образования. 

Перспективы проекта

  • Разработка модели дистанционного взаимодействия всех участников ОП.
  • Изучение, анализ и применение дидактических возможностей, свойств и функций Интернет-технологий.
  • Отбор, организация и структуризация содержания УМК в курсах дистанционного обучения.
  • Создание электронных дидактических единиц.
  • Разработка педагогических требований к созданию курсов дистанционного обучения.
  • Разработка методики подготовки преподавателей дистанционного обучения.
  • Изучение психологических особенностей взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в условиях дистанционного взаимодействия.
  • Отработка педагогических технологий дистанционного обучения.
  • Методика организации консультаций для учителей в реальных и виртуальных методических объединениях.
  • Решение проблем оценки и контроля в дистанционном обучении.

Литература и интернет ссылки

  1. distant.ioso.ru – Лаборатория дистанционного обучения.
  2. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Полат Е.С.) \ Академия 2006.
  3. Полат, Е. С. Роль и место телекоммуникаций в системе школьного образования / Е.С. Полат // Телекоммуникации в образовании. – М., 1995.