Наброски и зарисовки на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Актуальной проблемой современной школы является повышение эффективности уроков изобразительного искусства. Содержание предмета «изобразительное искусство» в школе составляют четыре основных вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

В течение всего курса рисование с натуры является основным видом учебной работы.

В процессе обучения рисованию, наряду с длительными рисунками с натуры, важное место занимают и быстрые рисунки – наброски и зарисовки.

В отличие от длительного рисунка, где прорабатываются мельчайщие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры предполагают передачу общего впечатления самого главного в объектах изображения или отдельных частей натуры.

Вместе с тем, в наброске не менее, чем в длительном рисунке передается правильность передачи формы  пропорций объёма пространственного положения предмета психологического состояния человека. Для наброска характерна некоторая простота, обобщённость широта в передаче формы объекта. Главное – набросок есть непосредственная быстрая передача впечатления – передача непосредственного восприятия  натуры.

В течение учебного года на занятиях отводится время на выполнение краткосрочных набросков, где учащиеся самостоятельно анализируют форму.

Наброски должны отражать знания и опыт, приобретённые в изучении натуры.

Краткосрочные рисунки и наброски предметов обихода разовьют у учащихся понятие формы в пространстве. Ценность наброска в том, что рисующий передаёт первое впечатление от натуры, то что его поразило, заинтересовало, что бывает трудно сохранить при длительном рисовании. Зарисовки бывают с проработкой деталей, а также выполненные условно, одной линией.

Набросок – короткий рисунок, где в основе лежит форма (всецело зависит от правил рисунка вообще) масса, имеющая подобие геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру и т.д. Живая форма натуры не имеет правильной геометрической формы, но в  схеме приближается к этим геометрическим формам, повторяя те же законы распределения света по поверхности, какие существуют для геометрических тел.

Линейно-пластическое изображение в краткосрочном рисунке применяется, в первую очередь, потому, что таким способом можно в короткий срок наиболее полно выразить представление, впечатление о натуре.

Линия, как физическое понятие, в природе не существует. Всё обличённое в понятие трёхмерной формы ограничивается не линией, а плоскостями. При рисовании прибегают к линии как простому техническому приёму. Многие художники пользовались линиями в своих работах, например: Дюрер, Гольбейн, Энгр. Линия служила для определения формы.

Линия  может быть толстой и тонкой, светлой и тёмной. Рисуя нужно помнить, что линия более активна в начале и менее активна в конце формы.

Контуры освещённых поверхностей начинаются с легкой линии. Теневые стороны изображаемой формы всегда делаются мягче и обобщеннее, чем на свету.

Изучая наследие любого выдающегося художника (А.Иванова, И.Репина, В.Серова, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля), мы всегда найдем у него много зарисовок и набросков – подсобный материал для дальнейшей работы.

Человек – высшая ценность нашего общества является главной темой в искусстве.

Наброски позволяют творчески познавать и преобразовывать формы искусства. Наброски служат художнику средством изучения мира.

Функции которые выполняют наброски:

– учебно-познавательную (изучение натуры, действительности, накопление знаний и умений).
– творческую (наброски – самостоятельные художественные произведения, один из видов графики, а изучение натуры – основа для создания художественного образа).

Задания для 1-4 классов.

Тема: Наброски инструментов спортинвентаря.

Материалы: белая или тонированная бумага, карандаш, фломастер, соус, сангина, уголь.

Задачи:

  • Закрепить зрительное представление о форме известных столярных, слесарных инструментах, спортинвентаря.
  • Приобретать начальные навыки в изображении данных предметов, используя тон и линию.
  • Развивать глазомер, умение рисовать с натуры.

Содержание.

1. Организационный момент

2. Изложение материала

Эти предметы просты по форме и потому удобны для изображения закономерностей формы.
Эти закономерности яснее всего наблюдаются на простейших геометрических телах цилиндре, конусе, шаре, кубе, призме, пирамиде.
Из сочетания этих элементарных форм строится любая форма в природе.
Рисуя предмет, наметить композицию наброска.
Определить ширину и высоту предмета, расположерие к линии горизонта,  степень перспективных сокращений.

Тема: Наброски натюрморта из предметов быта различных по тону фактуре форме.

Материалы: бумага, карандаш, уголь.

Задача: составить оптимальную композицию, выявляя предметную сущность изображаемого.

Содержание.

1. Организационный момент

2. Изложение материала

Натюрморт – изображение предметов из повседневной жизни, как часть картины.Предметы характеризуют человека, время.Примеры натюрмортов Ж..Шардена Д.Веласкеса Хруцкого Ф.Толстого П.Кончаловского.При выполненнии обращать внимание на композицию, листа его заполнение, равновесие.           
– пропорции предметов, характер формы и света, как средства выражения настроения, состояния, отношения
– выделение смыслового центра композиции
– материал выполнения, формат.

3. Практическая работа учащихся

1) Составление натюрморта из предложенных предметов быта на выбор (разных по фактуре).
2) Передать рисунок композиции в набросках на настроение: радостный грустный.

Наряду с набросками с натуры предметов натарморта желательно рисовать по па мяти и представлению. Такие упражнения будут способствовать развитию зрительной памяти, когда нужно вспомнить и рисовать увиденное с натуры. Можно менять материал карандаш или сангина или уголь.

Рисование по памяти надо вести в двух направлениях:

1 – учащийся делает сначала рисунок-набросок с натуры, а затем повторяет по памяти, закрыв предыдущий.
2 – учащийся сначала 2-3 мин. смотрит на натуру изучая и запоминая, а затем без натуры зарисовывает предметы.

Тема: Наброски в цвете животных и птиц с натуры (зоопарк, улица, чучела животных и т.д.)

Материалы: акварель, гуашь.

Задачи:

  • Учиться писать цветом с одновременным рисованием кистью и лепкой формы и объёма.
  • На открытом воздухе учитывать цвет.
  • Развивать воображение.

Содержание:

1. Организационный момент

2. Изложение материала.

Черная тушь, как материал очень богата по разнообразию технико-графических приёмов, которые зависят от применяемых инструментов: кисти белка, колонок, палочки разных фактур, бумага шероховатая, гладкая, обёрточная, тонированная и т.д.
Начинать набросок серым тоном общим силуэтом, затем уточняя рисунок, делать более контрастным. Надо помнить, что тени на форме выполняют мягко, обобщённо, а на свету – контрастно.
Удобный материал – фломастер: наброски не стираются, сохнут быстро, ими можно рисовать как пятном, так и линией.

Выполнение набросков в чёрно-белом варианте делим на 3 приёма:

  • линейное решение;
  • пятновое решение;
  • линейно-пятновое.

Тема: Наброски головы человека.

Задачи:

  • Учиться передавать правильно пропорции головы индивидуальные особенности, состояние человека.
  • Овладевать графическими навыками.
  • Развивать пространственное мышление.

Содержание.

Предварительно рассмотреть экорше, гипсовые слепки частей лица, гипсовые головы. Зарисовать части лица, экорше.
Проанализировать объемную форму. Наметить композиционное расположение наброска головы на листе бумаги (габариты головы).
Определяется характер очертания общей формы головы её пространственное положение. Уточняются основные пропорции головы – отношение ширины к высоте.
Средняя линия определяет наклон головы.
Намечается поперечная линия глаз, определяющая соотношение мозговой части черепа и нижней лицевой.
Общая форма разделяется линиями на лицевую и боковые плоскости.
Определяется конструкция и пропорции нижней челюсти.
Безнажимными линиями отмечают расположение и величину деталей лица – носа, глазных впадин, челюстей, лба, разреза рта, ушей, сравнивая эти детали с размером всей головы. Далее строятся все детали лица.
Заканчивается набросок более точной проработкой частей.
Нажим на карандаш усиливается.
Первоначально делают наброски с классических голов Давида, Сократа и др., затем приступают к рисованию живой натуры (наброски делаются так же как и с гипсовой).
Рисуя живую голову каждый должен отобрать в натуре главное и опустить незначительные детали.
В конце занятия анализируются и сравниваются работы учащихся.

Тема: Наброски одетой фигуры человека в интерьере.

Задачи:

  • Получение начальных навыков в изображении фигуры человека.
  • Передача пропорции, особенностей модели, позы, движения.
  • Изучение принципов выполнения набросков (от общего к частному, от частного к общему)

Содержание.

Грамотно выполнить набросок человека (даже самый быстрый) без знания анатомического строения невозможно. Учитель должен дать элементарные сведения о строении человека, механике движения тела.
Основа тела – скелет. Особенности формы костей обуслсвлены их функцией,  характером строения мышц, соединения костей с мышцами и связками.
Построение наброска живой фигуры начирается с отметки верхней, нижней и боковых границ изображения. Затем обозначается общая масса головы, торса, нижних и верхних конечностей. Проводится прямая линия от ярёмной ямки к точке опоры. Это помогает найти точно положение всей фигуры,  выявить пропорции. Далее конкретно прорисовываются торс,  голова и т. п. Ориентиры: плечевой пояс,  локти, грудные и брюшные мышцы, колени. Набросок сразу же лучше проработать тоном,  выявляя рельеф человеческого тела,  обобщённо. После этого детально прорабатывать формы головы, груди, живота, бедер. Увязку всех форм производить относительно средней линии. Интересные примеры быстрых набросков есть у К.Брюллова,  А.Дейнеки, А.Пластова. После выполнения стоящей фигуры выполняют наброски с сидячей модели и в ракурсе. Наброски – подготовительный этап к созданию образов композиций.

Приложение