я научился у своих наставников,
ещё более – у своих товарищей,
но более всего – у своих учеников.
Талмуд
Педагогическая деятельность учителя – это результат его творческих поисков, опыта практической работы и качество образования его учеников.
Уровневая дифференциация обучения, была одной из первых, распространившихся в России образовательных технологий гарантирующих определенный результат. Многие педагоги из нашего коллектива школы работают по технологии уровневой дифференциации. Но в любой технологии, для получения качества образования, должно быть качественное проведение уроков (это мое мнение).
Первым шагом при подготовке к любому уроку является проектирование цели, которая задает общий ход процесса обучения, определяет содержательную сторону урока, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности учащихся и результативность учебного процесса. Школа, а вместе с ней и учитель получают социальный заказ общества, тем самым устанавливается цель по воспитанию определенного типа личности (фундаментом образования является воспитание). Затем эта цель переводится на педагогический язык и выстраивается лестница целей: цели изучения учебного предмета, цели изучения курса, цели изучения учебной единицы, цели урока. Понимание учителем такой структуры целей обучения имеет для него практическое значение. При проектировании урока учитель должен определять его эффективность не только с точки зрения того, что удалось ли реализовать цели данного урока, но и с точки зрения того, в какой мере реализованы вышестоящие цели.
Одним из самых трудных моментов любого урока является то, чтобы цели учителя стали целями учащихся. Если учащиеся не понимают и не принимают целей учителя как собственных, то процесс обучения теряет для них какую бы, то ни было ценность. Понимание и принятие целей учеником придает учебному процессу личностный смысл, формирует положительную мотивацию учения, превращает учащихся в активных субъектов процесса обучения. Что позволяет различными способами предъявить ОРО. Ориентация школьников на формальные результаты обучения не может обеспечить развитие полноценной мотивационной сферы учеников, которая связана, прежде всего, с эмоциями, чувствами. Для этого необходимо использование нетрадиционных косвенных способов предъявления ОРО. Это эмоциональный рассказ (лекция) учителя, кратко раскрывающая суть предстоящего изучения учебного материала; практическая работа, которая ставит перед учеником нерешенную пока проблему, показ видеофильма, игровая ситуация и т.д.
Изложение нового материала и его проработки происходит с использованием различных методов и приемов. Поэтапное изучение нового материала может быть организованно следующим образом (схема поэтапного изучения нового материала).
- Цель объяснения не может считаться достигнутой, если после него ученики не знают, какие задачи они будут решать с помощью изученной теории и как эти задачи решаются.
- Идея состоит в том, что можно отобрать определенный минимум задач, овладев методами, решения которых ученик будет в состоянии решить любую задачу на уровне программных требований по изучаемой теме.
- Цель является первичное закрепление изученного материала. Заканчивается этот этап самостоятельной работой, которая проверяется на этом же уроке.
- В ходе, которого учащиеся должны «увидеть» тему как единое целое, получить возможность определить, что упустили.
Информацию или знания можно усваивать, только обобщив их в процессе общения. «От общения – к обобщению» (Л.С. Выготский). Этап обобщения дает вывести учащихся за пределы минимального уровня.
Для прохождения всех этапов, отведенных на изучение нового материала, может быть выделено несколько уроков в учебном плане.
Педагогическая эффективность данного этапа учебного процесса снижена из-за недостаточности времени: как правило, на следующем уроке после объяснения нового материала идет его закрепление без проверки уровня понимания (уяснения, осознания) полученной новой информации. Упускается контроль на данном этапе, который позволяет удостовериться в осознании новой информации.
Этап отработки знаний и умений направлен непосредственно на подготовку к сдачи зачета. И сам зачет.
Предложенная схема позволяет организовать учебные занятия так, чтобы повысить качество усвоения материала (схема организации учебных занятий).
Все, что технологично, имеет свои ограничения. Именно поэтому, положительно влияя на знания и умения базисного компонента для всех учеников. Готовых выходить на творческий уровень, который, как показывают психологические исследования и педагогическая практика, не имеет границ.
Поэтому учитель, даже если он этого не желает все равно исследует ученика, подвергая испытанию степень его развития, его память, внимание, волю и собранность, прилежность. И конечно, лучше, если это делается осознанно, целенаправленно, обдуманно, с учетом перспективы формирования личности каждого ребенка. Именно поэтому надо использовать в своей работе годовую циклограмму работы с учащимися и родителями по повышению уровня облученности учеников и анкету по изучению мотивов учебной деятельности.
Выводом о путях повышения качества образования является:
- повышение интереса к преподаваемому предмету;
- качественное проведение уроков;
- контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель выявляет, как учащиеся усваивает программный материал, продвигаются в своем развитии, а также устанавливает эффективность используемых им методов, форм и средств обучения, определяет пути совершенствования процесса обучения.
Итоговая проектная (конкурсная работа «Волшебный мир компьютера») работа по информатике.
Приложение (у автора)